Центральный музей ВВС РФ: часть 3

Apr 09, 2020 22:03

Продолжаем нашу экскурсию по музею авиации в подмосковном Монино. Сегодня мы посетим ангар с экспозицией, носящей название "Уникальные летательные аппараты".

01. Илья Муромец - общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1913-1917 годах (всего было собрано 76 машин). Самолет, разработанный под руководством авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, впервые поднялся в небо в декабре 1913 года. "Илья Муромец" стал первым в мире пассажирским самолетом. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от кабины пилота комфортабельным салоном, в котором имелось отопление, электричество и даже туалет. 12 февраля 1914 года самолет поднял в воздух 16 человек и собаку общей массой 1290 килограмм, а пилотировал его сам Сикорский. К началу Первой мировой войны было собрано 4 "Ильи Муромца", в сентябре 1914 года все они были переданы Императорскому военно-воздушному флоту. Всего за годы войны в войска поступило 60 машин, которые совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего одна машина, а подбито - три. Основной же причиной потери самолетов являлись технические неполадки и несчастные случаи, из-за которых воздушный флот лишился порядка 20 машин. Уже после Октябрьской революции на "Илье Муромце" было совершено несколько боевых вылетов в ходе Гражданской и Советско-польской войн, также эти самолеты некоторое время работали на почтово-пассажирских авиалиниях. Последний раз в воздух "Илья Муромец" поднялся в 1923 году. В экспозиции музея представлен макет самолета в натуральную величину, созданный студентами Рижского института инженеров гражданской авиации по заказу киностудии "Мосфильм" для съемок в картине "Поэма о крыльях".



02. Voisin III - французский многоцелевой биплан, созданный в 1914 году авиаконструктором Габриэлем Вуазеном. Свой первый полет самолет совершил в апреле 1914 года. Серийно биплан выпускался с 1914 по 1916 год, всего было собрано около 1500 экземпляров. Самолет также выпускался по лицензии и в России, общее число российских "Вуазенов" составило, по разным оценкам, около трети всех произведенных машин. Представленный в музее экспонат попал сюда из Центрального дома авиации и космонавтики, однако до сих пор неясно, оригинальный это самолет или всего лишь копия.


03. Sopwith Triplane - британский истребитель-триплан, созданный в 1916 году компанией "Sopwith". Свой первый полет самолет совершил 28 мая 1916 года. Серийно он производился в 1916-1917 годах, всего было собрано 147 машин. Боевая карьера триплана оказалась относительно короткой, отчасти потому, что его было сложно ремонтировать. Например, чтобы получить доступ к топливным и масляным бакам, нужно было демонтировать крылья. Даже мелкий ремонт приходилось выполнять на тыловых ремонтных базах, поэтому уже через пару лет все трипланы были сняты с вооружения ВВС Великобритании. Выставленный же в Монино экземпляр уникален. В мае 1917 года он был передан российскому правительству для оценки его боевых и эксплуатационных качеств, а также изучения возможности его серийного производства в России. После Октябрьской революции на самолете появились красные звезды, а сам он в августе 1919 года даже совершил один боевой вылет. После окончания Гражданской войны триплан списали, но оставили в качестве учебного пособия в авиашколе. Потом он попал в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, откуда в конце 1950-х годов его и передали музею.
б/н / Sopwith Triplane / СССР - ВВС.


04. Туполев АНТ-2 - советский экспериментальный цельнометаллический самолет, созданный в 1924 году в КБ Туполева. Впервые АНТ-2 поднялся в воздух 26 мая 1924 года. Его планер и гофрированная обшивка целиком состояли из кольчугалюминия, а в качестве силовой установки использовался британский двигатель Bristol Lucifer мощностью 100 л. с. Из-за нехватки кольчугалюминия и двигателей в серию самолет так и не пошел, в 1930 году был собран еще один экземпляр, который несколько лет перевозил людей и почту. В экспозиции музея представлен именно опытный экземпляр самолета, который попал сюда в 1960 году.
б/н / Туполев АНТ-2 / КБ Туполева.


