ВЩИЖ.
4-5.11.2006
Ноябрьские праздники. Имеется три выходных дня подряд. Я ещё не был в музее Вщижа, а посмотреть его весьма желательно. И окрестные ландшафты тоже.
В четвёртом часу ночи приезжаю на железнодорожную станцию Орёл. Поезд отходит в 413. Общие вагоны на Брянском направлении менее удобны для перевозки велосипеда, чем на Тульском или Курском направлениях. Всё же они несоизмеримо удобнее, чем плацкартные вагоны. Поезд идет что-то около трёх часов. За окнами темно, и ничего не видно. Только освещённые станции - Нарышкино, Хотынец, Карачев - иногда появляются в поле зрения. Небо начинает светлеть только на подъезде к Брянску.
Раннее утро. Выхожу на площадь перед зданием вокзала «Брянск-Орловский». Включаю фары и начинаю движение по маршруту. Маршрут идёт по левобережью Десны. Из Володарского района Брянска в Бежицу напрямую идёт всего одна дорога. Уклоны пологие, асфальт хороший, сухой, местами вдоль обочин имеются наледи. Температура воздуха - чуть ниже нуля. В силу особенностей освещения местность предстаёт в сероватых тонах, поэтому включённые фары во время движения по дороге - это необходимость. По левую сторону иногда видна Десна, и за облетевшими деревьями едва просматривается центральный - Советский район Брянска. По мосту пересекаю реку Болву.
река Болва в Брянске.
Современный город Брянск состоит из четырёх обособленных районов - Советского, Володарского, Фокинского и Бежицкого. Эти большие участки городской застройки отстоят друг от друга на 1,5 - 3,5 км. А между ними находятся поймы рек, древесно-кустарниковая растительность, дачные массивы. Почти вся старинная архитектура расположена в Советском районе - это и есть исторический центр города. Фокинский и Володарский районы - более молодые. Бежица во второй половине XIX в. в городскую черту Брянска не входила: она сама собой имела статус города.
Насколько можно заметить, в Бежице старинной архитектуры очень мало. На улице Ульянова по правую сторону одно за другим стоят три небольших старинных здания. Третье является пожарной частью.
старинные здания в Бежице.
Далее - там где улица приближается к железной дороге, сужается и заворачивает влево - оригинально смотрится здание с ломаной вовнутрь красной линией. Его сейчас занимает отделение милиции. Но это здание едва ли можно назвать старинным. Предполагаю, оно появилось где-нибудь в середине XX в. Вообще, в Бежице очень много построек середины XX в. Эти здания, конечно, не являют собой шедевры архитектурного зодчества, но всё же обладают некоторым своеобразием. Конечно, есть и «хрущёвки», и панельные многоэтажки, и новостройки, но в целом не они создают облик бывшему городу.
Выезжаю из Брянска. Дорога хорошая. Полностью рассвело. Иногда из-за облаков проглядывает Солнце. Ориентироваться очень просто, потому как еду параллельно железной дороге. В замешательство приводит транспортная развязка с новой автодорогой, не отмеченной на карте. Долго стою у этой развязки, листаю карту… Вдалеке заметно какое-то село, однако, моё собственное зрение, увы, не идеальное. Ну-ка, где мой «японский глаз» с 12-ти кратным зумом? Ага, вот так ситуация немного проясняется. Судя по стоящему в лесах храму, это - село Отрадное, оно расположенно на другом берегу Десны. Поворачиваю на Сельцо.
Село Отрадное. Дорога на Сельцо близ Нетьинки.
Начинаются живописные сосновые боры. Дорога идёт через Нетьинку - большую аккуратную деревню. Как это нередко бывает в Брянской области, сосны удачно дополняют селитебный ландшафт. Красивый вид открывается с дороги вправо - на лесную балку. Красивы ландшафты и далее. Иней, выпавший на деревья, тому способствует. Своеобразная получается поездка.
Мне вовсе не холодно. Мне жарко. Рабочий комбинезон «Егерь», конечно, хорош: замечательно держит тепло и не продувается. Но пот во внешнюю среду тоже не пропускает. Так что поездка проходит в неспешном темпе. Особо не тороплюсь - иначе пот потечёт по спине в буквальном смысле, а переодеться будет не во что! В качестве запасной одежды имеется только пара тонких свитеров. Это потому, что груз я с собой брал по минимуму. Но всё-таки оделся я очень тепло. Как потом оказалось - не зря!
Вскоре въезжаю в Сельцо. Сельцо представляет собой то ли крупный посёлок, то ли маленький городок. Если верить карте, Сельцо состоит как минимум из пяти обособленных участков, отдалённых на 0,5 - 3,5 км друг от друга. Не знаю наверняка, но предполагаю, что эти участки имеют собственные названия.
