Цикл статей ко дню Победы 9 мая (4 часть)

May 08, 2016 22:01

Отношения Православной Церкви с немецкой администрацией на территории Белоруссии (июнь 1941 - июль 1942 гг)




Возрождение Православной Церкви в Белоруссии активно поддерживал митрополит Варшавский Дионисий, который в 1939 году лишился власти над православными приходами Западной Белоруссии. Им была создана Белорусская Церковная Рада, в состав которой вошли архимандрит Филофей (Нарко), доктор Иван Ермоченко, доктор Витушко, доктор красовский, Борис Стрельчик. На первом заседании Рады, которое состоялось 9 сентября 1941 года, был принят меморандум к центральным властям в Берлине. В этом обращении предлагалось возвести в сан епископов Феофана (Протасевича), Филофея (Нарко) и Афанасия (Мартоса), белорусов по национальности. Немецкие власти поддержали данный меморандум [5, с. 6].
Во второй половине сентября 1941 года в Минск приехал епископ Венедикт из Жировицкого монастыря для организации церковной жизни. Ему было необходимо получить разрешение оккупационных властей, в чём ему помог начальник Минского округа Радыслав Островский. По условию Р. Островского, возрождение церковной жизни должно было проводиться в национальном белорусском духе, а новые епископы должны быть белорусами по национальности. При посредстве Р. Островского епископ Венедикт получил из Генерального комиссариата Белоруссии письмо на имя митрополита
Пантелеймона Рожновского от 3 октября 1941 года, в котором были указаны некоторые условия: “ а) Православная Церковь в Беларуси руководствуется святыми канонами, а немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь; б) Православная Церковь в Беларуси должна называться: “Белорусская Автокефальная Православная Национальная Церковь”; в) проповедь, обучение Закона Божия и церковное письмоводство должны вестись на белорусском языке; г) назначение епископов, благочинных и священников не должно производиться без ведома немецкой власти; д) должен быть представлен статут “Белорусской Православной Автокефальной Национальной Церкви”; е) богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке” [6, с. 234]. В связи с этим, митрополит Пантелеймон и епископ Венедикт организовали официальное заседание, на котором были приняты условия, содержащиеся в письме Генерального Комиссариата Белоруссии: “а) принять к руководству и исполнению условия, представленные в письме Генерального комиссариата Беларуси; б) перенести резиденцию митрополита из Жировицкого монастыря в столицу Беларуси - город Минск; в) открыть духовную семинарию для обучения кандидатов в священный сан; г) присвоить митрополиту Пантелеймону титул: “Митрополит Минский и всея Беларуси.” Протокол заседания озаглавлен “Акт № 1 деяния Собора Епископов Белорусской Православной Церкви от 6 октября 1941 года.” Впервые в истории Белоруссии Православная Церковь на этой территории официально в акте православной иерархии названа “Белорусской” [6, с. 126-127].
  Постепенно начинало воссоздаваться центральное церковное управление. Во главе митрополии стоял митрополит Пантелеймон (Рожновский). Митрополит, 3 марта 1942 года, созвал собор епископов, на который были приглашены все епископы, включая епископа Венедикта из Гродно и архимандрита Афанасия. На этом соборе было решено разделить Белоруссию на шесть епархий: 1) Витебскую во главе с епископом Витебско-Полоцким Афанасием (Мартосом); 2) Гродненскую во главе с епископом Гродненско-Белостокским Венедиктом (Бобковским); 3) Минскую во главе с митрополитом Минским и всея Беларуси Пантелеимоном (Рожновским); 4) Могилевскую во главе с епископом Могилевским и Мстиславским Филофеем (Нарко); 5) Новогрудскую во главе с епископом Новогрудским Вениамином (Новицким); 6) Смоленскую во главе с епископом Смоленским Симеоном (Севбо) [5, с.7].
  В конце концов, Митрополит отверг автокефалию и, сопротивляясь отрыву от Москвы, возносил на богослужении имя местоблюстителя Сергия. Оккупационные власти, зная об откровенно русских и монархических убеждениях митрополита Пантелеймона, пошли на явное нарушение канонов Православной Церкви, которые запрещают светской власти вмешиваться в решение сугубо церковных вопросов. Оккупационные власти просто физически отстранили его от руководства митрополией. В конце мая 1942 года митрополит был вызван в Генеральный Комиссариат Белоруссии, где Леопольд Юрда официально объявил об отстранении митрополита Пантелеймона (Рожновского) и необходимости передачи управления церковными делами архиепископу Филофею (Нарко). Митрополит Пантелеймон подал протест, но его отклонили. Ему было приказано готовиться к отъезду в Ляды, где он пробыл до осени 1942 года, а на зимний период немецкие власти перевезли его в город Вилейку под надзор немецкой военной полиции [5, с. 8].
  Через несколько дней после высылки митрополита белорусские деятели (коллаборанты) представили архиепископу Филофею два меморандума, в которых изложили ряд своих требований: произвести регистрацию всех благочинных в митрополии с целью перемещения их, уволив русских и назначив белорусов; организовать при архиереях “рады” из лиц духовных и светских, известных белорусских националистов; переменить состав городского духовенства в Минске и в Минской консистории, назначив сюда белорусов, при этом назывались фамилии кандидатов. Из представленных требований архиепископ выполнил только одно, назначив священника Н. Лапицкого в Минск, а от остальных отказался, мотивируя тем, что он не митрополит и не может их выполнить. Белорусские деятели хотели удалить Филофея из Минска и на его место назначить более угодного им, но это было не в их власти [6, с. 329-330].
 
