Осенние заметки о летних впечатлениях: как мы слушали "Иоланту"

Sep 19, 2014 00:02

Ещё один эпизод из жизни нашей летней школы. Взращивание культурного уровня шло невероятными темпами. (Нет, нет не в ущерб математике, не подумайте :-)) Делается это так. Между полдником и ужином объявляется "клубное время". Средняя продолжительность клуба час, так что за клубное время ребёнок запросто может и на два клуба сходить. Далеко не все клубы подчёркнуто интеллектуальные. Можно побегать, попрыгать, ручками что-то покрутить и т.д. Но в этом году интеллектуализм зашкаливал! О чём только не говорили: неизвестные войны (например, картофельная), принципы рационального мышления (руководитель дважды призёр финала Всероса по математике, так что с рациональным мышлением у него нормально), латынь, классика советского кино, шедевры античной литературы и даже (насколько я понял, ибо сам не присутствовал) популярное изложение для малышей статьи Аверинцева о том, как в европейской культуре разрушался античный идеал. Два слова о собственном опыте проведения оперного клуба.
Эта затея тянется с прошлого года. Один весьма уважаемый сотрудник нашего лагеря (в этом году его не было, увы), насидевшись в Метрополитен-опера, решил выплеснуть свои впечатления на детские головы. В качестве орудия было выбрано "Золото Рейна". При этом был выдвинут такой аргумент: детям будет интересна опера с нетривиальным сюжетом и глубокими мыслями, а не очередная любовная клюква. И в этом безусловно есть доля истины. Музыкальная подготовка у детей разная, за час-полтора оперу не послушаешь и т.д. Клуб - это жанр, в значительной степени разговорный. На слушание имеет смысл отводить, максимум, половину времени. И тут, конечно, "Кольцо" очень подходит - поговорить есть о чём. Но утончённый вагнеровский язык малодоступен школьнику, даже с учётом того, что "Золото" проще других вагнеровских опер. Не знаю, насколько та беседа стимулировала у детей интерес к прослушиванию опер.
Нужно некоторое равновесие между идеологичностью и доступностью музыкального языка. И тут "Иоланта" - совершенно идеальный объект. Прочитали текст, послушали, и опять почитали текст арии Ибн Хакиа о двойной природе элементов мироздания - идейный центр оперы. Послушали арию Роберта и поговорили о том, как контрастны чувства Роберта и Водемона. И, конечно, сцену с розами и дуэт. И разговор о том, как духовное зрение может заменить чувственное. Дети очень хорошо слушали, несмотря на абсолютно разный уровень подготовки. Почти никто из присутствующих раньше "Иоланты" не слышал, хотя некоторые говорили, что слушали "Пиковую даму".
В конце я всё-таки не удержался и рассказал историю смерти Чайковского. Пропаганда суицида? По-моему, совсем наоборот.
Вот такая история. Смотрели и слушали, конечно, старый фильм Горрикера. Кстати, он ещё, слава Богу, в добром здравии https://ru.wikipedia.org/wiki/Гориккер,_Владимир_Михайлович И мне подумалось, что перелицованный советский текст, из которого тщательно убраны все упоминания о Боге, не так уж плох. По крайней мере, к серьёзным смысловым искажениям он не привёл, а на музыку иногда ложится даже лучше. Интересно, а кто коректировщик? Над "Жизнью за царя" Городецкий, вроде, потрудился, а здесь кто? Было бы любопытно узнать.
Previous post Next post
Up