Новогодние каникулы на Балтике. Морской музей Эстонии

Jan 28, 2018 11:03


Мой крылатый дредноут уходит в глухую ночь,
Лишь сияние Эльма нещадно рвет темноту.
Все трусы - штатские крысы давно разбежались прочь,
Остальные со мной и бесстрашно стоят на посту.

Продолжаю рассказывать о Таллине. Сегодня мой рассказ будет посвящен открытому в 1935 году Морскому музею Эстонии (Eesti Meremuuseum). На самом деле, после своего открытия он просуществовал всего пять лет и закрылся в 1940 году с приходом советской власти, а его коллекции были разделены между различными музеями. Морской музей воссоздали только через двадцать лет - в 1960 году. Сейчас его экспозиция размещена в башне Толстая Маргарита и в ней представлена история мореплавания, местного судостроения, портового и маячного хозяйства.

01.



02.


03. Доски с именами судов.


04. Большая часть экспозиции представляет собой коллекцию масштабных моделей кораблей. А на этом стенде представлены инструменты одного из крупнейших моделистов Эстонии - капитана Германа Тыниссоо (1890-1974).


Начнем нашу экскурсию по миру судомоделизма. Каждая представленная ниже миниатюра сопровождается краткой исторической справкой о судне. К сожалению, информацию о некоторых судах приходится собирать буквально по крупицам, поэтому иногда она может оказаться совсем скудной.

05. Эскадренный миноносец типа "Новик" ("Лейтенант Ильин") Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай (1914-1918), Спартак (1918-1919), Wambola (1919-1933), Almirante Villar (1933-1954). Был построен на Путиловском заводе в Петрограде, спущен на воду в 1915 году. Дислоцировался в Гельсингфорсе, в 1918 году принял участие в Ледовом походе Балтийского флота. Во время Гражданской войны на Балтийском море 1918-1919 годов эсминец был захвачен англичанами и отбуксирован в Ревель, где и перешел в состав ВМФ Эстонии. После окончания войны корабль с сокращенным составом команды преимущественно стоял в порту, пока в 1933 году не перешел в резерв и не был продан ВМС Перу. В 1954 году исключен из состава флота и порезан на металл.


06. Барк Rock City. Построен в канадской провинции Квебек в 1868 году. Затонул в 1913 году у побережья Дании.


07. Плавучий маяк Некмангрунд. В 1876-1898 стоял у мели Хийумадал к северу от острова Сааремаа. После него на мели стояло еще два маяка с таким же названием, но судьбу оригинального мне выяснить так и не удалось.


08.


09. Баркентина Andreas Veide. Построена в 1888-1891 годах в латвийском городке Айнажи на границе с Эстонией. В 1901 году на пути в Бразилию парусник попал в шторм у островов Зеленого Мыса в Африке и был вынужден причалить в Дакаре. В 1902 году продан итальянцам.


10. Ледокол Царь Михаил Федорович (1914-1917), Волынец (1917-1918, 1941-1988), Wäinämöinen (1918-1922), Suur Tõll (1922-1941, 1988-н. в.). Судно было построено по заказу правительства России в немецком городе Штеттин (ныне Щецин, Польша), спущено на воду в 1913 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. В 1918 году был направлен в Хельсинки для оказания помощи русским военным кораблям, где и был захвачен финскими белогвардейцами. В декабре 1922 года ледокол был передан Эстонии. В 1941 году вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота СССР и во время Второй мировой войны участвовал в эвакуации флота из Таллина в Кронштадт. В 1988 году ледокол отправился из Ломоносова в Таллин, где после распада СССР и остался на вечной стоянке в качестве музея.


11. Пароход Kajak. Построен в 1902 году в шотландском Глазго, эксплуатировался на Балтике Русским Восточно-Азиатским обществом. В декабре 1918 года пароход был перехвачен эстонским сторожевым кораблем и переправлен в Таллин. В 1954 году порезан на металл.


12. Модели некоторых эстонских маяков.


13.