Сельцо известно жителям нашего региона прежде минеральной водой «Сельцовский родник». Что касается центральной части, она внешне чем-то отдалённо напоминает Карачев. Имеется несколько кварталов панельных домов, но большая часть населённого пункта представляет собой частный сектор. К северу от железной дороги расположен католический костёл. Здание, судя по всему, новое. Вообще, в Брянской области католических храмов не так уж мало - в самом Брянске их, как минимум, два.
^Костёлы Брянска.(фот. 2003- 2004 гг.).
Сельцо: костёл и православный храм.
А к югу от железной дороги стоит здание православной церкви. Здание новое и стены пока ещё не отштукатурены полностью. Внешне обликом напоминает не столько современные церкви, сколько постройки XIX в. Думаю, новые стены храма стоят на старом фундаменте.
На выезде из центральной части Сельца асфальт сменился грунтовкой. Таким образом, самый лёгкий участок маршрута закончился. Дорога с замусоренными обочинами вывела мимо кладбища и через лес к большому дачному массиву. Начала делать ответвления. Я каждый раз выбирал наиболее накатанную дорогу как наиболее верную. На сей раз, не ошибся. К моему удивлению, поначалу дорога была не песчаной, а скорее - легкосуглинистой. Впрочем, пески вскоре появились. Однако, поверхность дороги была скована морозцем, и ехать по песчаному просёлку было столь же легко, как по сухому суглинистому.
Теперь я уже не столь чётко ориентируюсь в плане своего точного местонахождения и потому не прочь перебраться на другую сторону реки - на правобережье. Но местные в один голос уверяют, что мостов через реку поблизости нет. И что на Ржаницу этим берегом не проехать. Однако, возвращаться в Сельцо, где точно есть мост, не хочется. И я продолжаю движение в сторону Ржаницы.
Железная дорога из Брянска на
Жуковку близ пл. 162-й км.
Выбираюсь к железной дороге ранее платформы 162-й км. Еду вдоль железной дороги. Именно еду. А если бы дорога не была скована морозом, то вряд ли удалось по ней столь свободно проехать. Дорога однозначно песчаная, в колеях часто встречаются покрытые льдом лужи. Лавирую, конечно. Но летом было бы физически намного тяжелее. Оставляю справа железнодорожный переезд, затем дорога становится шире и ровнее. Покрытые льдом лужи тоже становятся больше и порой занимают всю ширину просёлка. Поверхность просёлка возле этих широких луж скользкая, объезжать их приходится аккуратно. Затем начинается Сельцо - а именно, наиболее западная его часть. Здесь как раз расположена станция «Чернетово», хотя село Чернетово расположено на другом берегу Десны 4-мя км южнее. Отсюда дорога ведёт на село Красный Бор, она вполне приемлемого качества. О покрытии трудно сказать, что-нибудь определённое, во всяком случае, это не песок. Более всего похоже на утрамбованный булыжник. Перед селом дорога проходит над маленькой речкой. Речка Серижа хоть и мала, но вода течёт почти вровень с берегами. Между прочим, говорят, такой же когда-то была Вытебеть в верховьях.
У последнего дома в селе интересуюсь дальнейшей дорогой. Она здесь в сущности одна и идёт вдоль долины Десны. По левую сторону за рекой видно какое-то село. Это и есть Чернетово. На возвышении в селе видно здание церкви.
Село Чернетово на противоположном (правом) берегу Десны.
Вид в том направлении, куда ведёт просёлок, напоминает мне восточноевропейское приполярье, каким я его себе представляю: пасмурное небо, серые тона, деревья без листвы, иней.
Ландшафты вблизи Красного Бора: северный пейзаж.
Спустя километр просёлок делает изгиб вправо, а прямо уводит менее накатанный просёлок. Я всё ещё питаю надежду переправиться на правобережье Десны и направляюсь прямо. Спустя пару сотен метров этот просёлок более похож на скотопрогон. Однако вдоль него ведёт тропинка. Может она выведет к мосту? Дорога круто спускается в пойму. Ручей. Я перехожу его по набросанным в воду веткам, велосипед по возможности быстро перевожу вброд. Быстро - потому что глубина ручья составляет около 40 см; вода достаёт до днищ сумок, соответственно, я рискую замочить спальник.
