Посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР, часть вторая: клиническая картина

Apr 06, 2022 10:03





Как и обещал, расскажу вам о клинике ПТСР, о том, как же все это выглядит и в чем проявляется. Чтобы вам не искать долго первую часть, где описана история диагноза - вот ссылка ( Тыц). Итак, посттравматическая стрессовая реакция - это реакция психики на стрессовое событие или ситуацию. С рядом важных уточнений.



Первое. В отличие от простой реакции на стресс, ПТСР возникает либо позже по времени, либо тянется много дольше. Либо и то, и другое одновременно.

Второе. Стресс - как одно событие либо как протяженная по времени ситуация - должен носить характер не просто неприятности, а конкретной угрозы или даже катастрофы. Из стандартных, общих для большинства людей стрессовых факторов, которые могут привести в итоге к ПТСР, краткий перечень будет таков: катастрофа природная или техногенная, война, сражения и прочие вооруженные конфликты; серьёзные несчастные случаи, личное присутствие при гибели других людей, роль жертвы пыток, изнасилования либо другого тяжкого преступления, смерть близких людей, тяжёлая (очень тяжелая) болезнь или очень травматичная и обширная операция.

Третье. Период от момента тяжелого травматического события, тот временной промежуток, в течение которого развивается ПТСР. Это 6 месяцев. Если позже - уже маловероятно, что это оно, скорее всего, это уже нечто иное. Просто статистика наблюдений.

Посттравматическое стрессовое расстройство может возникнуть абсолютно у любого человека, если стрессовый фактор оказался достаточно силен, чтобы проломить барьеры психологической защиты. Но любые факторы, которые могли бы ослабить психику до наступления стрессовой ситуации - будь то личностные черты, к примеру, астенические, компульсивные, либо уже имевший место невроз, либо ослабление нервной системы после долгой болезни, после хронической (да, в том числе и алкогольной) интоксикации, черепно-мозговые травмы - все это облегчает возникновение ПТСР и утяжеляет его течение.

Какова же клиника ПТСР?

Условно можно выделить три фазы посттравматического стрессового расстройства.

Первая фаза - фаза острого стресса.

Она развивается во время действия травмирующего фактора и несколько дней после него. Фактически, это шок. Набор реакций, которыми этот шок (психологический, естественно, не будем путать с классическим шоком) сопровождается следующим набором симптомов - либо всех вместе, либо в произвольном сочетании, с преобладанием того или другого. Это сильнейший страх, который, в зависимости от физиологических особенностей, вызывает либо оцепенение, либо желание бежать и прятаться, с боязнью и недоверием к окружающим либо, напротив, боязнью остаться наедине с собой, с дрожью, сердцебиением, гипервентиляцией и прочими взбрыками вегетатики - почти как при панической атаке.

Это - и очень часто - реакция отрицания: нет, такого просто не может быть! Нет, это происходит не со мной! Нет, это просто какой-то кошмарный сон, вот я сейчас проснусь - и всё будет как прежде! Часто такая реакция сопровождается диссоциацией: человек словно устраняется от происходящего, будто все это происходит с кем-то другим, а он - да, либо видит тот самый кошмарный сон, либо смотрит ужастик, в котором играет некто, похожий на него. При этом может меняться даже ощущение времени: оно либо несётся вскачь, либо застыло, подобно сиропу.

Это - и снова часто - растерянность: крайне сложно вернуться в реальность, сориентироваться в окружающих событиях, принять простейшее решение либо ответить на элементарный вопрос. Да что там - порой человек просто становится нем и обездвижен.

Порою появляется крайняя сензитивность - то есть, чувствительность и восприимчивость к словам и эмоциям, к отношению окружающих. Кто-то готов на автомате выполнять их советы и просьбы, не фильтруя их критически, кто-то крайне болезненно реагирует на малейшие эмоции окружающих, словно лишившись напрочь своей психологической брони.

