Цикл статей ко дню Победы 9 мая (1 часть)

May 08, 2016 00:59


Состояние Православной Церкви на территории БССР накануне войны


 Политика большевиков в отношении Православной Церкви с 1917 по 1941 год привела к тому, что церковная жизнь была практически ликвидирована. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. На Украине сохранилось 3% из числа дореволюционных приходов. В Киевской епархии в 1940 году оставалось два прихода с тремя священниками, одним диаконом и двумя псаломщиками [3, с. 254]. В восточной части Белоруссии, входившей с 1922 года в состав Советского Союза, церковная  организация (Патриаршая Церковь Московского Патриархата) почти прекратила существование к 1939 году: 28 июля 1937 года в Минске закрыли храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины - последний православный храм в городе; летом 1939 года прекратила действовать последняя православная церковь на территории восточной части Белоруссии, находившаяся в Бобруйске, на кладбище [4, с. 8].
  В Западной Белоруссии, входившей до сентября 1939 года в состав Польского государства (II Речи Посполитой 1918-1939гг.), во многих храмах продолжали совершаться богослужения. Но по всей территории республики число храмов не превышало 806, причём на западные области приходилось 428 церквей и часовен. Действующих храмов было 542, в них служило 606 священников, число верующих превышало 2 миллиона человек [5, с. 5]. Юридическое положение Православной Церкви в Польской республике не было нормировано государственными законами. Но существует такой документ, касающийся Православной Церкви, как “Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше”, подписанные министром просвещения и вероисповеданий в 1922 году. Этот документ позволял вмешиваться в церковные дела православных. Также существует “Внутренний устав Св. Польской Автокефальной Православной Церкви”, датируемый 18 ноября 1938 года, и за которым следует декрет президента (30 декабря 1938 года)  о легальном существовании Православной Церкви в Польском государстве.
   Православная Церковь в Польской республике была автокефальной с 1924 года, по ходатайству епископов и польского правительства у Константинопольского патриарха Григория III. Во главе Православной Церкви в Польше стоял митрополит Дионисий Валединский. Всего было пять епархий: Варшавско-Холмский, Волынский, Виленский, Гродненский и Полесский, всего 2000 приходов, 15 монастырей во главе с Почаевской лаврой на Волыни. Также существовали две духовные семинарии в Кременце на Волыни и в Вильно в Почаевской лавре, богословский факультет при университете в Варшаве и диаконская школа в Яблочинском монастыре на Подлясьи. Обучение велось на польском языке, в связи с полонизацией белорусов. Доходило до того, что с 1938 года от священников потребовали произносить проповеди по-польски. Многие священники не знали польского, а прихожане-белорусы тем более. Но также следует отметить, что молодые священники, получившие образование уже в “польское время”, активно использовали польский язык во время богослужения, игнорируя белорусскоговорящих прихожан [6, с. 314-116].
    1 сентября 1939 года Германия начала военные действия против Польского государства. 17 сентября 1939 года советские войска перешли границу Польши и 25 сентября заняли территорию Западной Белоруссии. Территориальный раздел Польши между СССР и Германией был завершён 28 сентября 1939 года подписанием “Германо-советский договор о дружбе и границе”, согласно которому территория Западной Белоруссии входила в сферу влияния СССР [7, с. 28-29].
Воссоединение территорий западной и восточной Белоруссии шло под лозунгом освободительного воссоединения братских народов, поэтому власти старались показать свою религиозную терпимость. В последние два предвоенных года (конец 1939 года до середины 1941 года) в советской печати всё чаще стали появляться статьи о том, что не надо путать простых верующих с религиозными идеологами и религиозной идеологией. Верующие являются вполне честными советскими трудящимися. Классовым врагом является религиозная идеология, а не люди, религиозные чувства которых не следует оскорблять. На освобождённых территориях Западной Белоруссии проводится политика относительной терпимости по отношению к верующим и духовенству при интенсивной пропаганде против религии как мировоззрения. Вводятся высокие налоги на доходы духовенства, но насильственного закрытия церквей не наблюдалось, и редки случаи ареста духовенства. Тогда же восстанавливается регулярная неделя с воскресением в качестве выходного дня, вместо введённой в 1929 году “пятидневки” с субботой как выходным днём, что лишало верующих посещения богослужения по воскресениям [8, с. 279-280].
    Советская власть застала церковную жизнь на территории Западной Белоруссии хорошо организованной. Православные архиепископы: пинский Александр (Иноземцев) остался на своей кафедре, как и епископ гродненский Савва (Советов) и виленнский Матфей (Семашко), которые позднее выехали за границу до прихода советских войск. Архиепископ Пантелеймон (Рожновский), с 1922 года находившийся в Жировицком монастыре под стражей (выступил против конкордата с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше [9, с. 184]), узнав, что епископ Савва гродненский оставил свою епархию и уехал за границу, принял на себя управление Гродненской епархии. Духовенство не высказало никакого протеста, и епархия подчинилась архиепископу Пантелеймону. Владыка Пантелеймон описывал в своей автобиографии эти события следующим образом: “ В 1921 году из приходов Минской епархии, оказавшихся на территории Польской Республики, была образована Пинско-Новогрудская епархия, и Святейшим Патриархом Тихоном я был назначен правящим ее. За непризнание автокефалии Православной Церкви в Польше, я был интернирован в монастырь, где пробыл все время до прихода Советской Власти, причём Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан архиепископа. После разгрома Польши в 1939-м году и перехода части ее территории под управление Советской Власти, я, находясь тогда в Жировицком монастыре, перенял управление Гродненской епархией и почти всей Виленской Епархией, оказавшихся без епископов. Сообщив о себе Местоблюстителю митрополиту Сергию, я, первоначально, на короткое время был назначен Экзархом Западной Белоруссии и Украины, впоследствии же возведен в сан Митрополита” [10, с. 9].

