Вщиж ч.2 (вело-пвд)

Mar 22, 2011 08:56

...продолжение (см. начало)

Искомый просёлок оказался очень узок, в теперешнем виде он едва ли пригоден для движения автотранспорта. Поверхность просёлка неровная. Перемещаюсь пешком и не спеша. Во-первых, физически легче. Во-вторых, можно лучше осмотреть местность. Поначалу просёлок идёт между крутым берегом, покрытым лесом, и береговым откосом, спускающимся к реке. Затем склон чуть отдаляется, просёлок идёт по луговине. Скорее, это даже не просёлок, а тропа. Затем высокий покрытый лесом берег снова приближается к реке. Между ним и спуском к воде имеется узкая террасочка, по которой собственно и проходит тропа. Очень хорошее красивое место, дух его фотографией в полной мере не передаётся. За просветами деревьев виден мыс древнего Вщижа. Достаю фотоаппарат. Звук выдвигающегося объектива вспугивает стаю уток, плавающих поблизости на реке.



Тропа от села Дятьковичи во Вщиж.
Справа - Благовещенская гора.

Вщиж - древнерусский город, стоявший на высоком берегу Десны с середины XI в. до 1238 г. /как он выглядел, можно посмотреть, например, на информационном сайте города Карачева по адресу http://witkom.ucoz.ru/blog/vshhizhskoe_knjazhestvo/2010-02-22-746 /. Собственно, поселение Вщижа появилось в IX в., но крепостью оно стало, согласно Б.А. Рыбакову, в XI в. В летописи Вщиж впервые упоминается в 1142 г. В XII в. Вщиж стал столицей княжества, в состав которого входил и древний Дебрянск (Брянск). В то время стояли на мысу крепостные сооружения детинца, имелись укрепления вокруг посада, а за посадом располагался окольный град. В середине XII в. во Вщиже появилась каменная церковь - первая каменная постройка в нашей местности. Сама же крепость оставалась деревянной. Княжил в то время во Вщиже Святослав Владимирович. Его союзниками были киевский князь Изяслав Давыдович и владимирским князем Андрей Боголюбский. В 1156 - 1160 гг. Вщиж неоднократно упоминается в летописях в связи с очередными княжескими усобицами. В 1160 г. город на протяжении 5 недель выдерживал осаду объединённых сил черниговских, северских и союзных им князей. Не получив на сей раз помощи со стороны киевского и владимирского князей, Вщиж вынужден был признать старшинство северского князя. Археологами обнаружены следы пожара, который имел место как раз во время той осады. Однако над тем небольшим слоем пепла был обнаружен более толстый слой, имевший отношение к пожару 1238 г.

Полному разорению Вщиж подвергся весной 1238 г. Неизвестно, сколько времени продолжалась осада города моголо-татарами. Но взят он был с боем, а все жители города были перебиты. Последние из защитников крепости укрывались в каменном храме. Храм, как и весь город, был разрушен монголо-татарами. Полагают, что вражеское войско появилось под стенами города неожиданно, жители не подозревали о его приближении. Дело в том, что Вщиж был расположен в стороне от направления движения основных полчищ монголо-татар. Они, как известно, шли с севера от Селигера на Козельск, а затем повернули на восток. По мнению Вл. Чивилихина, Вщиж подвергся нападению относительно небольшого монголо-татарского отряда численностью в несколько тысяч человек. Отряд подошёл ко Вщижу с северо-запада, пройдя между непроходимыми Брынскими лесами и Смоленском. Безо всякого сомнения, во время штурма Вщижа монголо-татарский отряд понёс большие потери: взять такую крепость, не имея большого численного перевеса, едва ли было возможно. Вл. Чивилихин высказывает предположение, что поредевший монголо-татарский отряд не смог затем соединиться с основными силами, осаждавшими в то же самое время Козельск. Прямое направление из Вщижа на Козельск было закрыто Брынскими лесами и весенней распутицей, на востоке находилось не разорённое Брянское княжество, на северо-западе - Смоленское княжество, а на юге - Черниговское княжество.

Тропа минует ручей и поднимается в гору. Не прямо - склон очень крутой, а наискось. Медленно взбираюсь вместе с велосипедом, в верхней части подъёма пару раз останавливаюсь. «Это ж надо было татарам проскакать многие сотни вёрст для того, чтобы подохнуть на этом склоне!» - первое, что пришло в голову. Историческую версию о направлении движения татар я в тот момент ещё не знал. Но, по видимому, мысль справедлива по отношению к большей части монголо-татарского отряда.

