Во время обучения в ВУЗе, со 2-го курса, я занимался темой "ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С НЕМЕЦКИМИ ВЛАСТЯМИ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ 1941 - 1944 гг." Как то жалко стало просиженных ночей перед сдачей курсовых и диплома и, поэтому, решил оставить свои нечеловеческие труды здесь. Как раз к 9 мая) Для разминки, скину введение - историографию. А вдруг кому-нибудь приспичит почитать по этой полумифической теме.
Деятельность Православной Церкви в годы войны, как правило, замалчивалась. Труды советских историков несли лишь негативную критику религиозной деятельности православной иерархии. В военно-документальной литературе, где в первых изданиях упоминались имена священнослужителей, принимавших участие в партизанском движении, из последних изданий изъяли. Так, в книге И. Шубитыдзе “Полесские были” 1969 года выпуска они есть, а уже в издании 1974 года - отсутствуют. В то же время делался акцент на сотрудничество некоторых священников с нацистскими оккупационными властями. С середины 80-х гг. исследователи начали давать более взвешенную оценку деятельности духовенства. Но всё исследование основывалось на тезисе (например, Н. С. Гордиенко), что война как массовое страдание и всенародное горе была стимулятором роста религиозности, а духовенство использовало беды людей для усиленного насаждения религиозных чувств. До конца 1980-х гг. работы священнослужителей и мирян по данной теме ограничивалось статьями в церковном журнале и несколькими небольшими рукописями. Следует упомянуть брошюру протоиерея П. К. Раины, посвящённую участию православного духовенства Белоруссии в борьбе с оккупантами. Автор, сам партизан, после войны окончил духовную академию, сообщает ценные, неизвестные ранее сведения. В книге содержатся свидетельства участников партизанского движения об активной помощи им митрополита Украинской автокефальной Церкви Александра (Иноземцева) [1, с. 6]. Также существует книга советского исследователя, ныне преподавателя исторического факультета БГУ, М.С. Корзуна “Русская православная церковь 1917 - 1945 годы”, где автор “раскрывает антинародную деятельность церкви в первые годы советской власти, прослеживает переход её на лояльные позиции по отношению к политике нашего государства с целью сохранения влияния на верующих” [2, с. 112]. При оценке деятельности церкви во время войны, автор строго разграничил “буржуазно настроенных религиоведов”, фальсифицирующих истинное положение дел, и представителей Московской патриархии. Также автор делает высказывание, что “миф о преследовании церкви в СССР понадобился для того, чтобы говорить о предоставлении фашистами религиозной свободы на оккупированной территории” [2, с. 93]. Но также автор не подвергает сомнению искренность участия церкви в общей борьбе и приводит некоторые факты, касающиеся пожертвований на нужды фронта [2, с. 95].
Современные светские российские историки, такие как В.А. Алексеев и М.И. Одинцова, большое внимание уделяют предпосылкам и обстоятельствам встречи в Кремле 4 сентября 1943г. И.В. Сталина с руководством Московской Патриархии. Следует также упомянуть работы О. Ю. Васильевой, диссертация которой в значительной степени была посвящена исследованию патриотической деятельности Русской Церкви, её вклад в общенародное дело достижения победы в войне [1, с. 7]. Среди современных белорусских историков следует выделить кандидата исторических наук С.В. Силову, защитившей диссертацию и написавшей ряд литературы по данной теме. В своей книге “Крестный путь” она излагает сведения о некоторых сторонах религиозной жизни в оккупированной Белоруссии и даёт подробную характеристику патриотической деятельности православного духовенства в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.
Из церковных историков, написавших труды по данной тематике, следует уделить внимание архиепископу Афанасию Мартосу, написавшему в 1966 году в Аргентине свою книгу “Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни”. В Белоруссии данный труд появился в 1990 году и в настоящее время исправлены опечатки и заново отредактирован весть текст. Автор является участником событий тех лет, раскрывает малоизвестные страницы истории Белоруссии, в том числе времени оккупации 1941 - 1944 годов. Также из более современных исследователей уделяется внимание протоиерею Фёдору Кривоносу: архивный исследователь, специалист по вопросам прославления новомучеников, автор лекций по истории Белоруссии, доцент Минской духовной академии. В своей книге “Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации (первая половина 1941 года)” автор, опираясь на архивные сведения, рассматривает особенности возрождения церковной жизни на оккупированной территории Восточной Белоруссии в начальный период Великой Отечественной войны.
Литература:
1. Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь / М.В. Шкаровский. - Москва: “Вече”, 2007г. - 508 с.
2. Корзун М.С. Русская православная церковь 1917 - 1945 годы / М.С. Корзун. Минск: “Беларусь”, 1987г. - 113 с.