Еду далее. Спустя полсотни метров в рельефе имеется ещё одно понижение. Пологое. Я съезжаю в него. Даже вблизи поверхность ложбины выглядит как невысокая по причине выпаса травка, между которой просматривается корочка льда. Я с запозданием сообразил, что дело неладно, и нажал на ручники. Но уже раздался хруст, колёса велосипеда продавили лёд, правда, он всё же остановился. По этой причине через руль я не перелетел. Я тут же слез с велосипеда, левая нога тоже продавила лёд, но я успел переставить её раньше, чем вода проникла в обувь (а ни сменной обуви, ни сменных носок у меня при себе нет!). Глубина, в этом месте составляет сантиметров 20 - 25, дальше, может, чуть больше. Такая ловушка! Лёд хрустит под ногами. Отпрянуть на берег можно, но велосипед выпустить нельзя! Он завалится, и тогда может промокнуть и спальник, и палатка и два запасных свитера. Если плюс к этому и ноги промокнут, то разумно будет свернуть поездку и выбираться на ближайшую станцию Чернетово. Развернуть велосипед на 180° не получается: колёса стоят в узкой щели между льдом. Приподнять его тоже нельзя: под ногами лёд не выдержит общей массы. Это ещё хорошо, что я немного вешу. И назад - в горку - велосипед едва подаётся. Но кое-как всё же выбрался из этой ловушки - назад. А вообще очень хорошо, что я просто остановился в самом начале водоёма, а не перелетел, скажем, через руль вперёд. Не то мог бы ненароком вымочить новенькую японскую фотокамеру «Lumex». Тогда и промокшая обувь показалась бы пустяком.
Короче, всё благополучно обошлось. На деле пологое понижение оказалось ничем иным как осушительным каналом. По другую сторону канала продолжается уже вовсе не просёлок, а что-то совсем невразумительное. Разворачиваюсь, снова перехожу по веткам через ручей и возвращаюсь на накатанный просёлок.
Встретились местные. Все как один уверяют, что от Сельца до Жуковки ни одного моста нет.
Дальнейший путь до Ржаницы показался очень долгим. Дорога оставляет желать лучшего. Поверхность её неровная, местами разъезженная, по морозцу для т.н. «агрессивного стиля езды» подошла бы вполне. Но мне, конечно, повезло с погодой. Дорога песчаная, и летом здесь запарился б гораздо больше. По пути один раз выехал к берегу Десны. На том месте когда-то располагался дом отдыха. Трудно не заметить основание танцплощадки и остатки деревянных строений. Они постепенно растаскиваются на хозяйственные нужды. С берега открывается красивый вид на Десну.
Река Десна неподалёку от Овстуга.
Наконец, показались дома Ржаницы. Останавливаюсь на перекус: шпик, хлеб, чай.
Ржаница - небольшой посёлок городского типа. В плане архитектуры ничего особенного не заметно. Через посёлок протекает маленькая речка Ржаница. Как и во всех малых речках местного левобережья, вода в Ржанице имеет красноватый цвет потому как течёт с болот.
Раз в Дятьковичах моста нет, придётся добираться до Вщижа через Жуковку - крюк более чем в 20 км.
От Ржаницы к Жуковке ведёт асфальтовая дорога. Она несколько узковата, поэтому автомобили - как попутные, так и встречные - благоразумно пропускать, смещаясь на обочину. Рельеф по-прежнему пологий. По сторонам дороги большей частью тянутся леса. Дорога проходит по мосту над маленькой лесной речкой. Название её - Рача. Вода течёт вровень с берегами. С моста поверхность воды выглядит чёрной. Эффект сугубо оптический. Кое-где у берегов заметны участочки, по которым можно понять, что вода в реке имеет всё то же красноватый цвет.
Речка Рача.
Город Жуковка имеет население чуть более 20 тыс. человек. Известен тем, что именно здесь выпускают велосипеды марки «Десна». Велосипед даже изображён на городском гербе.
Колодцы в Жуковке предусмотрительно прикрыты от проезжей части деревянными щитами.
Я осмотрел только юго-западную часть города. Оригинально выглядят колодцы: от проезжей части они прикрыты досчатыми щитами. Других достопримечательностей в этой части города не видно. Неподалёку расположены красивые берега Десны, упоминаемые в литературе как «Золотые Кольца» и «Соколиный Бор», но к ним я не поехал. Потому как начал идти снег, и стоило задуматься о месте предстоящей ночёвки. При усиливающемся снегопаде пересёк железнодорожную ветку «Жуковка - Клетня» и выехал из города на автодорогу.
Снегопад. Ж/д ветка на Клетню.
Примерно на протяжении километра пути снег шёл крупными хлопьями. Потом почти прекратился. За непродолжительное время обочины дороги оказались покрыты снегом.
река Десна ниже Гостиловского моста.