Выхожу на мыс, где располагался детинец. По одну сторону - крутой склон высящийся над рекой, по другую - такой же склон спускается в балку. С третьей стороны заметны остатки рва. Мыс порос бурьяном. В центре его стоит каменный крест - современный памятник, поставленный на месте стоявшей в древности церкви.




Вид с площадки Вщижа: на Благовещенскую гору; на Десну, озеро Бечино и левобережье Десны.

С мыса открывается обширный вид на низинное левобережье Десны: Брынские леса, Деснинскую пойму и озеро Бечино. В озере Бечино, насколько мне известно, сохранились редкие виды растений. Река Десна тоже замечательно видна внизу. Заметен и деревянный крест, расположенный на возвышении напротив мыса за балкой. Место называется Благовещенской горой. Когда-то там располагалось языческое святилище, которое историки связывают с древнеславянской богиней Ладой. Затем на Благовещенской горе была возведена деревянная церковь. По легенде, церковь эта ушла под землю. И тот, кто находится на Благовещенской горе, может теперь услышать звон колоколов, если приложит ухо к земле. Не обязательно, конечно, услышит. И вроде как дети иногда слышат звон колоколов. Но то ли сказывается наличие железной дороги в отдалении, то ли они и в самом деле чище - об этом судить в точности никто не берётся.

Просёлочная дорога заканчивается непосредственно перед детинцем, здесь она перегорожена цепью, и это правильно. Таким образом, от детинца можно проехать только в одном направлении. Слева от дороги стоит ещё один современный памятник - крест, обозначающий местонахождение каменной церкви. Чуть далее начинается асфальт. Как раз в этом месте расположен музей древнего Вщижа. Он размещается в небольшом одноэтажном здании, построенном в XIX в XX в. (исправ.) и занимает всего одно помещение. В этом же здании размещается Тихвинская церковь.




Музей древнего Вщижа и Тихвинский храм на высоком берегу Десны.

Я не преминул возможностью ознакомиться с экспозицией музея: Вщиж - это основной пункт моей поездки. Несколько необычно то, что музей и церковь здесь - это по сути одно целое. Войдя в помещение, я застал братию за трапезой. Экскурсантов в тот момент не было. Меня попросили подождать немного относительно устного рассказа о Вщиже и пригласили за стол. Вообще, меня очень хорошо приняли. По окончанию трапезы Людмила Алексеевна (смотрительница музея, как я думаю) рассказала мне историю древнего Вщижа, некоторые его легенды, ознакомила с экспозицией музея. Частично я коснулся этой информации чуть ранее. Теперь попытаюсь воспроизвести остальную часть, насколько удалось её запомнить.

Та самая каменная церковь - первая в нашей местности была возведена теми же мастерами, которые строили церковь Покрова-на-Нерли. Их прислал во Вщиж Андрей Боголюбский. И потому обликом эти две церкви были очень похожи. Церковь была главной доминантой древнего Вщижа. В музее экспонируются куски плинфы из фундамента церкви, а кроме того стоит макет церкви. Храм был разрушен во время монголо-татарского нашествия. ВXIX в. исследователи произвели раскопку кургана, стоявшего посреди городища Вщижа и обнаружили остатки кирпичных стен высотой порядка 2 м - всё что осталось от древнего храма. Увы, до наших дней не сохранились и они: растасканы на кирпич. В настоящее время в приходе Тихвинской церкви высказывается мысль о возрождении древнего храма, но это, конечно, трудноосуществимо.

В XX в. на другой окраине села стоял другой каменный собор. Его начали возводить непосредственно перед революцией и с перерывами продолжали возводить на протяжении 1920-х гг. В то же самое время в селе сносили деревянную церковь. Возведённый каменный собор был большой. С его колокольни хорошо обозримы были окрестности Вщижа - особенно левобережье Десны. В одну сторону видны были дома Брянка (а это - 30-40 км по прямой), в другую - города Жуковки. Собор был взорван в конце правления Хрущёва. Кирпич собора был использован для строительства первых школ в селе Гостиловка и в городе Жуковка. Они стоят и поныне.

Между прочим, здание, где сейчас размещается музей древнего Вщижа, первоначально было сельской школой. Небольшую перестройку в связи с размещением Тихвинского прихода, здание претерпело в 1999 г .