14. Обстановочное судно Lood. Построено в 1906 году в Хельсинки. В 1918 году, во время Эстонской освободительной войны, главнокомандующий эстонской армии Йохан Лайдонер ходил на нем в Лиепаю для обеспечения перехода английских кораблей в Таллин.


15. Буксир Merikaru. Построен в 1935 году в Таллине. В 1941 году буксир затонул, подорвавшись на мине.


16.


17. Земснаряд Nord. Построен во французском Лионе в 1892 году. Данная модель - один из первых экспонатов музея, полученных в 1935 году.


18. Паром класса "Дмитрий Шостакович" (проект B-492) Георг Отс. Был спущен на воду в 1980 году в польском Щецине и передан Эстонскому морскому пароходству. В 1980-2000 годах судно обслуживало маршрут "Таллин-Хельсинки", а в 1986 году использовалось для поездки Михаила Горбачева в Рейкьявик на встречу с Рональдом Рейганом. В 2002 году паром был передан России и уже через год он начал обслуживать маршрут "Балтийск-Санкт-Петербург". В конце августа 2010 года "Георг Отс" вышел в направлении Мурманска и, покинув его 10 сентября, прибыл в Анадырь 26 сентября. Таким образом он стал первым пассажирским судном-неледоколом, преодолевшим Северный морской путь с ледокольной поддержкой. В начале октября того же года паром прибыл во Владивосток, где должен был использоваться в качестве гостиницы для размещения гостей саммита АТЭС. В 2013 году владелец парома заключил договор фрахтования судна без экипажа с китайской фирмой, а уже в следующем году стало известно, что в результате мошенничества судно было распилено на металл в Китае. Последний раз "Георг Отс" был замечен на судоремонтном заводе в городе Чжоушань.


19. Сухогруз типа "Ленинская гвардия" (проект B-46) Петр Красиков (1973-1991), Paldiski (1991-?). Построен в 1973 году в Щецине. Суда данного типа в Эстонском морском пароходстве в основном работали на линиях между портами Европы и Западной Африки.


20. Ролкер типа "Иван Скуридин" (проект 1607) Тимур Фрунзе (1979-1991), Narvahaven (1991-1996), Narva (1996-2002), Maximahaven (2002-2009). Построен в 1979 году в Ленинграде, порезан на металл в 2009 году.


21. Шхуна Jaen Teär. Построена в эстонском уезде Сааремаа в 1926 году. Затонула в декабре 1945 года, когда при следовании во льду корпус судна был этим самым льдом и разрезан.


22. Судовая радиостанция.


23. Сухогруз типа "Ленинская гвардия" (проект В-46) Иоханнес Лауристин (1974-1992), Kehra (1992-?). Построен в Щецине в 1974 году.


24. Сухогруз типа "Повенец" Хельтермаа (1964-1992), Heltermaa (1992-1994), Harvest 2 (1994-1995), Friends (1995). Построен в 1964 году в немецком Ростоке, в 1995 году порезан на металл.


25. Паром Viking Sally (1980-1990), Silja Star (1990-1991), Wasa King (1991-1993), Estonia (1993-1994). Спущен на воду в 1980 году в немецком Папенбурге. Изначально паром был построен для финской компании "Viking Line" и курсировал он по маршруту "Турку-Мариехамн-Стокгольм". В 1987 году его выкупила "Silja Line", оставив на том же маршруте. В 1991 году судно перешло под крыло "Wasa Line", дочерней компании "Silja Line", и стало курсировать между финским Вааса и шведским Умео. В 1993 году паром приобрела судоходная компания "EstLine" для обеспечения сообщения между Таллином и Стокгольмом. 28 сентября 1994 года между 0:55 и 1:50 часами ночи во время сильного шторма паром затонул на полпути в Стокгольм. Из 989 человек, находящихся на борту, спастись сумели лишь 137. Жертвами этой ужасной трагедии стало 852 человека, большинство из которых были гражданами Швеции и Эстонии (501 и 285 человек соответственно). Также среди погибших было 11 граждан России, 1 гражданин Беларуси и 1 гражданин Украины. Наиболее вероятной причиной гибели парома называются его конструктивные недостатки (отрыв носового визора) и тяжелые погодные условия. Эта катастрофа считается крупнейшим в Европе кораблекрушением, произошедшим в мирное время.


