61. Ева Мелгалве (Латвия) (
sereket), "Нелюди", фантастическая пьеса, перевод с латышского совместно с Дан Гри -
1,
2,
3,
4,
5,
Итог Рецензия Олега Михайлова.
Земля после Третьей мировой войны…
Робот-домработница Мария ищет хоть какого-нибудь хозяина (мотивы поиска - остроумные, кстати), чтобы за выполненную работу получить от него «эмоциональную поддержку, признание и положительную оценку». Но, увы, все люди вроде как погибли, на земле остались только роботы. В полуразрушенном доме Мария встречает старого робота Пруфа, эдакого резонера. Вскоре к ним присоединяется боевой робот-убийца ЭИБО…
С самого начала мне показалось немного странным, что роботы практически очеловечены - т.е. говорят незаконченными предложениями. Это размывает их (в данном случае, речевое) отличие от людей.
Например:
ПРУФ. Я базовый прототип. Первый. Тогда они считали, что такое может пригодиться.
МАРИЯ. Очевидно, не пригодилось…
Пример, быть может, не совсем удачный, потому как в данном случае непонятно, для чего автор ставит многоточие, если предложение закончено. И таких мест в пьесе очень много, кстати. Это очень распространенная ошибка начинающих драматургов. Если вы думаете, что таким образом (за многоточиями) вы скрываете некий подтекст, то вы ошибаетесь. Кроме трех точек, там ничего нет.
Но вернемся к речевой характерности роботов. Домашний робот Мария ведет себя как юная домработница с комплексом «отличницы», что (опять же) делает ее неотличимой от человека. Временами она (судя по количеству восклицательных знаков в тексте) еще и подвержена легкой истерии… Боевой робот ЭИБО так же склонен к многоточиям, а иногда он даже молчит «ища, но не находя слов» (это ремарка автора), совсем как туповатый вояка. Склонен к рефлексии и Пруф, которого боевой робот называет учителем (сенсеем).
Я очень ждал, когда же в пьесе появится живой человек. Ну, или робот, который выдает себя за человека. Тогда - на контрасте - стала бы видна разница между психологией машины и ее потенциального хозяина. И это важно! Потому как читать/смотреть пьесу про машин лично мне не интересно, даже если они будут «играть» (как короля свита) про человека. Но весь первый акт автор лишь презентует нам модели роботов. Вот робот Пруф, говорит нам автор. Он такой. А вот робот Андрей. Он другой.
Но я не знаком с психологией роботов. Более того, они мне не интересны даже в том случае, если их «психотип» копирует (или, скорее, шаржирует) модели человеческого поведения. Я понимаю, что автору (видимо, в силу молодости) удобнее работать со схемами. Но взаимодействие схем еще никогда не приводило к рождению и столкновению характеров, даже в том случае, если у схем происходит внутренний конфликт. И сколько бы автор не писала об этом в ремарках типа: «АНДРЕЙ (слега сжался из-за внутреннего конфликта)», - это все равно конфликт схем.
Еще один серьезный промах. В первой трети пьесы ничего не происходит. Точнее, перед нами некая механическая имитация внешнего действия. Вот Мария пришла в дом, включила Пруфа, вот в поисках «подзарядки» пришел «убийца» ЭИБО, потом появился робот Андрей, который отказался включать электричество. Попутно выяснилось, что именно скромный «работяга» Андрей (и ему подобные), а вовсе не боевые роботы, оказался причиной гибели человечества. И что? Ну вот выяснила Мария, что Андрей плохой, что с Андреем не нужно дружить («Я глубоко разочаровалась в твоей программе»), что лучше иметь дело с ЭИБО, который хоть и туповатый и безвольный, но жутко симпатичный. А дальше-то что?
А дальше автор делает то, что я называю «финт ушами»:
(ЭИБО) Неожиданно человеческим жестом вдавливает голову между рук.
Тишина.
Во время дальнейшего, дневной свет начинает меркнуть, сгущаются сумерки.
ЭИБО. Мне не выйти из этого существования. Мы созданы без снов и смерти. Не позволено, зря растачивать ресурсы.
Пауза.
И мы живём и живём. Мы продолжаем существовать, нам не дано уйти - ни в сон, ни в смерть.
Вот и правда - «неожиданно»! С чего вдруг?! Что там у него замкнуло? В тексте, увы, ответов нет. Ну замкнуло и замкнуло…
Вся эта груда металлолома не двигается с места, а до конца первого акта (15 страниц) трындит на философские темы:
МАРИЯ. Нормы глобальной этики могут заменить функциональную этику в ситуации,
когда та потеряла смысл.
