Цикл статей ко дню Победы 9 мая (3 часть)

May 08, 2016 21:38


Положение населения на оккупированной территории Белоруссии (повстанческие движения на оккупированной территории)

Заранее предупрежу: данная статья, в основном, отображает точку зрения церковных историков и, к сожалению, не является описанием событий "от 3-его лица"!!!

 Во время оккупации белорусское население страдало от немцев и от советских партизан, которые обычно скрывались в лесах, а ночью нападали на немецкие сторожевые и административные пункты, взрывали поезда и железнодорожные линии, убивали неугодных им лиц, грабили сельских жителей, забирая у них скот, лучшую одежду и продукты. Белорусские деревни обнищали и не могли прокормить голодавшее городское население. Беларусь представляла печальную картину нищеты и разрушения. Небольшие немецкие отряды и местная белорусская полиция боролись с партизанами, но от этой борьбы страдало мирное население. Преследуя партизан, немцы жгли деревни и убивали жителей, подозревая их в симпатии к партизанам, которые фактически были хозяевами в провинциях. Полная беззащитность сельского населения, весьма тяжелые условия жизни привели к гибели десятков православных священников и многих тысяч крестьян и городских жителей. Кроме советской партизанщины в 1942-1943 годах орудовали в западно-белорусских районах и польские партизаны. Они замучили насмерть несколько православных священников, убили их семьи и многих православных белорусов [6, с. 340].
  Один из немецких офицеров писал после войны в своих воспоминаниях: “Партизанское движение не было, конечно, просто проявлением беспорядка в тыловых областях, как сначала думали немцы. Напротив, это было политическое движение Сопротивления, которое невозможно было взять под контроль лишь силами полиции” [11, с. 113]. На Белорусских землях проблема партизан была на первом месте: первостепенной задачей групп были стратегически важные населенные пункты и коммуникации. В военно-исторической литературе, посвящённой “партизанской республике”, широко раскрывается деятельность советских партизан - других, по мнению советских историков, и не было. Тем не менее, следует признать, что на территории оккупированной Белоруссии действовал целый ряд партизанских отрядов, не считавшихся с коммунистической идеологией советского государства.

Например, на западе Белоруссии, отчасти также в Галиции и на Волыни действовали польские партизаны и подпольщики из так называемой Армии Крайова, целью которых было возрождение Польского государства, поэтому хотя у советских и польских партизан враг был общий, но интересы их не совпадали. Польское подполье видело своих противников не только в немцах и советских партизанах, но также и в местном населении. Тайная польская организация гренадеров, действовавшая на территории Западной Белоруссии, на совещании, состоявшемся 3 мая 1943 г., приняла постановление: 1) Все немецкие учреждения в поветах должны быть переполнены только нашими людьми, чтобы вся практическая власть была в наших руках. Таким образом, все полицейские и коменданты смогут оказать помощь оружием и амуницией нашим вооруженным легионам, проводить разведку и делать соответствующее влияние на немцев и на все их окружение. 2) Каждый поляк должен помнить, что... никогда и ни за что белорус не захочет дать нам помощь, потому мы должны стремиться выжить белорусов из всех учреждений... стремиться найти всякие материалы, обвиняющие белорусов за связь с партизанами для того, чтобы их расстреливали.   Таким образом, мы сможем не только выжить белорусов, но и настроить белорусское население против немцев. Затем при помощи умелой пропаганды перетянем белорусов на свою сторону и достигнем как минимум их нейтралитета. 3) Через своих людей просить полицию и немцев сжигать белорусские деревни под предлогом, что они помогают партизанам. В инструкции № 7 от 14 мая 1943 г. руководящий центр гренадеров указывает, что цель польских легионов - освобождение Заходней Беларуси от большевизма, нокаждый поляк должен помнить, что белорусы - это враги польского народа... поляки должны всеми способами компрометировать белорусов перед немцами, добиваясь арестов белорусов, чтобы потери в белорусах были наибольшими [3, с. 274-275].
Также на территории действовали украинские националисты - Украинская повстанческая армия (УПА), находящаяся в подчинении у бандеровцев, действовавшая с 1943 года против советских и польских партизан. Следует также учитывать белорусское националистическое партизанское движение - наряду с советским, наиболее масштабная и влиятельная организация. Существовали также малозаметные литовские и еврейские отряды, не сыгравшие важной роли на территории Белоруссии [11, с. 116].
  Общая динамика численности белорусских партизан была следующей: более 12 тыс. (август 1941 г.), около 50 тыс. (ноябрь 1942 г.), более 75 тыс. (май 1943 г.), более 153 тыс. (декабрь 1943 г.) и более 270 тыс. (июнь1944 г.). Всего за период с 1941 по 1944 год через партизанские отряды на территории Белоруссии прошло свыше 440.000 человек. По количественным показателям - это второй результат после Украины [11, с. 118-119].


Учитывая изменения политики со стороны Советского государства по отношению к Православной Церкви, некоторые командиры партизанских отрядов в партизанских зонах поощряли открытие церквей, приглашали священников, разрешали ставить придорожные поклонные кресты. Делали они это в большинстве случаев в пропагандистских целях, чтобы показать лояльность к Церкви со стороны советской власти и тем самым дать понять местному населению, что вступление в партизанские отряды не повлечет отлучения их от Церкви. Но имеются факты и вполне сознательного обращения к Богу и открытого признания Его Святой Церкви. Так, согласно немецкому полицейскому донесению, в одну из вновь открывшихся церквей в партизанской зоне прибыл партизанский отряд, и его командир обратился к собравшимся в храме прихожанам со следующими словами: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры! Бог есть и будет! Мы были временно задурманены, потому что пренебрегали Богом. Богу надо молиться. Молитесь за нас и за всех бойцов и партизан. Аминь!” [5, с. 35].
  Однако, исследуя точку зрения протоиерея Владислава Цыпина, крупного церковного историка, ни одно из партизанских движений не сочувствовало православной Церкви. Ядро советских партизанских отрядов составляли воинствующие атеисты. Польское подпольное движение естественно пользовалось сочувствием со стороны Римско-католической Церкви; в православных поляки видели носителей традиций ненавистной им царской России. Украинские националисты ориентировались либо на униатскую Церковь, либо на раскольническую автокефальную группировку. Православные канонические священники погибали по вине и оккупантов, и партизан, но настоящий террор против них развязали как раз украинские националисты в интересах автокефальной группировки [3, с. 275]. Эта точка зрения заслуживает пристального внимания, так как она большего всего согласуется с общим положением на оккупированных белорусских землях.

Литература:
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917 - 1997 / прот. В. Цыпин. Москва: издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997 г. Т.9. - 832 с.
5. Силова С. В. Крестный путь / Силова С.В. - Минск: “Белорусский Экзархат”, 2004г. - 78 с.
6. Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / А. Мартос. - Минск: “Издательство Белорусского экзархата”, 2000г. - 352 с.
11. Романько О.В. Коричневые тени в Полесье / О.В. Романько. - Москва: “Вече”, 2008г. - 430с.

Previous post Next post
Up