Ч.35: Булаево - Исилькуль - Омск.
6.05.2013
Подъём - в 3 часа по московскому. Никак не могу привыкнуть к тому, что здесь в это время уже светло. Это же - 5 утра по местному. Собираюсь и менее чем через час выезжаю.
Теперь моя задача - добраться до Омска. Своим ходом или по железной дороге - отсюда уже не принципиально. Электричка с Петропавловска в Омск по понедельникам не ходит. Конечно, можно при желании подъехать электричкой до Каракоги. Но так можно сократить маршрут всего лишь километров на 17, а по времени даже проигрыш получается за счёт ожидания электрички. Так что еду своим ходом до Исилькуля.
окрестности Булаево
Утро. Солнце восходит. Вокруг - ландшафт берёзовых перелесков. Местность в лёгком тумане. Холодно. На траве - роса. Похоже, ночью был иней. На лужицах встречается лёд.
вид в сторону Булаево.
Ветер поначалу не ощущается.
В нескольких десятках метров впереди горностай перебежал через дорогу как тень - длинная, без явных очертаний, коричневатого цвета.
туман
вид в северном направлении
вид в южную сторону: поворот на село Чистовское
По правую сторону трассы за большим открытым пространством видны солёные озёра Камышловского лога, а между ними - сёла Чистовское и Чистое. Одно из них - бывшая станица Чистовская.
вид на село Чистовское
станция в селе Чистовское называется как Зарословская (хотя Зарослое - вовсе не здесь, а в 30 км к северо-западу)
на горизонте - солёное озеро Бараново. Слева от озера - село Чистое, справа - село Чистовское.
Автодорога поворачивает вправо и приближается к Камышловскому логу. Слева появляется озеро Солёное:
А справа - ещё одно солёное озеро Солодка (вдалеке справа - село Чистое):
Затем автотрасса пересекает Камышловский лог между двух солёных озёр. Их водные поверхности расположены чуть в стороне от дороги. Спешиваюсь. Холодный западный ветер пронизывает и крепко ощущается через мембранную куртку. Спускаюсь с трассы. Пространство между автотрассой и озером Солодка - увлажнённый грунт с редкой растительностью, чередующийся с лужицами:
На полпути к озеру протянулась канава с водой:
Я не стал искать идти далее. Ограничился тем, что попробовал на вкус воду из лужицы. Солёная - точь-в-точь как на море где-нибудь у Крита. Но только ещё очень холодная. А ветер вовсе напрочь выдувает всякие мысли о том, чтобы искупаться.
Последний на моём маршруте населённый пункт в границах Казахстана. Каракога - небольшой посёлок городского типа. Возникший в 1924 г. при станции Кара-Гуга, основанной ещё раньше - в 1904 году [Petr. История села Каракога.
http://www.nklibrary.kz/letopis-gorodov-i-sel-oblasti/raion-m-zhumabaeva/istorija-sela-karakoga.html].
Каракога.
Православный храм в Каракоге:
Каракога переводится как «чёрный рогоз» [Северо-Казахстанская область
http://www.zin.ru/animalia/coleoptera/xls/n-kaz.xls].
Впереди легковушка протискивается среди стада:
Это же стадо коров на фоне озера Солёное:
Небольшой табун на фоне Каракоги:
После Каракоги покрытие на автодороге становится чуть хуже. Транспорт здесь ходит совсем-совсем редко. Совсем редко.
Прохожу казахстанскую таможню. Некаких заморочек. Действительно, 30 дней можно находиться в Казахстане без регистрации.
Затем километра два еду как будто бы по «ничейной» территории. И даже начинаю недоумевать, почему это нет пограничного пункта с российской стороны? Ан показался впереди - он вынесен вглубь российской территории километра на два. Прохожу российскую таможню.
Всё, я - в России.
.
Что могу сказать, подитоживая большую часть маршрута, прошедшую в границах Казахстана? По ходу повествования я неоднократно высказывал недовольство по поводу результатов деятельности т.н. ономастических комиссий. Вот не нравится мне планомерное вытеснение видимых элементов славянской культуры из географического пространства, совсем не нравится. Но если у кого сложилось впечатление, что моё негативное отношение шире этого - те сильно ошибаются. Вообще, мне весьма и весьма понравилось местное население - как русское, так и казахское: доброжелательное, приветливое, готовое предложить помощь.