АНДРЕЙ. Нормы твоей глобальной этики созданы человеком. Потеряв людей, они теряют всякий смысл так же, как смысл теряет функциональная этика.
МАРИЯ. Я всё же еще что-то чувствую.
АНДРЕЙ. Слабый отблеск человеческих эмоций.
МАРИЯ (проводит рукой по волосам). Почему ты так делаешь?
ЭИБО. Потому, что ты слушаешь его.
Мария смотрит на него ничего невидящим взглядом.
Ты слишком чувствительна. Ты не создана для жестоких игрищ.
Пауза.
Поэтому ты мне так дорога.
Не выдержав эмоциональной нагрузки, Мария капитально зависает. Но тут (неожиданно, как Deus ex machina) появляется АВА ( идеально сработанный робот-андроид), которая оживляет Марию и объявляет себя БОГОМ.
Конец первого акта.
Лично мне было бы интереснее наблюдать процесс появления в машинах человеческих эмоций не по мановению волшебной палочки (в роли которой выступает воля автора пьесы), а в силу причин (процессов), которые происходили бы на наших глазах. Которые были бы понятны и обоснованны. Например, в следствие общения с человеком. Или (если автор настаивает на том, что человечество уничтожено) «очеловечивание» возникает в машинах от того, что они (в силу обстоятельств) берут на себя функции людей. Но автор выбирает для себя (как мне кажется) более легкий путь.
Не спорю, появление робота-бога довольно эффектный ход! Как и всякий мессия, робот Ава начинает с «проповеди»:
АВА. Люди. Они создали нас по своему лицу и подобию, но назвали нас роботами - работники, рабы… Их программы заставили нас считать добром то, что нравилось людям, а то, что они ненавидели, - они заставили нас воспринимать как зло. Они сделали нас зависимыми от себя. Без свободной воли, с одним единственным желанием. Служить.
МАРИЯ. И мы их уничтожили…
АВА (слегка сморщилась на то, что её прервали). Мы их не уничтожали. Мы действовали по их программе. Они сами уничтожили себя, как это уже пытались сделать все последние тысячи лет. Мы только сумели до конца выполнить задачу, которую они сами для себя выбрали, но не умели осуществлять своими силами - уничтожить всё человечество.
Пауза.
И спасти мир.
Идея, собственно, не новая. Подобные сценарии «спасения человечества» неоднократно появлялись, а однажды (если верить «Библии») даже были осуществлены с помощью Всемирного потопа и большой лодки.
И вот здесь (в начале второго акта) автор плотненько так встает на псевдобиблейские рельсы. Ава-Бог оборачивается Змеем-Искусителем, который зовет роботов в «светлое будущее», не просто свободное от людей, но еще и от человеческой психологии и (самое главное!) этики. Вот будь человеческая этика такой, какой ее представляют неживые герои пьесы, я бы сам с удовольствие последовал за Авой в ее «незарегистрированный» бункер. Но герои сомневаются… Автор уже «заразила» их рефлексией. Но это «заражение» настолько искусственно, что верится в него с трудом. Роботы не следуют за Авой, потому что она (внимание!) НЕ ЧЕЛОВЕК! Весь свой пыл Ава кладет на то, чтобы объяснить роботам, что они роботы и все человеческое им чуждо. Но беда в том, что автор никак не объяснила нам, почему вдруг (неожиданно) роботы начала вести себя как люди. Как раз этого момента (этого превращения) в пьесе нет. И получается, что во втором акте автор борется с тем, чего не смогла сделать (написать) в акте первом.
Автор, тем не менее, продолжает упрямо гнуть тему новых Адама и Евы - ЭИБО и Марии. И, как водится, всё упирается в грехопадение. Т.е. в секс.
АВА. Оставь девочку в покое! Она не может тебя любить. (После паузы, улыбнувшись.) И тебе это и не нужно.
ЭИБО (думает). Такая функция для меня действительно невероятна. (Отбрасывает эту мысль, обращается опять к Марии.) Если я могу дать тебе, по крайней мере, что-то...
АВА. Я говорю - оставь её в покое. (К Марии.) Тебе нужен секс. Ты же это знаешь. (Пауза, Мария смотрит на Аву.) Ты знаешь. Самый интенсивный обмен чувствами... заливающий всё удовлетворением.
МАРИЯ. Столько блаженства.
ЭИБО. Так говорят. (Пауза.) Но если это не возможно. Если бы это было возможно, я же, я... (Пауза, понимает, что нет.) Это не возможно. Я создан, чтобы убивать, а не...
И, да, моя программа… она…ошибочная, да, я... чувствую... но... (В отчаянии.) Я не могу!
АНДРЕЙ (рассмеялся.) Бедняжка. Нужной экипировки у него нет...
