Российско-японские отношения в XXI веке

Dec 01, 2008 18:21


(Выступление на I научно-практической конференции Ассоциации японоведов
«Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?»,
14 ноября 2008 года)

Довольно широко распространено мнение, что отношения России и Японии не способны преодолеть историческую инерцию взаимного недоверия, сконцентрированного и поныне вокруг проблемы территориального размежевания, и потому обречены на довольно низкий уровень развития.

Отдельные достижения в сфере торгово-экономических связей, например, вспыхнувший в последнее время интерес японских автомобильных компаний к созданию сборочных заводов на российской территории, а также готовность Токио закупать в растущих объемах российские нефть и газ, как считается, общей картины в целом малого экономического взаимодействия двух стран не меняют. А уж, если торгово-экономическое сотрудничество не велико, то о других сферах и говорить нечего.

Однако для того, кто обладает полной и объективной информацией о динамике развития российско-японских связей, очевиден упрощенческий характер вышеприведенных оценок.

За короткий период, начиная по сути дела с лета 1997 года, когда премьер-министр Японии Рютаро Хасимото выступил с новой доктриной «по улучшению японо-российских связей с целью установления нового сотрудничества между двумя странами»; удалось создать новые отношения, которые по широте, глубине и интенсивности контактов не имеют аналогов во всей истории взаимодействия России и Японии.

Московская декларация, подписанная 13 ноября 1998 г. Президентом Б.Ельциным и премьер-министром К.Обути, поставила в качестве важнейшей задачу установления между двумя странами «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества». Можно с полным основанием утверждать, что эта задача решается и хотя порой не без труда, но вполне конкретно. Не случайно, через четыре года в январе 2003 г. Президент В.Путин и премьер-министр Дз.Коидзуми, принимая российско-японский План действий, констатировали тот факт, что российско-японские связи «достигли самого высокого за всю историю их развития уровня».

Почему это стало возможно?

После распада Советского Союза в Японии не спешили делать окончательные выводы о том, по какому пути пойдет развитие России. Потребовалось более пяти лет, прежде чем японская политическая элита определилась - изменения в России приняли необратимый характер, ныне Россия разделяет общие с Японией и другими западными демократиями ценности. Успех преобразований в России отвечает интересам всего демократического международного сотрудничества, включая Японию. Россия принята в «клуб» развитых государств и для Японии появляется немало полезного от взаимодействия с Россией в рамках «восьмерки».

Во-вторых, в условиях формирования после холодной войны новой конфигурации международных отношений, появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитической цели повышения роли Японии на международной арене, а также в интересах обеспечения стабильности и безопасности, прежде всего в наиболее чувствительном для японских интересов регионе Северо-Восточной Азии.

В-третьих, стало очевидным, что в отличие от эпохи холодной войны, когда Япония воспринимала Советский Союз как угрозу, в т.ч. и военную, своим национальным интересам, теперь оснований для подобных опасений не существует. С 1997 года из аналитических прогнозов Управления обороны Японии был снят тезис о «потенциальной угрозе со стороны России».

В-четвертых, в японских деловых кругах по мере осуществления в России экономических реформ и становления рыночной экономики усиливалось внимание к новым перспективам японо-российского сотрудничества в экономической сфере.

Наконец, было признано нецелесообразным жестко ставить развитие с Россией в практических областях в зависимость от решения территориальной проблемы на японских условиях. В российско-японском Плане действия подчеркивается намерение стран искать взаимоприемлемое решение проблемы, заключения мирного договора, поддерживая в двусторонних отношениях атмосферу взаимопонимания, доверия и широкого взаимовыгодного сотрудничества по различным направлениям.

Россия в не меньшей степени, чем ее вечный сосед - страна Восходящего солнца, заинтересована в том, чтобы иметь в лице Японии надежного, дружественно настроенного партнера. Это позволяет более успешно, с меньшими затратами решать проблемы обеспечения безопасности, стабильности, экономического и социального развития своих дальневосточных районов, более уверенно вести дело к активному подключению России к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Совпадение, схожесть или параллельность стратегических замыслов Москвы и Токио реализовались на многих конкретных направлениях.

