Евгений Ланн Социальная сатира Вудворда (фрагмент статьи 1927г.)

Jan 08, 2010 19:37

Ни у одного из современных сатириков мы не найдём более чётких характеристик бизнесменов, представителей правящей касты современной Америки. Вудворда у нас пока знают мало, и потому приходится цитировать:  "Его /дельца - Е.Л. / невежество было совершенно исключительным... За всю свою жизнь он не прочёл до конца ни одной книги" */* Woodward W.E. Lottery. NY,1924. p.134/ или дальше: "Цивилизация, возведённая на индивидуализме и алчности, выдвигает в первые ряды людей посредственных, невежественных и тупоумных. Эти тупицы, благодаря своему положению, считаются компетентными во всех вопросах, начиная с муниципального управления и кончая теорией Дарвина" */* Lottery. p.360/. В "Хлеба и зрелищ" он издевается над "королём леденцов", играющим под Наполеона: "Наполеон? Наполеон голодных измождённых девушек... Этот тип спекулирует на голоде, как другие - на недвижимом имуществе"* /* Woodward W.E. Bread end Cicules. NY,1925. p.337/.  Автомобильный король во "Вздоре" - "целиком пропитан природным, чисто инстинктивным, плутовством, свойственным типичному второсортному уму" * /* Woodward W.E. Bunk. NY,1923. p.310./  Книга о Джордже Вашингтоне рисует американского национального героя предтечей этого современного бизнесмена. Правда, Вашингтон не совершил бы бесчестных поступков, но в делах коммерческих не преминул бы обмануть контрагента, а в тяжелые дни зимовки в Walley Forge, когда англичане держались в Филадельии и американцам приходилось очень плохо, он писал Джону Парку Кустису: "Земельные участки - дело надежное, они быстро повышаются в цене и будут стоить очень дорого, когда мы добьёмся независимости"* /* Woodward W.E. George Washington. The Image fnd the Man. NY,1926. p.82, см. также с.27, 55, 81, 282 и мн. др./ 
      Авторские ремарки Вудворда утверждают, что во всех книгах за оценками,  даваемыми некоторыми героями бизнесменам, - скрывается Вудворд. И с такой же чёткостью предстаёт перед нами социально-политическая оценка современной капиталистической системы: "В обществе, насыщенном капиталистическими идеями, как насыщена в настоящее время Америка, жадность почитается не пороком, а добродетелью... Жадность - некрасивое слово; поэтому оно выступает под различными псевдонимами и зовется ловкостью, напористостью, изворотливостью" и т.д.* /Bread end Cicules. p.226/. И в "Лоттерее": "Капиталистическое общество, паралитичное и живущее фальшивыми ценностями, не просуществовало бы и одного года, если бы не колоссальная производительность труда"* / Lottery. p.135/.
      Вудворд ставит социальный прогноз весьма недвусмысленно. Выше мы упомянули о его взгляде на будущее капиталистическое общество. Ограничимся двумя добавлениями: "Капитализм рухнет от собственной тяжести. Он базируется на ложном понимании ценности, на бумажном богатстве... В сущности он уже рухнул в Европе и лежит поперек дороги, мешая движению... Собрались вокруг него ветеринары и пытаются поставить его на ноги... Поднять-то они его поднимут, но с этих пор он будет страдать хроническими обмороками" * /* Bunk. p.209/.
      Давая оценку духовной жизни господствующего класса во втором десятилетии 20 века, Вудворд приходит к выводу: "Интеллектуальная жизнь состоятельных классов чуть-чуть тлела; оскудение духовное привело к какой-то моральной и эстетической анемии... Люди с пустыми глазами, погрязшие в духовном болоте, изо дня в день перелистывали свои чековые книжки и тщетно старались противостоять новым социальным и экономическим силам с помощью этих идиотских клочков бумаги"* /* Bread end Cicules. p.13./. Такова, весьма схематично, критика Вудворда современной социальной системы и прогноз её гибели. Но он отнюдь на этом не останавливается. Новое общество на развалинах древнего Рима? Да. И новые пути цивилизации: "Человечество ещё не отдало себе отчёта в том, каковы производительные силы цивилизации. Последние так велики, что при правильном их использовании материальных ценностей хватило бы всем и каждому. Наш долг бросить заботу о новых изобретениях и посвятить всю нашу духовную энергию реализации таких идей, которые усматривают в цивилизации орудие воздействия на общество, а не средство для извлечения прибыли, находящееся в руках ловких дельцов" * /* Bread end Cicules. p.186/.
       И, наконец, несколько штрихов, довершающих социально-политический портрет Вудворда. В них - в этих штрихах - если хотите, намёк на тактику. В авторских комментариях Вудворд размышляет об уме финансистов - владык воды и суши: "Только катастрофы производят впечатления на такие умы, только с катастрофами они считаются, понимают их и уважают. Это грустно, но это означает, что разговаривать с ними можно только на языке бедствий (in terms of disaster). Сейчас мир произносит именно такую речь на этом языке, и эта речь обещает стать ещё более красноречивой в течение ближайших лет"* /Bunk. p.330/.

Вудворд Е. Хлеба и зрелищ: (Роман). Пер. с англ. / Вступ. ст. Е. Ланна. М.-Л.: ГИЗ,1927. с.23-26.

цитата

Previous post Next post
Up