Акральная меланома - отдельный клинико-морфологический вариант меланомы кожи. Характеризуется, в целом, медленным ростом первичной опухоли и, в массе своей, относительно поздним метастазированием. В остальном, протекает так же, как и другие формы меланомы.
Пациентка пришла уже подготовленная, с основным вопросом, не меланома ли это. Я сказал, что меланома, но пациентка верить в это отказывается. Надеюсь, что это первая стадия принятия - отрицание, и через некоторое время в голове у нее все уложится, и она предпримет правильные действия. Пока же она на операцию не записалась - в карте три записи и три отмены.
История, в целом, интересная. Этой меланоме примерно 15 лет. Тогда пациентка заметила появление на стопе некого образования, обратилась в одну клинику лазерной медицины, и дальше по классике: лазерная деструкция без гистологии. Спустя некоторое время пациентка отметила появление рецидива, обратилась в онкологический диспансер, где был проведен осмотр, но так же не было выполнено забора материала для гистологического исследования.
Пациентка говорит, что ее смотрели несколько специалистов, и сказали, что они не знают, что это такое, и отпустили. И я сильно сомневаюсь в правдивости этой информации: с одной стороны, у меня есть такое общее правило: никогда не принимать на веру трансляцию чьих-то слов третьими лицами (испорченный телефон), и частное правило из этого: никогда не принимать на веру трансляцию пациентами слов врачей. Надо сказать, что периодически попадая на якобы мои же высказывания, написанные на каком-нибудь форуме, я сильно удивляюсь - ибо они либо искажены до неузнаваемости, либо вообще не имеют ничего общего с тем, что я говорил пациенту, и идут вразрез с моими реальными словами и медицинской документацией. Особенности восприятия в момент стресса, особенности памяти, что поделать.
Но в любом случае, гистологическое исследование не было выполнено и во второй визит пациентки к онкологу. Возможно, действительно не было предложено, возможно, пациентка сама отказалась. Ну и я не могу знать, как выглядела эта меланома 10 лет назад.
Сейчас я предложил пациенке два варианта действий.
Первый предложенный вариант, предпочтительный: обратиться к моим коллегам в отделение онкодерматологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Там пойти по ОМС дообследование и дальше, если не будет найдено метастазов, выполнить единомоментное хирургическое иссечение опухоли с биопсией сторожевого лимфоузла. Поскольку меланома тут явно не ранняя, это вариант является оптимальным. Этот вариант пациентка отмела сразу. Не хочет в онкоцентр, боится. Второй предложенный вариант был - выполнить иссечение собственно меланомы у нас, выполнить гистологическое исследование, чтобы установить окончательный диагноз (напоминаю, что в онкологии любой клинический диагноз является предварительным, а окончательный устанавливается по результатам гистологии). Далее провести дообследование и вернуться к разговору о БСЛУ. Такой вариант более плавный, и поначалу пациентка на него согласилась. Я даже сходил к хирургу, договорился, чтоб он взял ее побыстрее. Но потом она отменила запись. С учётом того, что она задавала много вопросов на тему, а не пройдет ли оно само, не лучше ли будет подождать, не будет ли хуже от удаления, и "а может быть, это вообще не меланома", мне кажется, что она может вообще дальше не обратиться за медицинской помощью. Но надеюсь, что это всё-таки не так, и после первого шока она всё-таки дойдет до хирурга либо к нам, либо в НМИЦ, либо в онкодиспансер.