А, между прочим, учиться во Вщиже теперь уже некому. Здесь проживает всего 53 человека. 10 из них - люди трудоспособного возраста, остальные - пенсионеры.

Одна из достопримечательностей современного Вщижа - большая старая липа. Неподалёку от неё стоит сухой вяз. Он вырос на алтаре стоявшей когда-то ранее церкви. К сожалению, ни липу, ни сухой вяз я не посмотрел: световой день короткий, а мне хотелось бы добраться до железнодорожной станции до темноты.

Одна из местных легенд гласит, что на правом берегу неподалёку от Вщижа располагалось озеро. Воды озера считались священными, и никоим образом нельзя было их загрязнять: стирать, купаться в озере и пр. Однажды некая женщина постирала в озере детские пелёнки. Озеро «разгневалось», и в одну ночь переместилось на другой берег Десны.

Где-то неподалёку от Вщижа, на левом берегу Десны недалеко от Ржаницы находится овеянное легендами озеро. Оно глубокое. В это озеро спускался аквалангист, а затем рассказал, что до дна он не достал, но видел где-то в глубине множество крестов. Батюшка (из Ржаницы?) узнав про то, поправил его, сказав, что озеро бездонное, а на дне его - большой крест. Что скрывается за этими рассказами, мне понять пока трудно. Может быть, «бездонное» - это его название? А вот что же там на самом деле находится на дне озера?

Между прочим, большие каменные кресты в окрестностях Вщижа находили. Ставили такие кресты в незапамятные времена. В музее древнего Вщижа экспонируется фрагмент древнего креста (сохранилось два луча). Он высечен из камня, похожего на гранит, в Брянской области такие породы на поверхность нигде не выходят: они залегают очень глубоко.

Интереснейшая находка обнаружилась во Вщиже несколько лет назад. Из грунта берега вблизи реки показался нос деревянной лодки. Некоторое время местные рыбаки даже ловили с него рыбу. Затем находкой заинтересовались археологи. Они извлекли из грунта древнерусскую лодку, выдолбленную из одного дерева. Сохранилось «лишь» 8 м от всей длины лодки; корма сгнила в грунте полностью. Общая же длина лодки оценивается в 12 - 15 м. И хотя корма не уцелела, эта древнерусская лодка-долблёнка не имеет аналогов по своей сохранности. Находку доставили в Брянск, и теперь она экспонируется в Брянском краеведческом музее. В музее древнего Вщижа экспонируется небольшой (не более метра) узкий фрагмент, отломившийся от корпуса.

Кстати, другие наиболее ценные для науки находки, обнаруженные во Вщиже, экспонируются теперь в Москве в Государственном Историческом музее. Что касается музея древнего Вщижа, то он в особенности хорош тем, что знакомит с экспозицией, прямо относящейся к тому месту, где расположен.

Вообще, экспозиция музея невелика, но очень интересна. Представлены фрагменты керамики, грузила, амулеты из зубов зверей, древнеславянские украшения и другие археологические находки. Картины современных художников воспроизводят вид древнего города и отчаянную оборону Вщижа от монголо-татар. Старинная церковная роспись изображает картину Страшного суда. На стендах размещены портреты археологов - исследователей Вщижа и стихи Ф.И. Тютчева, навеянные поездкой во Вщиж. Есть в музее и находки почти современные - например, немецкий штык, проржавевший корпус гранаты: они тоже были найдены во Вщиже.

В настоящее время осуществляется проект по созданию заповедника на пространстве от Смоленской трассы до Десны, от Брянска до Жуковки. Имеются в связи с этим и проблемы. В частности, некие предприимчивые люди вынашивают идею создания доходного заведения во Вщиже, что само по себе чревато вопросами нравственного плана, а, кроме того, будет препятствовать изучению археологического памятника. Под вопросом стоит сама сохранность археологического памятника. Накаляет обстановку возможность появления коттеджей в непосредственной близости от детинца Вщижа.

Тут уместно вспомнить о 46 курганах, некогда стоявших в километре южнее Вщижа в урочище «Белынец». Почти все они были распаханы в XX в. Последние курганы стояли вплоть до начала 1990-х гг., но и они были распаханы по распоряжению председателя колхоза местным трактористом. Ну, как же - у нас в России земли мало, не Голландия всё-таки, не Бельгия, надобно всё распахать, всё уничтожить, вырубить, перекопать, взорвать, разобрать, снести, затопить, заасфальтировать… В те же годы указом Б.Н. Ельцина 15 курганов были вычеркнуты из числа археологических памятников федерального значения. Короче, до сих дней сохранился лишь один курган. На рубеже веков вблизи него возведена была часовенка и поставлен камень с высеченным на нём известным тютчевским четверостишием. И пусть православная символика соседствует с погребением, проведённым когда-то древними по языческому обряду. Зато есть слабая надежда, что хоть эта последняя часть древнего захоронения погибших останется нетронутой.




