северный Казахстан и Омск. ч.36: Омск, от вокзала до центра.

Oct 19, 2013 04:51


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Прибываю электричкой на ж/д вокзал Омска.



Паровоз Р798-19 возле вокзала - который уже паровоз за путешествие?

На велосипеде по Омску колесить не стал. Так, чисто символически прокатился по ближайшей территории - всего не более полукилометра. Ну, и всё - в данном случае я посчитал, что удобнее будет не спеша прогуляться по Омску пешком. Таким образом суммарный велокилометраж за день составил около 79 км. А всего за 9 дней путешествия на велосипеде получилось около 728 км.

Очень красив железнодорожный вокзал в Омске:





Здание большое. Оно было построено как двухэтажное в 1958 г. А в XXI после основательной реконструкции стало трёхэтажным.

Лысый в испуге отшарахивается, прикрываясь рукой от такого великолепия:



Кстати, на схеме города Омска 1917 года на этом месте обозначена церковь.

И, да - оказывается здесь стоял храм во имя Св. Троицы. Возведён храм был в 1897-1900 гг., а рядом с ним в те же годы была построена церковно-приходская «Соловецкая» школа для девочек. Храм был разрушен в 1930-е гг., и тогда же рядом с его местом было построено управление Омской железной дороги, в подвалах которого размещалась резиденция железнодорожного НКВД [3]...

Электронное табло на стене вокзала показывает +13 по Цельсию. День ощутимо теплее предыдущего. И, кстати, первый день без дождя за всё время путешествия.

Помимо вокзала поблизости есть и ещё несколько примечательных зданий. Их, однако, не заснял.



памятник железнодорожнику.

Интерьер вокзала тоже заслуживает внимания. Это же - не вокзал, это - дворец! Особенно впечатляет его центральная часть в несколько ярусов с колоннами, куполом и люстрой:



Ограничился одним кадром.

Сдал почти всё своё снаряжение в камеру хранения.

Уже 7 часов вечера по местному. В 8 можно будет занять место в номере комнаты отдыха, т.е. в привокзальной гостинице. А пока можно перекусить чего-нибудь. На привокзальной площади есть несколько павильончиков со всякими там шашлыками, шаурмами, кофеями. Предупреждаю: прикупив чего-нибудь на перекус, лучше всего тут же ретироваться хавать в какое-нибудь более спокойное место. Потому что трутся вблизи павильончиков стрёмного вида забулдыги. Этот диссонанс на фоне шикарной архитектуры аппетиту не способствует.

Гостиничные апартаменты находятся на третьем этаже в крыле здания вокзала. Номер трёхместный, цивильный.



автопортрет

Помимо меня в номере - один интеллигентного вида человек пенсионного возраста из числа поволжских немцев.

7.05.2013

Просыпаюсь, собираюсь.

Покупаю билет на провоз багажа. Эту операцию можно осуществить лишь на станции отправления. При весе менее 36 кг я могу не платить за провоз велосипеда. Но мало ли, как будут настроены проводники, а уехать выбранным рейсом надо будет непременно… А ещё в кассе омского вокзала я получил возврат денег за те ж/д билеты, которые ещё полторы недели назад сдал в Атбасаре.

Выхожу из здания вокзала. На этот день у меня намечена большая пешая прогулка по Омску с осмотром достопримечательностей.

Столетие тому назад часть города, прилегающая к железнодорожному вокзалу, называлась Атамановской Слободой. Таковое название было официально закреплено за обособленной южной частью Омска в 1899 году, а до того она носила неофициальное название «Царский хутор». Основан он был в 1880-х гг. казаками [3].

Ближайшая к возалу улица прежде называлась Атамановской. С современным проспектом Карла Маркса она пространственно совпадает лишь до Карлушки (ныне - пл. Серова); затем её продолжение обнаруживается в центральной части города в виде современной улицы Ленина.

Иду по проспекту Карла Маркса (бывш. Атамановская) в направлении к центру города. Улица - вполне обычного вида. Напоминает, например, Комсомольскую ул. в Орле где-нибудь в окрестностях ОГУ, но только этажность повыше.

Немалый участок проспекта приходится на былые места расположения лагерей тех или иных военных формирований. Застройка здесь вполне современная - вторая половина XX века. Наконец, вхожу в ту часть города, которая до революции называлась как Казачий форштадт. Теперь, ближе к центру Омска начинают встречаться старинные здания:



Это - бывшее здание управления железнодорожных путей. Оно возводилось в 1914-16 гг., т.е. как раз в годы Первой Мировой. (проспект Карла Маркса, 35).



Дом со шпилем 1951 года постройки (проспект Карла Маркса, 29/7).

От здания управления железнодорожных путей поворачиваю налево. Иду теперь по ул. Маяковского (бывш. Казачья ул.).



памятник архитектуры - полуразрушенное жилое здание 1927 года постройки [инфа по зданию: 4] (ул. Маяковского, 11).



