Недавний брифинг главы города добавил уныния в невесёлые будни пассажиров общественного транспорта Краснодара. Мэр без обиняков анонсировал повышение стоимости проезда в следующем году, прямо заявив, что в бюджете нет возможностей для субсидирования и дотирования общественного транспорта, даже муниципального перевозчика. Иными словами - так и быть, новые трамваи за краевые деньги вам купим (наверное), но раз уж транспорт общественный, то пусть общество его и содержит.
В принципе, все эти мантры уже известны наизусть, как и причины повышения стоимости проезда, если бы не одно обстоятельство. Накануне брифинга глава города признал, что ситуация на дорогах «куда уж хуже» и пришла пора бороться с транспортными проблемами «непопулярными решениями», в том числе направленными на снижение автомобилепользования. Однако последовавшие за этим новости - ликвидация пешеходного перехода на перекрёстке Красной и Хакурате, повышение стоимости проезда - тревожно сигнализировали о том, что «непопулярными» эти решения опять будут для пешеходов.
Прозвучавшая на брифинге конкретика по предлагаемым решениям не добавила оптимизма: например, мы сомневаемся, что строительство многоуровневых парковок позволит снизить поток автомобилей в центр. Более того, власти продолжают упорно молчать о мерах, которые помогли бы наладить стабильную работу шинного общественного транспорта и сделать его реальной альтернативой автомобилям для поездок в центральную часть города. Уповать только на трамвай, притом, что на брифинге были названы препятствия для строительства новых линий, несколько неразумно. Про выделенные полосы - снова ни слова.
Но ведь стояние транспорта в пробках - это не только про потерю времени и про снижение комфорта поездок на общественном транспорте. Это, прежде всего, про потерю денег. Даже сложно представить, сколько часов, сколько рейсов теряют автобусы и троллейбусы в этих еле ползущих заторах, вместо того чтобы ездить, перевозить больше людей и собирать больше выручки. Стоит ли после этого удивляться, что автобусы и троллейбусы хронически убыточны? Даже по тем цифрам, что ежегодно приводит КТТУ, себестоимость перевозки шинным транспортом в 1,5-2 раза выше, чем на трамваях, притом, что стабильно пустого транспорта уже практически не осталось. И вместо того чтобы работать над уменьшением убытков потенциально высокопровозного общественного транспорта, сдерживать рост тарифов через уменьшение его зависимости от пробок, администрация полностью устраняется от дел. Этим она провоцирует дальнейший рост стоимости проезда.
Не нужно быть семи «экономических пядей» во лбу, чтобы понять, что главная причина роста тарифа на проезд в общественном транспорте - это автомобильные пробки, в которых простаивают автобусы и троллейбусы, а иногда и трамваи. Да, расходы перевозчиков растут из-за повышения цен на топливо, запчасти и услуги, но собирать больше доходов в условиях хронических городских заторов им становится всё труднее и труднее. Где тогда брать деньги? - Ну, пусть общество скинется. Так что, в следующий раз, проезжая мимо пробки, стоя в ней или ожидая на остановке застрявший в пробках транспорт, поблагодарите заторы за то, что вы теряете не только время, но и с каждым годом платите за них всё больше денег.
© картинка Помидоррова