05. Туполев АНТ-25 - советский экспериментальный дальнемагистральный самолет, созданный в 1933 году в КБ Туполева. Свой первый полет он совершил 22 июня 1933 года. В 1934-1937 годах на АНТ-25 было совершено несколько рекордных беспосадочных перелетов. Первый из них состоялся 10-12 сентября 1934 года по замкнутому маршруту Москва - Рязань - Харьков - Москва. Самолет, которым управлял Михаил Громов, пробыл в воздухе 75 часов и преодолел 12411 километров. Второй перелет был совершен 20-22 июля 1936 года экипажем под управлением Валерия Чкалова по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд (ныне остров Чкалова). Общая протяженность маршрута составила 9374 километра, а сам полет продолжался более 56 часов. 18-20 июня 1937 года Чкалов совершил перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (штат Вашингтон, США), протяженность которого составила 9130 километров, а длительность - 63 часа. Ну и наконец, 12-14 июля 1937 года Громов совершил перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (штат Калифорния, США), преодолев 11500 километров и потратив на это 62 часа. АНТ-25 также не пошел в серию, свет увидело всего две машины и одна полноразмерная копия, созданная туполевцами в 1989 году, которая сейчас и выставляется в Монино.


06. На данном фото представлены гондолы двух советских стратостатов. СССР-1 (на заднем плане) 30 сентября 1933 года с экипажем в составе воздухоплавателей Эрнста Бирнбаума, Константина Годунова и Георгия Прокофьева поднялся на рекордную высоту 19 километров. Стратостат Волга (на переднем плане) с экипажем в составе Евгения Андреева и Петра Долгова 1 ноября 1962 года достиг высоты 28640 метров. Стратонавты покинули гондолу, но живым приземлился только Андреев. Во время катапультирования Долгова произошла разгерметизация его скафандра, на парашюте к земле спустилось уже его безжизненное тело.


07. Березняк-Исаев БИ - советский опытный истребитель с жидкостным ракетным двигателем, созданный конструкторами Александром Яковлевичем Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в 1942 году. Впервые БИ поднялся в воздух 15 мая 1942 года, управлял самолетом летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд, за 60 секунд работы ракетного двигателя была достигнута высота 890 метров и скорость 400 км/ч. После полета выяснилось, что за время испытаний БИ уже достаточно поврежден азотной кислотой, поэтому было принято решение о производстве еще двух экспериментальных самолетов и закладке небольшой войсковой серии (20-30 машин). В 1943 году было выполнено еще шесть полетов на втором и третьем экземплярах самолета. Задание на седьмой полет 27 марта 1943 года отличалось от предыдущих. Если раньше самолет испытывался на максимальную высоту и скороподъемность, то в этот раз он должен был достичь максимальной скорости полета. Для этого летчик-испытатель должен был на постоянной высоте 2000 метров дождаться выключения двигателя после того, как закончится топливо. С точки зрения наблюдателей все происходило по плану, но затем самолет вошел в пике и, не совершая попыток выйти из него, столкнулся с землей. Находившийся за штурвалом Григорий Бахчиванджи погиб. Аварийная комиссия установила, что при выключении двигателя самолет резко снизил скорость, а летчик ударился солнечным сплетением о штурвал и потерял сознание. В 1943 году было построено еще 9 самолетов, но испытания сдерживало отсутствие двигателей. БИ еще несколько раз поднимался в воздух, однако его судьба была предрешена - с появлением реактивных самолетов с газотурбинными двигателями стала ясна дальнейшая бесперспективность работы над ракетными истребителями. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра БИ, в музее выставлена его полноразмерная копия.


08. Микоян-Гуревич МиГ-9 - первый советский турбореактивный истребитель, созданный в КБ Микояна и Гуревича в 1946 году. Впервые самолет поднялся в воздух 24 апреля 1946 года. Поскольку у советской авиапромышленности не было своего реактивного двигателя, то на МиГ-9 устанавливались копии трофейного немецкого BMW-003A. Серийно самолет выпускался с 1946 по 1948 год, всего было собрано около 600 машин. Уже к началу 1950-х годов МиГ-9 стали снимать с вооружения и заменять на более совершенный МиГ-15. 372 самолета было передано в Китай, где как и в СССР они использовались для переучивания пилотов на реактивную технику. В музее представлен один из серийных самолетов, получивших обозначение "ФС", который был собран в 1947 году и летал в ВВС СССР до 1952 года. Самолет был восстановлен до летного состояния для съемок в вышедшем в 1963 году фильме "Им покоряется небо" (сам фильм, кстати, снимался в Монино). Данный самолет - единственный сохранившийся на территории бывшего СССР МиГ-9.
01 красный / Микоян-Гуревич МиГ-9ФС / СССР - ВВС.