Регулярным, плотным и насыщенным стал график визитов и встреч на высшем уровне, а также по линии глав внешнеполитических ведомств. Напомним, за всю предыдущую историю отношений между двумя странами вплоть до 1992 года лишь однажды, в апреле 1991 года, состоялся визит в Японию высшего руководителя СССР, а министр иностранных дел посещал Токио всего три раза.

Успешно развивается взаимодействия двух стран на международной арене, поскольку позиции по многим актуальным проблемам мировой политики близки. Это касается ближневосточного урегулирования, иранской ядерной проблемы, ядерной проблемы на корейском полуострове» глобальных экономических проблем, разоруженческой тематики, признании сторонам центральной роли ООН в решении глобальных и региональных проблем современности.

Налажен устойчивый диалог между оборонными ведомствами» что было немыслимо в эпоху холодной войны. За короткий срок российско-японские контакты и обмены по венной линии, начав фактически с «нуля», достигли уровня, когда не вызывает сенсации участие военных кораблей военно-морских «сил самообороны» Японии в учениях Тихоокеанского флота России. Регулярно проводятся совместные учения по поиску и спасению на море с участием кораблей и авиации двух стран. В 1999 году между Министерством обороны России и Управлением обороны Японии был подписан Меморандум о развитии диалога и контактов, в котором закрепляется договоренность осуществлять интенсивные регулярные контакты на всех уровнях и в самых разных формах. Ранее японская сторона подписывала документы такого рода только с США - своим стратегическим военным союзником.

Поддерживаются устойчивые контакты между погранслужбой России и японским Управлением безопасности на море, включая взаимодействие в преследовании браконьерских судов й судов-нарушителей. Налажены обмены между правоохранительными и таможенными службами.
Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. В соответствии с совместным заявлением по борьбе с терроризмом проводятся соответствующие двусторонние консультации, осуществляется совместное противодействие наркоугрозе, исходящей из Афганистана.

По мере выхода японской экономики из рецессии и в связи с энергичным экономическим ростом России на рекордные показатели вышла двусторонняя торговля. С 2003 года товарооборот вырос в 5 раз и в 2007 году составил 20 млрд.долл. - прирост по сравнению с 2006 годом - 65%. На. конец 2007 г. объем накопленных японских инвестиций в России превысил 3 млрд.долл. Прямые японские инвестиции в российскую экономику достигли 323 млн.долл.

На российском рынке приступили к работе крупнейшие японские кредитно-финансовые учреждения; банки «Токио-Мицубиси - ЮЭФ Джей», «Мидзухо», инвестиционные компании «Номура секэн» и «Дайва секэн».

В декабре 2007 года под Санкт-Петербургом начал выпуск автомобилей модели «Камри» автозавод компании «Тоета». Идет строительство автозаводов фирмами «Нисан», «Судзуки», «Исудзу». Планируют организовать производство в России компании «Мицубиси моторе» и «Комацу». Российские компании Транстелеком и Ростелеком совместно с японскими фирмами «Энтити» и «Кэй Ди Ди Ай» реализуют совместные проекты по расширению информационных потоков через территорию России в Европу.

Осуществляется взаимодействие в реализации нефтегазовых сахалинских проектов. В 2006 г. начались поставки нефти с Сахалина в Японию, которые в 2007 г. составили 6,8 млн.тонн на сумму в 3,7 млрд.долл. В конце текущего года начнутся поставки на японский рынок СПГ, объемы которых планируется довести до 7,5-8 млн.тонн ежегодно, что составит 8,5% всего объема СПГ, импортируемого Японией.

Японские компании проявляют интерес к подключению к реализации второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Летом 2007 года японское правительство выступило с инициативой по налаживанию японо-российского взаимодействия в регионах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири по восьми направлением: энергетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды, здравоохранение и медицина, совершенствование торгово-инвестиционного климата, развитие межрегиональных обменов. Налаживание такого взаимодействия может внести существенный вклад в реализацию принятой в августе 2007 года Правительством России Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Многократно возросли контакты и объемы между общественностью двух стран. На регулярной основе проводятся масштабные фестивали культуры - японской в России и российской в Японии.