впереди - современное здание в каком-то прямо-таки «дальневосточном» стиле.

Проезжая часть поворачивает вправо, и я очень удачно оказываюсь в самом начале ул. Ленина (судя по нумерации - в самом её конце). Современная ул. Ленина - это и есть центральная улица дореволюционного Омска. Ясное дело, что до революции она называлась по-другому. Южный участок улицы назывался - Атамановской улицей, ближе к Оми - Дворцовой улицей, за Омью - Чернавинским (а также Любинскиим) проспектом, а самый северный её участок - Казнаковской улицей. Вот теперь уже на пути втречается немало старинных зданий.



То же самое современное здание и - два старинных здания (ул. Ленина, 50 и 48). №48 - бывш. доходный дом В.С. Саметника, начало XX века.



бывш. доходный дом Х.В. Левина, конец XIX века (ул. Ленина, 46)



участок ул. Ленина. Справа - почти современное здание №43. По левой стороне - более старинные дома на углу улиц Ленина (бывш. Атамановская) и Шокана Уалиханова (бывш. Плотниковская).



особняк К.А. Гриневицкого, построен в 1914 г. (ул. Ленина, 39)

Сейчас в нём размещается консульство Республики Казахстан. Посему и флаг рядом со зданием соответствующий. Перед зданием - памятник Шокану Уалиханову.

Напротив неподалёку - ещё одно здание, выполненное в несколько похожем стиле:



Это - особняк генерал-майора Козлова, 1910 года постройки, также именуемый как «Купеческий дом». Сейчас в нём - Омский областной дом журналистов и кофе-бар «Графоман» (ул. Ленина, 34). Слева - здание гимназии Каеш, начало XX века (Ленина, 36)

.

Далее по левую сторону улицы - здание кадетского корпуса (ул. Ленина, 26):



Построено оно было в 1926 г., в последующем неоднократно достраивалось и перестраивалось. Например, центральный корпус с колоннадой был пристроен в 1846 году. Тогда же училище Сибирского линейного казачьего войска было преобразовано в Кадетский корпус.



Здание всегда в той или иной форме использовалось как военное училище. В числе выпускников Омского кадетского корпуса - Ч. Уалиханов, Г.Е. Катанаев, Л.Г. Корнилов, Д.М. Карбышев. В 1936 - 1942 гг. начальником Омского военного училища здесь был Л.Н. Гуртьев [5]. Да, и тот самый, который погиб при освобождении Орла в 1943 году.

Напротив здания кадетского корпуса расположен Никольский казачий собор (ул. Ленина, 27). Крёстный ход вокруг собора:



.



Никольский собор, построен в 1833 - 1844 гг.

Чуть далее расположено здание краеведческого музея (ул. Ленина, 48). Само здание сугубо визуально ничего интересного не представляет - огромная по площади невыразительная коробка из железобетона, сугубо современная. Но вот экспозиция музея - очень интересна! Даже очень!

Но я позволю себе нарушить хронологию описания пешей прогулки по Омску: краеведческому музею уделю внимание в другом посте.



Старинное здание (ул. Ленина, 23к1); судя по вывеске - магазин «Православное слово», за ней видно здание краеведческого музея. Правее - бывшее здание общественного собрания, построено в 1859 г. (ул. Ленина, 25)



Гостиница «Сибирь» (ул. Ленина, 22).

Может, кто думает, что здание гостиницы «Сибирь» - т.н. «сталинка»? Вовсе нет. Оказывается, это сооружение построено было ещё в 1880-х гг. и поначалу принадлежало купцу Зайцеву, а затем - его жене. Уже в то время верхние этажи были определены под шикарную гостиницу под названием «Европа». При гостинице были ресторан и концертный зал. А нижние этажи были сданы в аренду Русскому музыкальному обществу.

А то! Омск в конце XIX - начале XX вв. очень бурно развивался, и ко второму десятилетию XX века стал крупнейшим городом во всей Сибири.

Раз я дошагал до гостиницы «Сибирь» - стало быть, добрался до небольшой части города в самом центре Омска, которая в прежние времена называлась Ильинским форштадтом.

продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

.

Информация по достопримечательностям Омска приведена в соответствии с источниками:

1. Lapa Достопримечательности Омска.

2. Омская область.Путиводитель./ Мишель Строгов, Пьер-Кристиан Броше, Доминик Озиас. М., «Авангард», 2006.

3. М. А. Ситникова, П. В. Ситникова. Архитектурныйансамбль железнодорожной станции «омск» в системе построек фонда имени Александра III и его влияние на градостроительное развитие пристанционных поселков

4. panteleich Маяковского11 и 13 - опять по новому кругу.

5. Википедия. Гуртьев, Леонтий Николаевич.

7.55.Омск (и обл.), 9.локомотив

Previous post Next post
Up