09. Яковлев Як-17 - советский реактивный истребитель, созданный в 1947 году в КБ Яковлева. Свой первый полет Як-17 совершил в июне 1947 года. Фактически самолет является дальнейшим развитием более раннего Як-15, создававшегося параллельно с МиГ-9. Серийно истребитель производился в 1948-1949 годах, всего было собрано 430 самолетов. Несмотря на то, что конструкторам удалось избавить новый истребитель от большинства "детских болезней" Як-15, он по прежнему не годился для строевой службы. Сказывались малая дальность полета, ненадежность двигателя и небольшой ресурс самого планера. К 1952 году в советских авиаполках Як-17 уже не осталось, они были заменены на МиГ-15. Снятые с вооружения самолеты или списывались, или передавались в Китай и страны Восточной Европы (Болгарию, Польшу, Румынию и Чехословакию). Самолет, представленный в музее, в ВВС никогда не летал, а эксплуатировался в КБ Яковлева. Для съемок в фильме "Им покоряется небо" его переделали в Як-15, но в итоге в картину он так и не попал, был переделан обратно в Як-17 и передан в музей.
02 синий / Яковлев Як-17 / КБ Яковлева.


10. Лавочкин Ла-15 - советский реактивный истребитель, созданный в 1947 году в КБ Лавочкина. Свой первый полет самолет совершил 8 января 1948 года. Серийно Ла-15 производился в 1948-1949 годах, всего было собрано 235 машин. В ходе освоения нового истребителя произошло несколько катастроф, но не больше, чем с его конкурентом МиГ-15, однако выбор ВВС все же остановился на МиГе, и производство Ла-15 было свернуто. Представленный в экспозиции самолет был собран в 1949 году, совершил 37 полетов, налетав всего 20 часов, и в 1958 году был передан в качестве учебного пособия в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, откуда и попал в музей.
212 белый / Лавочкин Ла-15 / СССР - ВВС.


11. Микоян-Гуревич МиГ-15 - советский реактивный истребитель, созданный в КБ Микояна и Гуревича в 1947 году. Свой первый полет самолет совершил 30 декабря 1947 года. Серийно он производился с 1947 по 1959 год и стал одним из самых массовых боевых самолетов в мире - всего было собрано, по разным оценкам, почти 18 тысяч МиГ-15 в различных модификациях. Самолет производился не только в Советском Союзе, но и в Чехословакии, Польше и Китае. Он стоял на вооружении 40 стран, стал одним из основных истребителей Корейской войны, применялся в первых арабо-израильских войнах, а также в многочисленных менее значительных вооруженных конфликтах по всему миру. Официально последней страной, снявшей с вооружения МиГ-15, стала Албания, которая сделала это в 2006 году. Однако, по некоторым данным, несколько самолетов все еще стоит на вооружении ВВС КНДР. Представленный в музее самолет является опытным и несет обозначение МиГ-15бис "ИШ" (истребитель-штурмовик). Он был собран в 1951 году на базе серийного МиГ-15бис (отличавшегося от основной модели вооружением и более мощным двигателем) и мог нести на пилонах под крылом блоки неуправляемых авиационных ракет или бомбы. Самолет эксплуатировался в нескольких частях и в 1961 году, налетав 563 часа, был передан музею.
27 красный / Микоян-Гуревич МиГ-15бис "ИШ" / СССР - ВВС.


12. А-5 "Альбатрос" - легкий самолет, построенный в 2000 году в единственном экземпляре создателем и руководителем планерной школы города Лысьва Пермского края Владимиром Константиновичем Вьюговым. На самолете было совершено более 1500 полетов. В монинский музей "Альбатрос" был передан в 2010 году накануне 65-летия Великой Победы.
б/н / А-5 "Альбатрос" / Частное ВС.