26.


27. Балкер Kaarel Ird (1989), Kristjan Palusalu (1989-1999), Alex D (1999-2012). Построен в 1989 году в украинском Николаеве. В 2012 году был продан индийской компании для разделки на металлолом.


28. Балкер Виктор Кингисепп (1985-1992), Gustav Sule (1992-2007), Hua Ning (2007-2009), Dong Feng (2009-н. в.). Построен в 1985 году в болгарской Варне.


29.


30. Пароход Strathardle (1910-1916), Harold Dollar (1916-1927), Glenbeath (1927-1932), Eestirand (1932-1941), ВТ-532 (1941). Построен в 1910 году в шотландском Дамбартоне. В Эстонии пароход приспособили под рыболовецкое судно в составе флотилии, занимавшейся ловом рыбы в Норвежском море. С началом Великой Отечественной войны он был мобилизован для нужд фронта и включен в состав Краснознаменного Балтийского флота СССР в качестве военного транспорта. 24 августа 1941 года во время эвакуации населения Таллина, а также переброски эстонских солдат и офицеров в Кронштадт судно было атаковано немецкой авиацией. Чтобы избежать затопления, капитан Борис Нелке отвел пароход на мель у острова Прангли. Во время бомбежки было убито 44 человека, несколько сот выбросились за борт, 2762 человека сошло на остров. В ходе войны судно было окончательно затоплено. В 1946 году пароход подняли со дна, отбуксировали в Таллин и в 1948 году порезали на металл.


31. Рыболовный траулер СРТ-4344. Построен в 1956 году в немецком Штральзунде, порезан на металл в 1972 году.


32. Рыболовный траулер типа "Океан" СРТР-9078 "Копли" (1959-1992), Kopli (1992-1993). Построен в 1959 году в Штральзунде, порезан на металл в 1993 году.


33. Буксир типа "Сатурн" (проект 498) Калевипоег (1975-1992), Kalevipoeg (1992-2002), Капитан Соушек (2002-н. в.). Построен в 1975 году на Гороховецком судостроительном заводе. В настоящее время портом приписки судна является Новороссийск.


34. Приемно-транспортное судно типа "Ветер" Бриз (1964-1992), Brizas (1992-1993), F. F. Briz (1993). Построено в 1964 году в немецком Эмдене, порезано на металл в 1993 году.


35. Рыбообрабатывающая плавбаза типа "Северодвинск" (проект В-62) Иоханнес Варес. Судно построено в 1960 году в польском Гданьске, порезано на металл в 1994 году.


36. Научно-исследовательское судно типа "Академик Шулейкин" (проект 637) Арнольд Веймер (1984-1991), Livonia (1991-1996), Trossö (1996-н. в.). Построено в 1984 году в финском Турку. Изначально эксплуатировалось Институтом термофизики и электрофизики Академии наук Эстонской ССР, после распада Советского Союза - Институтом экологии Эстонии. В данный момент судно принадлежит ВМС Швеции.


37. Барк Padua (1926-1946), ПБ-11 (1952-1956), ПКЗ-113 (1956-1959), Крузенштерн (1946-1952, 1959-н. в.). Построен в 1926 году в немецком Бремерхафене. Первоначально судно использовалось для грузовых перевозок в Чили. В 1946 году, после Второй мировой войны, барк был передан СССР в качестве репарации. После капитального ремонта, закончившегося в 1961 году, парусник в составе большой группы других судов выполнял научно-исследовательские работы в Атлантическом океане про программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивал морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений. В 1991 году судно было передано Калиниградскому высшему инженерному морскому училищу. Сейчас барк используется в учебных целях, регулярно участвует в международных парусных регатах.


