“A fuore Normannorum libera nos, Domine!” Пожелание
К этому посту я все никак не мог приступить. Все собирался. Да и сейчас пишу его с тяжелым сердцем. Моя профессия имеет печальную изнанку. Иногда архитектора зовут для того, чтобы он нашел зримое выражение людской скорби и боли от потери. Нередко это связано с безвременным, нелепым уходом из этого мира людей совсем не старых. Часто детей. Я еще не встречал, чтобы кого-нибудь в этих случаях утешало благочестивое осознание, что, мол, они теперь в лучшем мире. Чаще всего я видел внутренний надрыв и отупение. Ладно…
Храм Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла возведен в память о массовой погибели безвинных людей в октябре 2002 года. Храм строился долго и тяжело. Менялись генподрядчики, процесс периодически замирал от хронической нехватки средств - бюджет наполнялся, в основном, за счет пожертвований. Под стать была обстановка вокруг самой стройки. В сообществе родственников погибших витали разные идеи. От превращения всего Храма в грандиозный поминальный монумент, до обустройства внутри музея, рассказывающих о жертвах. Чиновники торопились отчитаться о завершении строительства. Причт хотел, чтобы оставалось место и для приходской жизни. Чтобы тема непосредственно Храма - не замылилась. Так бы все это и продолжалось, если бы настоятель не предложил, в конце концов, решение более - менее устроившее всех. А предложил он обустроить южный придел во имя иконы Иверской Божией Матери (в ее праздник 26 октября заложники, наконец, были освобождены) и украсить алтарь легкой преградой соответствующего облика. И, чтобы, в приделе этом ежедневно поминались все невинно убиенные. На том и порешили…
Из своего профессионального (будь он неладен) опыта я знаю, что маящаяся от горя душа откликнется, скорее, на что-то лаконичное, с ясной продуманной композицией. Громоздкие, перегруженные памятники, обычно, вгоняют человека в еще больший ступор. Таким образом, определился первый пункт «проектного задания». Второй пункт вытекал из крайне скудного бюджета на обустройство интерьера. Знаете, это был тот случай, когда говорят, что «каждая копеечка алтынным гвоздем прибита». Надо было сыграть на скрипке без скрипки, потому, как «со скрипкой - каждый дурак сможет» (начальственная мудрость). Так и нарисовался в голове этот образ классической одноярусной преграды - шесть беломраморных пилонов, несущих архитравную балку, разорванную навершием Царских врат. Правила игры допускали наличие только одной северной Дьяконской двери. Мы все думали тогда, как придать преграде облик, сообразный с её посвящением. И ничего лучше легкой лазуритовой паутины, накинутой на полотенца - плутео и архитрав с венчающим крестом, не придумали. Ничего такого, что было бы слишком - «Blue in face», в общем. Так или иначе, преграда была готова к ноябрю 2015 года.
Против прежнего обыкновения я буду показывать преграду в обратном порядке, разоблачая её: от общего - к деталям. Заранее извиняюсь за «телефонное» качество фото. Па-бам…
Здесь я пытался воплотить великий архитектурный лозунг «Прогрессивному варварству - варварский ордер». Смех смехом , а капители я всегда рисую персонально для каждой преграды, сообразно со смыслом разыгрывающейся пьесы. Да и обломы компонуются из тех же соображений. Ведь даже самая простая стена имеет свою тектонику. Спросите об этом паука, растягивающего по ней легкую сетку. И еще одна вещь, которую я хотел бы сказать читателям моих бесхитростных текстов. Ежели кому-нибудь из вас доведется рулить обустройством храмовых интерьеров, запомните: «Всегда закладывайте живопись отдельным пунктом». Никогда не финансируйте её по остаточному принципу: «То, что осталось от трапезы». Ибо получите то, что получите.
Это вид на преграду в первозданной чистоте, без икон и врат. В проеме виден мраморный же престол.
Полотенца - плутео. Инкрустация лазуритом здесь - двух видов: плоские полосы и объемные элементы креста. Ни за что не найдете стыков кусочков, из которых она собрана. Кропотливейший труд выполняется в технике «русской мозаики»
Одно из прясел преграды. Коелгинский мрамор на диабазовом основании. Отделка - так называемая матовая полировка (лощение). Она позволяет лучше выявить структуру мрамора, избежать впечатления «обмылка».
Вот те самые капители.
Впрочем, я лукавлю, потому, как к этой алтарной преграде относится только первая фотография. Вторая капитель проживает в центральном приделе. А есть еще придел северный. И там многое уже тоже сделано. С этой капели мы, пожалуй, начнем продолжение рассказ о Дубровском Храме. Эта часть, надеюсь, будет - торжественной. А вы, пока что, берегите близких и себя.