Думается, вышеприведенная, впрочем, далеко не полная, картина российско-японских связей позволяет делать вывод о том, что отношения России и Японии не только сопоставимы, но по ряду важных параметров превосходят уровень отношений Москвы со многими крупнейшими государствами мира и имеют неплохие перспективы дальнейшего роста.

Вместе с тем было бы неоправданным не видеть и те объективные и субъективные проблемы, которые сдерживают и даже тормозят поступательное движение.

Хотя цифры товарооборота впечатляют, с соседним Китаем Япония торгует в 10 раз больше - на 238 млрд.долл. в год. Столь же велика и разница в отношениях японских инвестиций в китайскую и российскую экономики, В общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику на японские приходится всего 1,4%.

Со времен Советского Союза не меняется товарная структура российского экспорта в Японию. Как и прежде в нем доминируют цветные и драгоценные металлы, морепродукты, минеральное топливо, лесоматериалы.

В импорте из Японии, которые почти в 2 раза в стоимостном выражении превосходит экспорт, преобладает машинно-техническая продукция -автомобили, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, средства связи.

Для Японии Россия - малозначимый экономический партнер. Российская доля в товарообороте Японии не достигает и 1%. Японские деловые круги все еще проявляют немного интереса к работе на российском рынке, специфика которого скорее настораживает, чем привлекает японских бизнесменов.

В свою очередь в России ограничен круг предпринимателей, готовых работать на сложном японском рынке. Нет у них соответствующих навыков, знаний, а главное - терпения, так как для продвижения иностранных товаров в Японию требуются годы настойчивых усилий.

В результате ни в Японии, ни в России нет соответственно «российского» и «японского» лобби в положительном значении этого явления. Иными словами, нет или мало представителей деловых кругов, которые в интересах продвижения своего бизнеса оказывали бы воздействие на политические круги, побуждая их создавать благоприятные условия для их деятельности в стране-партнере. А эти благоприятные условия есть не что иное, как политическое сближение двух стран, урегулирование политических проблем, мешающих в том числе и строительству отношений экономической взаимозависимости.

В этой связи возникает вопрос о том, в какой степени сдерживает движение к масштабному торгово-экономическому сотрудничеству отсутствие мирового договора между нашими странами, что обусловлено японскими территориальными претензиями.

Нередко от японских представителей можно услышать тезис о том, что хотя теперь «нерешенность территориального вопроса не является главным сдерживающим фактором, но все же побуждает японские деловые круги принимать во внимание это обстоятельство».

Аргумент не нов, но не очень убедителен. В 70-е годы прошлого века, когда Советский Союз не признавал наличие в двусторонних отношениях территориальной проблемы, советско-японская торговля бурно росла, и были реализованы крупнейшие экономические проекты, в том числе по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Думается, главная причина японской сдержанности в экономических делах с Россией в другом.

В Японии по-прежнему сохраняется настороженное, а порой и критическое отношение к России, далеко не преодолено восприятие России на основе стереотипов эпохи холодной войны. Потому считается преждевременным идти на более глубокое политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Москвой с тем, чтобы не попасть в зависимость от России в сфере, например, поставок энергоносителей.

В этой связи наличие территориальной проблемы как нельзя кстати. Это своего рода «регулятор» двусторонних отношений. В период, когда интересы Японии диктуют потребность улучшения отношений с Россией, этот регулятор можно ослабить или на время отложить в сторону. Когда же возникает намерение занять более жесткий курс на российском направлений, то объяснение тому долго искать не придется - территориальная проблема.

Проблема территориального размежевания между Россией и Японией имеет длительную историю обсуждение которой, однако, не в состоянии вывести на вариант ее урегулирования, и она интересна лишь ученым и тем политикам, кто не прочь использовать ее для решения определенных политических задач, а также в целях «разогрева» в известно каком направлении настроений общественности.

В 1956 году не удалось зафиксировать границу между Россией и Японией в международно-правовом плане. Вместе с тем в статье 9 Декларации Советский Союз согласился на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что их фактическое передача Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией.

Советские руководители в последствии не признавали обязательства, зафиксированные в девятой статье. До 2001 года не делало этого и российское руководство. В Иркутском заявлении (25 марта 2001 года) президента В.Путина и премьера Е.Мори зафиксирована договоренность вести переговоры о заключении мирного договора на основе, в том числе и Декларации 1956 года. Это был совершенно логичный, но потребовавший от российского руководства немалого политического мужества шаг - готовность вести переговоры на основе «территориальной статьи» Декларации. Россия - продолжатель Советского Союза, а среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года.