13. Аист-2 - легкий самолет, также построенный Вьюговым, но уже в далеком 1973 году. В экспозиции музея он находится с 1980 года.
б/н / Аист -2 / Частное ВС.


14. С-4 "Буревестник" - авиетка (легкий самолет с маломощным двигателем), созданная в 1927 году руководителем одного из кружков Российского общества добровольного воздушного флота (ОДФВ) инженером Вячеславом Павловичем Невдачиным. Мощность двигателя этой авиетки составляет всего 18 л. с. В 1930-х годах "Буревестник" оказался в Аэрохиммузее (ныне Центральный дом авиации и космонавтики), а с 1965 года он выставляется в Монино.
б/н / С-4 "Буревестник" / СССР - ОДВФ.


15. Антонов А-1 - учебный планер, созданный в 1930 году авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым. Удачная конструкция, полностью соответствующая назначению планера, привела к тому, что он был изготовлен большой серией - 5700 экземпляров. Музейный же экспонат был собран в начале 1980-х годов и даже летал в 1983 году в Коктебеле на праздновании 60-летия советского планеризма.
б/н / Антонов А-1-83 / Частное ВС.


19. Антонов А-11 - планер, созданный в 1957 году в КБ Антонова. Выпускался серийно, всего было собрано 200 экземпляров.
б/н / Антонов А-11 / СССР - ДОСААФ.


17. Антонов А-13М - мотопланер с реактивным двигателем ТС-31М, созданный в 1959 году в КБ Антонова на базе планера А-13. Был собран в единственном экземпляре, который сейчас и выставляется в музее.
б/н / Антонов А-13М / КБ Антонова.


18. Антонов А-15 - планер, созданный в 1960 году в КБ Антонова. Всего было собрано 350 экземпляров. А-15 является последним планером, разработанным в КБ Антонова.
б/н / Антонов А-15 / СССР - ДОСААФ.


19. Дископлан-1 - экспериментальный планер с круглым крылом, созданный в 1950 году группой конструкторов под руководством Миньона Васильевича Суханова. Летные испытания планера прошли только в августе 1957 года. Он показали, что машина с круглым крылом имеет угол атаки близкий к 45°, что втрое превышает данный показатель у обычных самолетов. При таких углах дископлан не сваливается в штопор и может устойчиво и безопасно парашютировать. Данный планер выставлялся на ВДНХ, а в мае 1970 года попал в коллекцию монинского музея.
б/н / Дископлан-1 / Частное ВС.


20. Турболет - стенд для проверки работы двигателя и газоструйной системы управления для самолетов вертикального взлета и посадки, построенный в единственном экземпляре в 1955 году в ЛИИ им. М. М. Громова. Свой первый полет стенд совершил 29 ноября 1956 года. Он мог взлетать и садиться вертикально, висеть над заданным местом, совершать горизонтальные и криволинейные полеты. В 1958 году Турболет демонстрировался на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей. Результаты исследований, проведенных на стенде, позже были применены при постройке первого советского самолета вертикального взлета и посадки Як-36, а позже и Як-38.


21. Миль В-7 - проект вертолета с реактивным приводом несущего винта, разрабатываемого в КБ Миля в 1956-1965 годах. На концах лопастей несущего винта стояло по небольшому турбореактивному двигателю АИ-7, топливо в которые подавалось по трубкам в лопастях из бака под фюзеляжем. Экипаж вертолета состоял из одного пилота, а на борт он мог взять еще троих пассажиров или носилки с больным и врача. Первые попытки оторвать машину от земли не увенчались успехом, вертолет несколько раз уходил на доработку. Подняться в воздух он смог только 20 сентября 1965 года. Полет 11 ноября стал роковым для В-7 - во время попытки взлета оба двигателя вышли на критический режим и разрушились. Конструкторы были вынуждены признать, что продолжать работу над В-7 и доводить двигатели бессмысленно, и закрыли проект, а единственный опытный вертолет передали музею.
б/н / Миль В-7 / КБ Миля.


Впереди еще несколько постов про данный музей, так что не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up