Прошлый 2017 год был для проекта «Наземка» весьма оптимистичным: мэрия публично поддержала проект, совместно с СКЖД были выбраны места строительства новых остановочных платформ, а мэр Краснодара Евгений Первышов объявил о создании рабочей группы на федеральном уровне. Мы ждали результатов её работы и, конечно,
запуска ж/д обхода Краснодара, который оттянет на себя большую часть грузовых поездов, идущих через город. Кто-то даже создал для Наземки
страницу в Википедии.
Для ускорения процесса в январе 2018 года «Городские решения» с Евгением Змиевым
инициировали отправку массовых обращений мэру с просьбой построить или организовать строительство новых остановочных платформ для существующих электричек там, где уже сейчас есть большой спрос на посадку-высадку: около ТЦ «Красная Площадь» и под обоими Северными мостами. Но мэрия отказала, непрозрачно намекнув, что ей это не интересно. К слову, ещё в 2017 году СКЖД выдало городу техусловия на строительство выбранных платформ. Мэрия должна была составить сметы на строительство и найти инвесторов, но вместо реальной работы чиновники предпочли бюрократический футбол и кивание в сторону РЖД, мол, их земля в полосе отвода - пусть они и строят.
Согласованное мэрией и СКЖД место строительства остановочных платформ под Вторым Северным мостом
А в феврале 2018 года мэрия и вовсе всех нас огорчила, без объявления войны
подписав с коммерческой структурой инвестсоглашение о выносе ж/д-путей Тимашёвского направления из центра города - от Компрессорного завода до вокзала Краснодар-I. Это соглашение, подписанное с ЗАО «ОЦВ» и согласованное с администрацией Краснодарского края, в случае реализации поставит на Наземке крест, поскольку никакого рельсового транспорта на замену ж/д путям не предполагается.
ЗАО «ОЦВ» - самый загадочный участник этой истории: РЖД владеет только 43% акций этой компании, а её крупнейший учредитель - ООО «Желдорконсалтинг», зарегистрированное по соседнему адресу и принадлежащее трём оффшорным фирмам. Об истинных намерениях ЗАО «ОЦВ» в проекте выноса ж/д путей остаётся только гадать, но вряд ли это улучшение транспортной ситуации в городе. Опыт последних лет показывает, что в Краснодаре на всех освобождающихся территориях появляется недвижимость, поэтому и на освобождённой от ж/д инфраструктуры земле мы ожидаем не революционные транспортные проекты, а в основном обычную застройку. Автодорога же на месте ж/д путей только навредит городу, потому что наводнит тесный центр автомобилями, а проблему связности разных частей города не решит - через новую магистраль, как и через рельсы, всё равно придётся строить путепроводы.
Всё это время мы искали встречи с властями, чтобы они разъяснили нам ситуацию. Летом нас принял директор департамента транспорта Владимир Архипов, который не смог ответить на наши вопросы, потому что решение по инвестсоглашению о выносе ж/д путей через его департамент не проходило (!), а принималось на уровне мэра. Заместитель главы города Артём Доронин, курирующий транспорт, осенью отказался отвечать на вопросы о Наземке. Мэр с нами вообще встречаться не захотел.
Удивляет, как он охладел к Наземке за столь короткий срок. На
брифинге в декабре 2017 года Первышов сказал, что «не сбрасывает со счетов» наш проект и ждёт завершения строительства ж/д обхода Краснодарского узла, после которого в расписании появятся окна для дополнительных электричек. Однако всего через четыре месяца, в апреле 2018 года, он огорошил нас своим
заявлением, что мы «нарисовали пять станций и говорим, что мэр ничего не делает».
Под занавес этого года помощь пришла, откуда не ждали: по заказу краевого минтранса железнодорожники
добавили 14 ежедневных рейсов электропоездов, часть из них - внутригородские. Заместитель начальника СКЖД по Краснодарскому краю Михаил Щербаков так
прокомментировал это событие: «Мы уже сегодня видим необходимость строительства дополнительных платформ в районе Восточно-Кругликовской улицы, „Красной Площади“, и будем рассматривать другие места вблизи жилой и коммерческой застройки». Кроме того, на 2019 год намечена реконструкция вокзала Краснодар-I с поднятием уровня посадочных платформ для удобства пассажиров электричек. Также при участии РЖД разработан проект нового аэропорта со станцией наземного метро.
Загрузка утренней электрички с Витаминкомбината в центр города, в ней шесть вагонов. Фото Алексея Наумова
Давайте для сравнения посмотрим, что происходит в других городах России. Внутригородские ж/д перевозки активно развиваются в целом ряде агломераций:
- В Ростове-на-Дону запустили дополнительные рейсы городской электрички, охватив новые остановочные пункты. Для обслуживания городских и пригородных рейсов закуплены 18 современных электропоездов ЭП3Д. Появилась возможность оплачивать проезд единой транспортной картой «Простор».
- В Красноярске построили две новые платформы для городской электрички, началось строительство ещё двух. А всего за последние четыре года на маршруте Красноярской городской электрички построили семь платформ.
- Две новые платформы для электричек открыты в Волгограде, одна из них в аэропорту. По городу пущены дополнительные рейсы. В дни матчей чемпионата мира по футболу этот вид транспорта перевёз более 80 тыс. пассажиров.
- Губернатор Новосибирской области обсудил запуск городской электрички в Новосибирске с главой РЖД Олегом Белозёровым, и тот одобрил проект, в том числе предполагающий строительство нескольких платформ.
