Пауль Мёбиус, автор идеи санаториев для невротиков и книги "О физиологическом слабоумии женщин"

Mar 30, 2022 10:03





Продолжу рассказ об истории психиатрии. Идея Шарко о том, что истерию и матку объединяет только название, исторически устоявшееся, но патофизиологически не совсем верное, и что на самом деле всему виною внешний психогенный фактор, не потерялась на фоне череды открытий, озарений и просто красивых умозрительных конструкций, представленных на суд коллег в эти годы.



Нашлись товарищи, которые смогли провести нужные параллели между докладом американца Бирда о неврастении (о нем чуть позже), строками у Морреля и Маньяна о «дегенерантах высшего сорта», которые, хоть и дегенеранты, но такие лапушки и не должны рассматриваться в одном ряду с обычными сумасшедшими, с идеями Ломброзо о гениальности и преступности, а также с более ранними работами Трела, в которой тот довольно внятно высказался что наряду с конкретно помешанными существуют и полунормальные люди - les demi-alienes. То есть, снова всплыла тема пограничных состояний, которую после Уильяма Каллена как-то успели подзабыть.

И одним из докторов, который решил присмотреться к проблеме поближе, стал Пауль Юлиус Мёбиус (не путать с его дедом, Августом Фердинандом, который ленточки хитро склеивал!).

Родился Пауль в Лейпциге, 24 января 1853 года. Прежде чем всерьёз заняться медициной, он успел проявить интерес и к философии, и к теологии (ох уж эта немецкая основательность в попытках расковырять основы мироздания!) - причем изучал он их вполне себе всерьёз, занимаясь в университетах Лейпцига, Марбурга и Йены. Но в 1873 году все же решил, что медицина увлекает его больше и, отправившись на медицинский факультет, через три года уже защитил диплом, после чего несколько лет отдал армии, отслужив там оберстабсарцтом - старшим штабным врачом, то бишь. А затем, оставив службу, вернулся в родной Лейпциг, в частную клинику, совмещая частный приём с работой в университетской клинике под крылом известного невропатолога Адольфа Штрюмпеля.



Будучи человеком въедливым и любознательным, Мёбиус сделал несколько открытий в области неврологии - так, ему принадлежит описание «ядерной атрофии», редкого паралича VI и VII черепно-мозговых нервов, когда человек не может двигать глазами из стороны в сторону и толком управлять мимикой. Как вы понимаете, паралич этот в итоге назвали синдромом Мёбиуса. Он же открыл и описал симптом (да, да, симптом Мёбиуса) при тиреотоксикозе, когда при наблюдении за приближающимся к кончику носа предметом глаз не сходится к нему, как в норме, а «отъезжает» в сторону. Он же совместно с Эрнстом Виктором фон Лейденом описал мышечную дистрофию в области таза - синдром Лейдена-Мёбиуса.

Но более всего он заинтересовался психиатрией. Изучив труды коллег, как современников, так и успевших стать классиками, сравнив их с собственными наблюдениями, он предложил собственный вариант деления душевных заболеваний по причине их возникновения. Очень простой, всего лишь на две неравные половины: болезни экзогенные (то есть от внешних факторов) и эндогенные (от внутренних, в том числе и не всегда понятных и очевидных, причин). Просто? Да, но до Мёбиуса эта простота никем не была столь чётко обрисована. Этот принцип деления позже войдёт в целый ряд классификаций.

Умея складно излагать мысли на бумаге, Пауль Юлиус написал ряд патографий - то есть, по сути, биографий замечательных людей (Руссо, Гёте, Шопенгауэра, Шумана и Ницше) через призму медицинской психологии и психопатологии.



И ещё один опус, увидевший свет в 1900 году и вызвавший вполне справедливое негодование - «Über den physiologischen Schwachsinn des Weibes», или «О физиологическом слабоумии женщин», который переиздавался 8 раз - вместе с письмами, статьями и комментариями читателей и читательниц за и против, каковые к восьмому изданию составили более половины объема книги. Кажется, мало кто в истории столь аргументированно и многословно развернул тезис «все бабы - дуры». Но любим мы его не за это.

Дело в том, что Мёбиус всерьёз занялся проблемой неврозов и прочих пограничных состояний - и не только в плане теоретическом и изыскательном. В 1896 году он опубликовал работу, основанную не в последнюю очередь на собственном опыте - «О лечении нервных болезней и об организации учреждений для нервнобольных». И вскоре в Целендорфе, что близ Берлина, открывается настоящий санаторий для душевнобольных - прежде всего невротиков - где, в полном соответствии с рекомендациями Мёбиуса, пациентов лечат водными процедурами, массажем, применяют электротерапию (не судорожную, до неё ещё дело не дошло), гипноз, а главное - трудотерапию, на которой Пауль Юлиус делал особый акцент.



Поль Шарль Дюбуа

Опыт лечения в этом санатории оказывается настолько удачен, что в Германии, Швейцарии, Голландии и Швеции открывается целый ряд подобных заведений. Одним из знаменитых санаториев становится швейцарский, открытый в Берне, где работает в те годы невропатолог и психиатр Поль Шарль Дюбуа. Это он в 1904 году напишет «Психоневрозы и их лечение», а позже, в 1912 году, сформулирует уже отработанные им основные принципы рациональной психотерапии. И это благодаря Дюбуа клиника в Берне станет буквально местом паломничества тысяч пациентов с неврозами.



Говоря о пограничных состояниях, интерес к которым проявился к концу XIX века, стоит вспомнить Юлиуса Людвига Августа Коха.



Юлиус Людвиг Август Кох

И его книгу «О состояниях психической неполноценности» - по сути, самый полный и исчерпывающий на то время обзор пограничных состояний, от мимолётных колебаний и расстройств настроения до тяжелых затяжных форм, серьёзно мешающих адаптации и самой жизни. Именно в этом обзоре впервые будут хорошо и подробно описаны психопатии, из-за чего интерес к ним вскоре получит дальнейшее развитие.

***

P.S. Мой проект « Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.

P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) - мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.

История психиатрии

Previous post Next post
Up