Мне очень понравилась сама поездка. Понравился архитектурный облик Петропавловска и вид деревенек. А что касается ландшафтов, то тут мне, конечно, более близки участок от Балкашино до Зеренды и пространство к северу от Камышловского лога - т.е. ландшафты перелесков.
.
Почти сразу же после таможни миную перекрёсток. Налево - переселенческая деревенька Рославка, основанная в 1895 г. [Список населённых мест Сибирского края. Т.1. Округа Западной Сибири. Новосибирск, 1928.]:
Направо - деревенька Юдино:
Далее дорога идёт в сторону Омска среди берёзовых перелесков.
Из состояния задумчивости выводит небольшой шмель, неожиданно врезавшийся в ярко-красную куртку. Это первое летающее насекомое за всю мою поездку. Вспоминаю, что где-то неподалёку находится шмелиный заповедник. Но искать его у меня и в мыслях нет.
И ещё один небольшой шмель пролетел мимо.
Ветер попутный, солнечно. Какое-то кочковатое заболоченное пространство:
По правую сорону становится виден город Исилькуль, а перед ним - небольшое озерцо:
По ходу движения замечаю, что двумя днями ранее в спешке не совсем удачно забортировал переднее колесо. Возле ниппеля одна сторона чуток не заправлена в обод. Это, должно быть, чтобы не лезли в голову мысли о том, что можно теперь повернуть таки на Называевск. Там - в Называевке - тоже жили мои предки - непосредственно до революции или непосредственно после. Но я даже не знаю, имеются в виду современный город Называевск или же современная деревня Старо-Называевка (но по ней, т.е. по деревне Называихе, я никого не обнаружил в переписных листах 1897 года).
Днём ранее я принял решение сократить маршрут с тем, чтобы побольше времени уделить Омску. Но если бы в предыдущие дни погода стояла комфортнее, и если не наметившиеся проблемки с велосипедом, то в Называевск таки поехал бы.
вид в сторону Называевска
Перекрёсток. Прямо - Омск, до него что-то около 130 км. Налево - Называевск, на указателе значится 78 км. В общем, конечно, если и разлетится, например, каретка посередине пути до Называевска, то всё равно за день выйду в ту или другую сторону к железной дороге - но это уже в ущерб времени, отведённого на Омск.
Направо - Исилькуль, до него 4 км. Поворачиваю на Исилькуль.
Ветер юго-западный и на этом участке - боковой-встречный. Ехать тяжело, несмотря на то, что прикрывает лесополоса, состоящая не только из берёз, но и из сосен. Движение после перекрёстка сразу же стало оживлённым. А вот проезжая часть неширокая. Время от времени приходится смещаться на обочину. По самому Исилькулю почти всё время приходится ехать по обочине.
Улочки и жилые дома в северной части Исилькуля:
.
.
Церковь Новомучеников и Исповедников Российских (постр. 2004 г.) и памятник погибшим в ВОВ в Исилькуле:
Привокзальная площадь в Исилькуле:
Тот же паровоз с противоположной стороны:
Бывший сельский дом культуры у привокзальной площади:
Построен ещё в 1926 году. Сейчас в нём находится краеведческий музей.
Покупаю билет на электричку до Омска. В оставшееся время мотаюсь по городу в попытках обменять тенге на рубли. Удалось не сразу. Затем выхожу на перрон. Ожидаю электричку, сидя на скамеечке. По ближайшим железнодорожным путям время от времени проносятся транзитом товарные поезда в направлении на Петропавловск. Видна электричка, отправляющаяся в Казахстан.
Наконец, подают электричку на Омск. Забираюсь в последний вагон. К моему удивлению, весь вагон заполняется цыганами. Или очень похожими на них представителями какой-то народности. Безо всяких инцидентов.
Еду электричкой по Транссибу в Омск. За окном время от времени видно открытое пространство Камышловского лога и его солёные озёра. Берёзовые перелески. Небольшие станции.
Камышловский лог.
Храм Святой Троицы в пгт Москаленки.
И снова - Камышловский лог.
Водокачка и паровоз в пгт Мариановка.
река Иртыш и город Омск (продолжение следует...)