Однако, если до этого шага российской стороны, японская сторона настойчиво настаивала на признании Москвой действенности девятой статьи, то когда это свершилось, последовали заявления - «этого недостаточно, т.к. Япония будет обсуждать судьбу островов Хабомаи и Шикотан только в едином пакете с островами Кунашир и Итуруп».

Иными словами, Япония сейчас не рассматривает «территориальную статью» Декларации даже в качестве переговорной базы.

Но другой - юридически обоснованной базы просто не существует.

Следует отметить, что ссылки японской стороны на «обоснованную традиционность подхода - мирный договор только после подтверждения принадлежности Японии четырех островов» не соответствуют действительности. В 1956 году имелась возможность урегулировать проблему по «формуле два острова», но тогда вмешались США, заявившие, что если Токио согласится на два острова, Вашингтон не пойдет на возвращение Японии архипелага Рюкю вместе с Окинавой. Почему американцы тогда действовали таким образом объяснять, видимо, нет необходимости.

Подводим итоги. Стороны сейчас подчеркивают готовность искать взаимоприемлемое решение. Это подразумевает отказ от крайних позиций. Российская сторона такой подход проявила, японская пока нет. Потому по сути дела реальных переговоров по проблеме территориального размежевания не ведется.

Думается, такая ситуация не случайна. Несмотря на кардинально изменившееся за последние годы состояние двусторонних отношений, Россия и Япония «все еще весьма далеки друг от друга». И в России, но в большей степени в Японии отсутствует осознание того, что радикальное улучшение отношений отвечает глубинным стратегическим интересам каждой из стран. Россия и Китай смогли окончательно урегулировать свои территориальные проблемы только после того, как их отношения вышли на уровень стратегического партнерства. Хороший пример для Москвы и Токио. Тем более, что стратегическое партнерство между ними вполне возможно.

Национальные интересы Японии и России не противоречат друг другу, напротив они во многом совпадают, особенно применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону. За исключением территориального вопроса в отношениях двух стран нет, и на перспективу не просматриваются сколь-либо серьезные проблемы.

Что следует делать?

Необходимо последовательно, настойчиво, взаимными усилиями преодолевать психологию недоверия, подозрительности. Пока в общественном мнении обеих стран сохраняется тенденция воспринимать друг друга через призму стереотипов холодной войны, склонность обращаться к негативному, а не позитивному историческому опыту в отношениях между двумя странами.

Еще более актуальна задача решительнее и энергичнее развивать политическое, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, создавать прочную сеть отношений взаимодополняемости и взаимозависимости.

Решая вышеизложенные задачи, и формулируя во всех сферах качественно новый характер отношений, стороны будут готовить условия для выхода на заключение мирного договора.

Возникает вопрос - возможно ли развитие российских отношений по вышеуказанному сценарию. Будет ли «качественным сдвиг»?

Полагаю, что серьезный качественный сдвиг в наших отношениях с Японием произошел на рубеже XX и XXI веков, о чем говорятся в представленном докладе. Если имеется в виду «еще более значительный качественный сдвиг», то следует, видимо, признать, что в ближайшей перспективе, это вряд ли возможно.

Гораздо более актуально на нынешнем этапе сохранить то новое, что было достигнуто, не допустить отката, а закрепить это новое в российско-японских отношениях и на этой основе начинать создавать почву для последующего более радикального изменения двусторонних отношений.

Обстоятельства нынешних международных отношений не внушают оптимизма для построения скорых позитивных перемен в российско-японских отношениях. Ухудшение отношения России с США, Европой, мировой экономический кризис - не лучшее время для перспективных прогнозов. К тому же Япония находится в стадии политической нестабильности. Тем не менее, можно с полным основанием исходить из того, что после адаптации международных отношений к новым реалиям, вновь появятся благоприятные условия и для качественного сдвига в российско-японских отношениях.

Александр Панов, доктор политических наук, ректор Дипломатической академии МИД РФ

Панов Александр

Previous post Next post
Up