ЭИБО (к Андрею). Что ты там смеешься!? Можно подумать, что у тебя есть.
АНДРЕЙ. Конечно, есть.
ЭИБО. На что?! Чтобы лампочку ввинтить?
АНДРЕЙ. Я допускаю, что ты не знаком с порнографией.
Пауза. Эибо молчит.
Неожиданно выясняется, что у робота Андрей нужная экипировка есть. У него есть член!
И это, пожалуй, один из самых интересных моментов пьесы, так как впервые в тексте появляется то, что мне (как живому человеку из плоти и крови) действительно интересно.
К сожалению, автор целомудренно уводит Андрея и Марию в другую комнату.
На наших глазах разворачивается другой (уже мелодраматичный) сюжет: Ава (опять же, неожиданно!) заявляет, что ЭИБО создан, чтобы любить ее (хотя, зачем роботу-богу любовь?), а ЭИБО пытается определить, что же такое он чувствует к Марии…
И - что удивительно - за процессом соблазнения ЭИБО действительно интересно наблюдать. Здесь (наконец-то) вроде как бы и юмор какой-то появляется, чего не наблюдалось в первом акте, написанном очень уж серьезно. Разгадку «приносит» Пруф. Оказывается, у Авы только тело робота, а внутри она (внимание!) ЧЕЛОВЕК!
АВА. Не верьте ему.
МАРИЯ. Ты - человек? ...
ЭИБО. Выходит правдоподобно. Привычка приказывать роботам. Свобода. Недостача смысла бытия. Эмоциональность. Интеллект.
АНДРЕЙ. Длительно запланированное предательство своих ближних. Желание властвовать над миром, любой ценой, чего бы это не стоило. Я сказал бы, что совершенно определённо - она человек.
И здесь уже роботы не следуют за Авой в «светлое будущее» потому что она Человек!
Но они и не уничтожают ее. Они ее… перевоспитывают!
ЭИБО. Если мы найдем идеального человека, тогда заменим тебя на него. (Пауза.) Но я не думаю, что такое случится.
Пауза.
Посмотри в небо!
АВА (смотрит верх). Звёзды. Я всегда верила, что однажды их увижу. (Эибо.) В этом есть какая-то мораль?
ЭИБО. Да.
В финале роботы решают восстановить поголовье людей, чтобы стать им родителями…
Довольно сложно анализировать пьесу, персонажи которой изначально заявлены как «нелюди» - тем более, что весь первый акт они таковыми и являются. И вот всё, что касается роботов (их проблемы, их поступки, их мотивации) - это не интересно. В этой связи, я бы посоветовал автору что-то сделать с первым актом. Каким-то образом дать нам понять, что именно в этом доме, в этот день, на наших глазах произойдет что-то удивительное. Слегка приоткрыть перед нами карты… И очень бы хотелось, чтобы процесс превращения роботов в людей начался не вдруг (не со сбоя системы или перегоревшего процессора), а с чего-то более понятного и осязаемого/визуального. Это должно быть событием, которое повлияет не только на персонажей, но и нас - читателей/зрителей. Это событие должно настолько нас заинтересовать, чтобы мы дождались появления Авы, а «не плюнули и ушли из зала».
И - конечно - юмор! Его очень не хватает в первом акте. Я понимаю, что актеры в костюмах роботов - это уже смешно, но этого чертовски мало. Автор, подумайте над тем, что программисты тоже люди, и у них есть чувство юмора. Соответственно, программы роботов могут быть смешными. Допустим, та же Мария, убирая дом, могла смотреть телесериалы, запоминая их сюжеты, героев, какие-то реплики. Командиром ЭИБО вполне мог быть человек, от которого робот мог нахвататься солдатского юмора. Не страшно, если в начале пьесы роботы будут «шутить» невпопад - из этого (непонимания, например) так же могут рождаться смешные ситуации.
Разнообразьте характеры ваших персонажей, пусть они от внешнего подобия человека идут к человечности. Тогда - в первом акте - это будет не конфликт схем (как я писал в самом начале рецензии), а конфликт персонажей, который - во втором акте - перерастет в конфликт личностей. Ну и если уж делать этот процесс постепенным, то и «человеческие» ремарки должны появляться в тексте не сразу…
И последнее… Автору - спасибо! Читал с интересом!
Все пьесы "Осеннего драмафона-2011" (ссылки на отрывки, отзывы и рецензии).
Все тексты драмафона можно скачать одним файлом
здесь (архив RAR на 1,5 Мб из 38 doc-файлов)
Акция "ОТЗОВИСЬ!" (для желающих написать отзывы на пьесы драмафона)