Nov 29, 2009 02:07
Толстой - этот неподражаемый художник и посредственный философ - видел слишком много последователей своей философии и слишком мало подражателей своего художественного творчества. Из его философских учений (а все они отзываются абсолютизмом отшельника и все грешат неприменимостью исключительной психологии) теория любви была тем учением, которое в течение годов удостаивалось большой чести быть предметом спора и даже иметь успех, получая впрочем одобрение только на словах. Теория отрицательная, она распространилась в мире посредством очаровательной повести, которая известна под названием "Крейцерова соната". По Толстому любовь, в своём значении физиологического акта, подчиняющегося инстинкту, есть похотливость и порок, поэтому, с точки зрения совершенного аскета, он охотнее приносит в жертву продолжение человеческого рода, лишь бы прекратилось продолжение зла.
Но упрямый разум нормальных людей наивно полагал, что совет Толстого едва ли подлежит принятию. По самой суровой логике, невозможно допустить, чтобы идеал человечества состоял в отрицании любви и вследствие этого в уничтожении человеческого рода. Но логика не может быть только мнением... как и арифметика, а с нею бросились сражаться ученики Толстого. Хор его последователей пел гимн целомудрию во всех тонах, и не только гимн целомудрию относительному, которого требует христианская нравственность, но и целомудрию абсолютному, как на него притязает великий жрец Ясной Поляны.
Сигеле С. Модная Ева. Пер. с итальянского. 2-е изд. СПб., 1913. с.3-5.
цитата