После окончательной оккупации на территорию Белоруссии приехали белорусские националисты. 22 октября 1941 года генеральный комиссар “Белоруссии” Вильгельм Кубэ разрешил создание Белорусской народной самопомощи (БНС), охватывающей широкий спектр жизни белорусского общества и в том числе церковную жизнь. В уставе БНС говорилось, что она “является добровольной народной организацией, призванной бороться за возрождение белорусской культуры, готовить национальные кадры, оказывать помощь белорусам, пострадавшим от военных действий, преследований большевиков и поляков, и восстанавливать разрушенный чужаками белорусский край” [11, с. 79]. 26 января 1942 года такая организация была создана, правда, только на бумаге, но 29 июня 1942 года В.Кубэ подтвердил создание Центрального совета в Минске.
С самого начала войны взаимоотношения исполнителей немецкой власти в лице националистов и православных иерархов складывались далеко не идеально. Такой вывод можно сделать обращаясь к воспоминаниям очевидца событий тех лет митрополита Пантелеймона: “В это время образовались в разных городах Белоруссии шовинистические национальные комитеты и существовала белорусская администрация, работавшая под управлением немцев. Они усиленно настаивали на выполнении немецких требований. И в особенности сильно было их влияние в Минске. Очень большой вред при этом оказывали поляки и католики, объявившие себя белорусами и работавшие во вред Православию. Так, например, всем школьным делом в Белоруссии заведывал ксендз Годлевский, который очень влиял на организацию, называвшуюся «Самопомощью», раскинувшую свои ветви во многих местах Белоруссии. Эта организация была настолько влиятельной, что она пыталась даже контролировать в Минске церковную благотворительность по отношению к беженцам и больным; городским комиссаром Минска был католик профессор Ивановский, оказывавший наибольшее покровительство штундистам: редакция Белорусской газеты, издававшаяся в Минске, состояла исключительно из католиков, из-за всех сил старавшихся вредить Православию. Когда же была образована Белорусская Центральная Рада, возглавлявшаяся Островским, Церковное Управление получило от него декреты никого не рукополагать, ни перемещать, ни увольнять без дозволения Центральной Рады и тому подобные требования” [10, с 9-10].

Литература:
5. Силова С. В. Крестный путь / Силова С.В. - Минск: “Белорусский Экзархат”, 2004г. - 78 с.
6. Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / А. Мартос. - Минск: “Издательство Белорусского экзархата”, 2000г. - 352 с.
11. Романько О.В. Коричневые тени в Полесье / О.В. Романько. - Москва: “Вече”, 2008г. - 430с.
10. Митрополит Пантелеймон (Рожновский) 1867-1950 / Изд. Епархиальное управление, Hofbauernstr. 26, 81247 München // Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви за границей. - 2012 г. - № 5-6. - 48 с.

Previous post Next post
Up