38. Рыбообрабатывающая плавбаза типа "Пионерск" (проект В-64) Фридерик Шопен. Построен в 1965 году в Гданьске. До 1987 года корабль являлся крупнейшим судном в Эстонии. Порезан на металл в 1998 году.


39. Рыболовный траулер типа "Орленок" (проект Атлантик-333) Олевск (1984-1993), Maret (1993-1995), Flipper 2 (1995-2007). Построен в 1984 году в Штральзунде, порезан на металл в 2007 году.


40. Рыбообрабатывающий рефрижератор типа "Таврия" (проект 582) Советская Родина. Построен в 1960 году в Николаеве, порезан на металл в 1984 году.


41. Рыболовный траулер типа "Прометей" (проект 464) Пейпси (1973-1992), Peipsi (1992-1995), Атолл (1995-1996). Построен в 1973 году в Штральзунде, порезан на металл в 1996 году.


42. Рыболовный траулер типа "Моонзунд" (проект Атлантик-488) Моонзунд (1986-1992), Moonsund (1992-1996), Moon-1 (1996-1998). Построен в 1986 году в Штральзунде. На момент постройки считался крупнейшим траулером в мире. Порезан на металл в 1998 году.


43. Буксир Jüri Vilms. Построен в 1902 году в Риге.


44. Буксир Jaan Poska. Построен в 1914 году в Швеции.


45. Плавучий маяк Revalstein (?-1934), Tallinnamadal (1934-?). Построен в 1852 году в Великобритании. В 1864-1825 годах стоял у мели Таллиннамадал. Считается одним из долгожителей - маяк нес свою службу до 1960-х годов.


46. Буксир типа "Геркулес" Геркулес (1910-1919), Herkules (1919), Tasuja (1919-1940), Тасуя (1940-1956), МБ-128 (1956-1959), ОТ-65 (1959-1964). Построен в 1910 году в Санкт-Петербурге. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. В феврале 1918 года из-за невозможности проводки во льдах буксир был оставлен в Ревеле и захвачен немецкими войсками. В 1940 году с принятием Эстонской ССР в состав Советского Союза судно было включено в состав Краснознаменного Балтийского флота. Буксир затонул в декабре 1941 года в Кронштадте от попадания авиабомбы. В 1942 году он был поднят, восстановлен и вновь включен в состав флота. Порезан на металл в 1964 году.


47. Шхуна Delphin. Построена в 1924 году в эстонском Аудру.


48. Баркентина Tormilind. Построена в 1922 году в эстонской деревне Хара. Баркентина считалась самым красивым парусником в Эстонии. В 1937 году при следовании из Копенгагена в Котку судно попало в тяжелые погодные условия и дало течь. Хоть команда и пыталась до последнего держать парусник на плаву, корабль все же перевернулся близ острова Хийумаа. Три члена команды утонули, шестерым же удалось добраться на лодке до берега. Позже судно было поднято со дна и отбуксировано сначала в финский город Ханко, а затем и в Таллин. В Таллине парусник был восстановлен, на него установили 300-сильный дизельный двигатель, но демонтировали стеньги с мачт. В июле 1939 года "Tormilind" снова смог выйти в море. В составе Краснознаменного Балтийского флота судно стало транспортным и должно было переправлять грузы на острова Западной Эстонии. В сентябре 1941 года команда корабля разоружила находящихся на борту красноармейцев и направила судно в город Палдиски, где оно и попало в руки немецким войскам. С 1942 года парусник считался военным кораблем. Затонул в октябре 1944 года в результате бомбардировки.


49. Баркентина Estonia. Построена в 1924 году в эстонской волости Хяэдемеэсте. Третий по величине эстонский парусник после "Andreas Veide" и "Tormilind".


50. Ну а закончу я рассказ о музее вот этой формой Таллинского мореходного училища.


Следующий небольшой пост также будет посвящен морю. Не переключайтесь!

Если вам интересны мои заметки об Эстонии и других странах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.



Таллин, фото, путешествия, Эстония, Новогодние каникулы на Балтике

Previous post Next post
Up