    17 октября 1939 года владыка Пантелеймон, указом Московской Патриархии, был назначен архиепископом Пинско-Новогрудской епархии (в неё входила гродненская область). Также владыке было присвоено звание Экзарха Патриархии для Западных Белоруссии и Украины до июля 1940 года, когда вместо него был назначен архиепископ Николай (Ярушевич) [9, с. 185]. После образования государственной границы между Литовской республикой и СССР город Вильно, епархиальный центр Виленской епархии, отошёл к Литве. В связи с этим архиепископ Пантелеймон принял в своё ведение приходы и духовенство этой епархии и, указом митрополита от 24 июня 1940 года, был утверждён архиепископом “Гродненским и Вилейским” [6, с. 318-319].
    Гродненско-Вилейская епархия имела 307 приходов. 73-летнему Пантелеймону было сложно справляться со всеми епархиальными делами и, по его просьбе, в Москве было принято решение рукоположить во епископа брестского, викария Гродненско-Вилейской епархии архимандрита Венедикта Бобковского, настоятеля Жировицкого монастыря. Рукоположение состоялось в Москве 30 марта 1941 года [6, с. 320]. В 1941 году, из-за начала войны, митрополит Николай (Ярушевич) эвакуировался на территорию России, и владыка Пантелеймон был назначен Экзархом Белоруссии с титулом Митрополита Минского и Белорусского [9, с. 185-186].
    Антирелигиозная политика советского правительства не добилась окончательной ликвидации Православной Церкви. Не смотря на то, что религиозная жизнь на территории Восточной Белоруссии была полностью остановлена, территория Западной Белоруссии практически сохранилась на дореволюционном уровне. Это и послужило началу воссоздания Православной Церкви в Восточной Белоруссии. Также, немаловажным для Церкви являлась политика относительной терпимости по отношению к верующим и духовенству на освобождённой территории Западной Белоруссии.

Литература:
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917 - 1997 / прот. В. Цыпин. Москва: издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997 г. Т.9. - 832 с.
4. Кривонос Ф., свщ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918 - 1951 годы) / свщ. Ф. Кривонос. Киевец: Свято-Троицкая церковь, 1996г. - 100 с.
5. Силова С. В. Крестный путь / Силова С.В. - Минск: “Белорусский Экзархат”, 2004г. - 78 с.
6. Мартос А. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни / А. Мартос. - Минск: “Издательство Белорусского экзархата”, 2000г. - 352 с.
7. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Минск: Издательский центр БГУ, 2004 г. - 231 с.
8. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР / Д. Поспеловский. - Москва: “Библейско-богословский институт св. апостола Андрея”, 1996г. - 409 с.
9. Дорош Н. И. Православный Гродно / Н. И. Дорош. - Гродно, 2000 г. - 266 с
Previous post Next post
Up