У тех, кто перенес насилие или пытки, может появиться стыд и отвращение к себе: человек считает себя нечистым, испорченным, испачкавшимся. У многих при этом возникает рефлекторное желание отмыться - вплоть до соответствующих обсессий и компульсий.

Это - и тоже нередко - бессонница в сочетании с вялостью и сонливостью днем, это постоянная тошнота и потеря аппетита.

Вторая фаза - собственно фаза посттравматического стрессового расстройства.

Самый характерный симптом - это флэшбэки (они же реминисценции, они же повторные переживания травмы): у человека внезапно, без внешних видимых причин, в памяти всплывают яркие воспоминания о травмирующем событии. И он снова заново их проживает - с теми же эмоциями и вегетатикой, что были при травме. Причем проживает для себя настолько ярко и реалистично, что всеми путями старается избежать любого напоминания, которое могло бы запустить этот флэшбэк. Другое дело, что как раз устраниться, исключить их и не получается. Замечено, кстати, что в силу особенностей строения коры и подкорковых ядер и их связей, флэшбэки часто запускаются запахом - это как в норме запах может пробудить давно забытые детские воспоминания, такое уж у него свойство.

Другой симптом - это ночные кошмары. Их содержание часто повторяет флэшбэки либо слегка их модифицирует, подмешивая сюда новые неприятные моменты.

Третий из возможных симптомов - это посттравматическая диссоциация: психика пытается изолировать, взять в своеобразный мусорный мешок все травмирующие воспоминания. И взять-то ей удаётся, а вот выкинуть - не очень. Условно различают три вида такой посттравматической диссоциации:

Первичная диссоциация - психика выталкивает из памяти фрагменты травматических воспоминаний. А вот осколки остаются, и эти осколки во время флэшбэков создают причудливую, неполную, но все такую же болезненную картину.

Вторичная диссоциация - человек занимает роль стороннего наблюдателя. И вроде бы, прием вполне неплох, поскольку наблюдать не так больно, как проживать их, будучи непосредственным участником - вот только эта позиция и приглушенные ощущения наблюдателя переносятся и на реальную текущую ситуацию тоже.

Третичная диссоциация - она чаще возникает тогда, когда травмирующие события оказались протяженными по времени или повторяющимися. И психика нашла выход: она сделала дополнительную (одну или несколько) субличность, с которой все плохое и происходит. А всё хорошее происходит только с оригиналом.

Четвертый из специфических симптомов - избегание: пациент стремится уйти от всего, что могло бы потенциально вызвать у него сильные неприятные переживания и эмоции. Он может избегать внешних стимулов - прекратить общение с конкретными людьми, отобранными по определённому признаку, перестать посещать те места, в которых ему становится дискомфортно - вплоть до сознательной (более или менее, понятное дело) самоизоляции. Он может избегать стимулов внутренних, опасаясь, что возникнут неприятные эмоции, воспоминания и переживания - в этом случае человек их чем-то глушит: лекарствами, алкоголем, наркотиками.

У жертв насилия может закрепиться стыд и чувство вины либо той самой «нечистоты».

Остальные симптомы менее специфичны - я имею ввиду, конкретно для ПТСР; это не значит, что такие проявления, как тревожный синдром, эмоциональная лабильность, гнев и ярость, эмоциональное оскудение, депрессивные симптомы и собственно синдром, нарушения сна и мощный сбой деятельности вегетативной нервной системы редки - напротив, они в том или ином сочетании непременно будут присутствовать.

Третья фаза - это восстановление, возврат к нормальной психической деятельности. Увы, коварство ПТСР в том, что это самое восстановление не спешит. Могут уйти годы на то, чтобы прийти в себя. И не всегда восстановление происходит полностью: ПТСР может преобразоваться в какой-либо из неврозов, перерасти в паническое или диссоциативное расстройство, оставить после себя эмоциональное выгорание - словом, отпускает человека неохотно.

***

P.S. Мой проект « Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.

P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) - мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.

Грёзы про неврозы, Частная психопатология

Previous post Next post
Up