- Ну и, конечно, мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал запуск первой линии Московских центральных диаметров уже через год. Проект полностью аналогичен Наземке и предполагает переоборудование сквозных железнодорожных линий Москвы в полноценное наземное метро.
Подмосковье: реконструированная станция Усово с электропоездом ЭГ2Тв «Иволга» - так будут выглядеть станции МЦД. Фото из блога Сергея Собянина
Как видно, железнодорожники не только не против, но и всячески поддерживают городские электрички. Более того, глава госкорпорации «Внешэкономбанк» Игорь Шувалов
предложил другой госкомпании - РЖД - стать партнёрами по развитию современного городского транспорта. На эту инициативу обратил внимание министр транспорта РФ Евгений Дитрих, подчеркнув, что для ВЭБа нужно создать комфортные условия для взаимодействия с регионами, и напомнив, что РЖД может опираться на пригородные пассажирские компании и консолидировать инфраструктуру. Ясно, что эта фраза была сказана не про трамваи или автобусы, а про внутригородские и пригородные поезда. Таким образом, ВЭБ и РЖД готовы, а регионы по мере активности будут обращаться и получать финансирование на реализацию проектов типа наземного метро. Кстати, СКЖД тоже готовы поддержать Наземку, но ждут, пока Краснодар определится с судьбой железнодорожной ветки.
На фоне этого железнодорожного прогресса как-то странно смотрится Краснодар, власти которого, вместо решения острейшей транспортной проблемы с помощью ж/д транспорта, демонстративно подписывают на форуме инвестсоглашение о демонтаже путей в центре города. Но в транспортном смысле разобрать отрезок ж/д путей в центре Краснодара - это всё равно что вынуть несколько позвонков из спины человека: жить город после этого сможет, но останется инвалидом без перспективы метро. Москва делает у себя «транспортную революцию», соединяя радиусы в диаметры через центр города, а Краснодар разрубает диаметры на радиусы и хорды... Даже при обсуждении
создания Краснодарской агломерации про Наземку никто из чиновников не вспомнил, хотя во всём мире железные дороги - это самый эффективный агломерационный транспорт. Но, как показывают примеры из других городов, если у местных властей есть желание, то договориться с РЖД более чем реально, а если такого желания нет, отговорок можно придумать сколько угодно.
Хотим напомнить мэрии, что в Перми планы властей по демонтажу ж/д путей между станциями Пермь-I и Пермь-II в центре города привели к социальной напряжённости: 5 ноября пятьсот человек
вышли на митинг против снятия рельсов. В случае демонтажа путей Тимашёвского направления краснодарские власти рискуют повторением транспортного кризиса, аналогичного тому, что
произошёл недавно в станице Старокорсунской, только в гораздо более крупном масштабе, поскольку отрезанным от скоростного, удобного и дешёвого транспорта окажется весь север города, также пострадают станица Новотитаровская, город Тимашёвск и ряд более мелких населённых пунктов края.
Или взять другой, не менее больной вопрос: в ближайшее время мэрия собирается
перенести Горбольницу с Театральной площади в посёлок Новознаменский. Как туда будут добираться пациенты, даже страшно представить - доехать в тот район на хоть сколько-нибудь быстром и вместительном транспорте невозможно. Эту задачу с лёгкостью могла бы решить Наземка, но мэрия об этом ничего не говорит.
Поскольку у нас не получилось вложить в головы чиновников Наземку как комплексный проект, в 2019 году мы сменим тактику и сосредоточимся на точечных мероприятиях по улучшению существующей городской электрички и постепенном превращении её в Наземку. Главная задача - помочь компании «Кубань Экспресс-Пригород» «раскатать» введённые недавно дополнительные рейсы электропоездов, то есть сделать их популярными. Будем требовать от города качественную пешеходную инфраструктуру на подходах к наиболее востребованным станциям: тротуары, пешеходные переходы, указатели, освещение.
Краснодар: разруха на подходе к остановочной платформе 128 км. (Комсомольский микрорайон)
Также нужно пересмотреть тариф. Сейчас действует неудобная для пассажиров зонная тарификация, при которой нужно платить 25 рублей за каждые полные/неполные 10 километров. Например, поездка из Комсомольского микрорайона на вокзал Краснодар-1 стоит 25 рублей, а со станции Пашковская - уже 50. Нужно установить единую стоимость проезда по городу, как в ряде других городов, или хотя бы более гибкую зонную тарификацию. Ещё не помешает введение оплаты транспортными и банковскими картами, которая реализована, например, в Ростове-на-Дону.
В наступающем году мы точечно сосредоточимся на решении транспортной проблемы самых крупных жилых районов, расположенных вблизи железной дороги. В первую очередь это жилой массив вдоль Ейского шоссе, в частности, Молодёжный микрорайон, для которого доступ к удобным рейсам городской электрички станет спасением. Другие востребованные места - Комсомольский микрорайон, Большая Восточно-Кругликовская (нужна платформа у восточного входа в парк «Краснодар»), ТЦ «Красная Площадь» (в том числе для транспортного обслуживания «Баскет-Холла»). Будем добиваться прокладки пешеходных путей к существующим платформам, обосновывать и требовать строительство новых платформ в востребованных местах, лоббировать организацию подвозных маршрутов общественного транспорта и другие мероприятия.