Памятник и древний курган в урочище "Белынец" (фот.2004 г.).

Что-то около половины третьего выезжаю из Вщижа. По пути на Овстуг проезжаю через Неготино. Здесь дорога близко подходит к Десне. Небольшой камень, установленный возле дороги, гласит, что где-то рядом находятся: стоянка каменного века, существовавшая 100 - 40 тыс. лет назад, стоянка бронзового века, славянское селище (очевидно, то самое, что было повреждено при строительстве дороги). Напротив на столбе красуется большое гнездо аистов.

За Неготино на кладбище стоит деревянная часовня. Возведена она недавно. И опять же открывается красивый вид на Десну.




Долина Десны между сёлами Неготино и Овстуг.

Заметно потеплело. На непродолжительное время из-за облаков появляется Солнце. Снег на асфальтовой дороге стаял, поверхность асфальта мокрая, стоят лужицы воды. Но воздух морозный. Брызги воды, попадая на корпус велосипеда, застывают. С каретки свисают грязные сосульки длиной сантиметров по пять. На краях асфальта, а на склонах северной экспозиции - по всей ширине дороги - снег сохраняется. Незадолго до Овстуга дорога пересекает балку. Спуск крутой. Хотя он и идёт в южном направлении, но дорога покрыта снегом и наледью. Очень скользко. Приходится притормаживать, иначе, чувствую, велика вероятность заноса.

В Овстуге надолго задерживаться не стал. Ограничился фотосъёмкой ветряной мельницы, водяной мельницы и здания волостной управы.



Ветряная мельница.


Водяная мельница.


Здание волостной управы.

Вовсе не хочется выезжать на трассу «А-141», но всё-таки проще проехать 11 км по ней и ещё несколько километров лишку, чем искать грунтовые дороги на Речицу, Чернетово, Бетово и Городец. А если температура воздуха повысится, и грунт начнёт таять, на просёлках придётся ещё труднее.

Однако же температура не повысилась. Не успел я выехать из Овстуга, как снова Солнце скрылось за облаками, оттаявшая поверхность дороги застыла. Морозец окреп. И вот уже начинает идти снег. На выезде из Овстуга стала отказывать система переключения скоростей на заднее колесо. В сторону большего количества зубчиков цепь перескакивает по звёздочке, а в обратную - нет. На 5-й и 6-й скоростях цепь вообще на зубцы не ложится. Решил было, что дело в тросе. Но трос не повреждён. У выезда на трассу я попытался натянуть его заново. Это не помогло. Похоже на то, что «адская смесь» из грязи, воды, тепла и мороза сковала работу механизма переключения передач. Вообще эта поездка проходит в более жёстких погодных условиях, чем та, что имела место здесь же ровно два года назад.

Не желая более терять время на установление причин неполадок, продолжаю движение. На трассе почти сразу же начинается затяжной подъём. Медленно ползу на него на скорости «III-3», что психологически утомительно. Подъём длится 4-5 км, но кажется бесконечным. За одним перегибом профиля в пределах видимости оказывается только продолжение подъёма, за следующим перегибом - тоже. Ветер незаметно тянет спереди и чуть слева безо всяких порывов. Единожды имел место совершенно внезапный порыв ветра - настолько неожиданный, что едва не отклонил мою траекторию на обочину. Идёт снег, поэтому включаю задний фонарь. Включил бы и передний, но тот неисправен - это обнаружилось ещё на подъезде к Овстугу.

В первой половине дня, в то время как я въезжал в Дятьковичи, в баклажке с минералкой плавала масса, внешне отдалённо напоминающая подтаявший фруктовый лёд. В той массе хорошо различимы были вмёрзшие пузырьки углекислоты. Теперь в баклажке плавает большой пропитанный водой «снежок». Понемногу я привык к очень холодной воде, и теперь время от времени останавливаюсь, пью её небольшими глотками и получаю от этого удовольствие. Но лучше б это был горячий чай, потому как желания «ползти» далее нет. Холодное сало и холодный хлеб как-то не добавляют сил. Так не пойдёт! Надо перекусить, а не то я начал останавливаться каждые два километра на передышку. Надобно чего-нибудь горячего или хотя бы шоколадку какую, чтоб глюкоза пошла к мозгу. Как раз напротив поворота на Жирятино оказалась АЗС, а возле АЗС имеется кафе-бар «Элита». Проведя в «Элите» более получаса, продолжаю путь. Тем временем снег усилился и идёт натурально как зимой.

Сразу же выставил комбинацию скоростей на «III-4» и еду как на обычном дорожном велосипеде, не переключая скорости. После горячей пищи ехать намного легче. Через полтора километра, наконец, сворачиваю с автотрассы на Сельцо. В Сельцо идёт не оживлённая автодорога, она заметена снегом по всей ширине. Изредка проходят автомобили. Идёт снег. Начинает смеркаться. Местность здесь большей частью открытая.



Вечер. Метель. Автодорога на Сельцо.

Непосредственно на въезде в Сельцо дорога делает развилку. И хотя указатель «Сельцо» уже виден впереди, я останавливаюсь. Сельцо состоит из нескольких пространственно обособленных частей, и если я ошибусь с выбором направления, то рискую упустить пригородный поезд. Со стороны села Хотылёво появляется девушка-велосипедистка с ребёнком на раме и, не задерживаясь, проезжает мимо. Едва успел получить положительный ответ на вопрос, эта ли дорога ведёт на станцию. Дорога идёт на крутой спуск с тремя поворотами. Через мост переезжаю через Десну. Мост высокий, настил его досчатый. Отсюда вверх по Десне нет ни одного моста вплоть до Гостиловского, хотя на карте они отмечены. После поймы на въезде в основную часть Сельца начинается подъём. Манипулируя только переключением скоростей на передней звёздочке, продолжаю движение своим ходом.

Надо отметить, в Брянской области велосипед несоизмеримо популярнее, чем в Орловской. За два ноябрьских дня я повстречал на маршруте полдюжины велосипедистов, если не больше. Правда, все они, как видно, ехали недалеко.
     Ещё раз отмечу, что народ в Брянской области весьма доброжелателен.

Поскольку до станции теперь остаётся совсем немного, у меня открывается «второе дыхание» и я легко проезжаю последний километр пути. До отправления поезда - ровно час (отходит в 1836). Вагоны внутри - такие же, как в поезде «Орёл-Брянск», но тамбуры - как в электричках.

В Брянске я оказался опять же за час до отправления пригородного поезда «Брянск - Орёл» (отходит чуть позже половины девятого). Загружаюсь в последний вагон. За окном темно. Пассажиров в вагоне немного. Поезд идёт, пропуская многие остановочные пункты. Без четверти двенадцать ночи прибывает в Орёл.

Еду по Орлу на велосипеде. Как же здесь скользко! Не есть «хорошо» отсутствие передней фары, но благо от вокзала ехать недалеко.

Между прочим, этот день оказался самым морозным и заснеженным за весь период с апреля 2006 г. по 24.01.2007 включительно.

СТРАНИЦА ССЫЛОК

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ «ВЩИЖ»:

1)    Ежедневная Интернет-газета «БРЯНСК.RU» от 1 сентября 2005 г. (на сайте www.briansk.ru/society/200591/386.htm)

2)    Краткая Российская энциклопедия. М., Изд - во «Большая Российская энциклопедия», 2005. - диск.

3)    Линия обороны в посёлке Летошники (на сайте www.debryansk.ru/~sch3zhk/vict60/num2.htm)

4)    Рыбаков Б.А. Раскопки во Вщиже в 1948-1949 гг. («Краткие сообщения ИИМК», XXXVIII, 1951, с. 34 - 41).

5)    Чивилихин Вл. Память. (на сайте электронной библиотеки http://biblioteka.org.ua)

6)    Чубур А.А. Древнерусская ладья-однодеревка из летописного Вщижа. (на сайте http://fennecfox.narod.ru/lodia.htm).

7)    Чубур Артур. «Титаник» затонул в Десне. (на сайте www.kultura-portal.ru).

8)    Сайт http://brnk.ru/node/86

9)    Сайт www.scilib.debryansk.ru

10) Сайт www.tu-bryansk.ru/bryansk/history

11) Сайт www.zaki.ru/pages.php?id=11146@page2

12) Сайт www.zhukovka.org

7.32.Брянская область, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up