Остановился у Гостиловского моста. Красивый вид на Десну. Здесь же, слева от дороги - сиденья, сооружённые из спиленных брёвен. Удобное место для отдыха. Лов рыбы тут запрещён. Для ночёвки место было бы очень подходящим - если б менее просматривалось с дороги. Впрочем, ночью брезентовую палатку вряд ли кто успеет заметить в темноте среди сосенок. От реки далеко в лес не отойдёшь - бор там сырой, порос багульником. А дальше на протяжении нескольких километров вдоль автодороги пойдут открытые места. Ну, а если выбирать место ещё далее, то времени на обустройство ночлега останется очень мало. Ночую здесь…
То, что одежда на мне к концу дня влажная от пота - это понятно. А вот в подкладке штанов комбинезона можно нащупать заледеневшие кусочки влаги: по ходу движения пот просачивался туда сверху.
Имеется при себе газовая горелка. Но она никоим образом не подходит для обогрева палатки. B даже не пробуйте обогревать палатку при помощи газовой горелки - действительно опасно! Поэтому ночёвка предстоит холодная.
Ночёвка проходит приемлемо, я не мёрзну. Правда, ступням ног холодно, и иногда, просыпаясь, я потираю их друг о друга. Одних шерстяных носок недостаточно. Один раз потёр немного нос. Да раз разбудили меня трое (судя по голосам). Они двигались краем леса вдоль откоса автодороги. Всего в нескольких десятках метров от палатки поднялись на откос и исчезли. Более до утра никто не беспокоил. А в целом ночёвка удалась. Только очень длинная она получилась: 14 часов темноты.
.
5.11.2006
К утру температура воздуха понизилась до -5°С. Это - в Орле. Здесь, вдалеке от крупных городов, она, наверное, была ниже ещё градуса на два. Утром выглядываю из палатки, а снаружи - зима! За ночь напорошило снегу, и теперь он лежит и на земле, и на сосенках, и на палатке. Вот этого я не ожидал. Ровно сутки назад была вполне обычная осень, а тут на тебе!
Утро второго дня: зима!
Не могу сказать, что я вполне отдохнул после перехода предыдущего дня. Поэтому каждый подъём в горку «радости не добавляет». Местность на правобережье Десны более возвышенная и она сильнее пересечена балками. Дорога заснежена, местами поверхность её скользкая. До села Летошники местность открытая: луговины, ивовые кусты и деревца. Леса - в отдалении. До Смоленской области отсюда - чуть больше сорока километров, до Белоруссии по прямой - около 60.
В баклажке с минеральной водой плавают большие кристаллы льда. Пить приходится понемногу и очень маленькими глотками.
В селе Летошники выезжаю на трассу «А-141» (Орёл - Смоленск). Здесь тем более необходимо двигаться аккуратно. Проезжая часть представляет собой мокрый асфальт, но обочины присыпаны снегом, и краёв асфальта не видно. Сразу за Летошниками дорога пересекает речку Угость. Начинается лес и продолжительный подъём. По левую сторону от дороги расположен мемориал.
Мемориал у села Летошники.
Здесь, по долине речки Угость, в 1941 г. заняли оборону подразделения 258-й дивизии 50-й армии. Они преградили путь танкам Гудериана, продвигавшимся на Москву со стороны Рóславля. Именно здесь немцы пытались прорвать линию обороны, поскольку по левому флангу их позиций находилась река Десна и непроходимые для танков Брынские леса. А по правую сторону - столь же непроходимые леса Клетнянского района. 11 августа немцы нанесли бомбовый удар по позициям 258-й дивизии, и начались бои на рубеже реки Угость, продолжавшиеся 59 суток. Но воины 258-й дивизии не пропустили врага через Летошники.
Проехав по трассе 5 км, сворачиваю налево - на Задубравье. Грузовой автомобиль посыпает дорогу песком. Дорога асфальтовая, по всей ширине присыпана снегом. Дорога идёт по открытому участку местности, ощущается встречный ветер. Ветер не сильный, и тянет понемногу безо всяких порывов. От Задубравья дорога выводит в Дятьковичи, здесь приходится переместиться на просёлки. У местной жительницы поинтересовался, как проехать через Дятьковичи в направлении Вщижа. Здешний говор заметно отличается от орловского. Местный говор более певучий, а ударения иногда ставятся иначе. Вот и на сей раз местная жительница сказала, что на Вщиж можно проехать «понизý» с ударением на певучий последний слог. Это всего один частный момент - единственный, который я могу точно воспроизвести.
Проехать через Дятьковичи нужной дорогой - это лишь половина задачки. Другая половина задачки заключается в том, чтобы найти собственно выезд из Дятьковичей в сторону Вщижа. Едва заметная дорога между крайним сельским домом и рекой Десной выглядит скорее как въезд на прилегающую к дому территорию. Я не повернул на неё, а поднялся по просёлку вверх - к полю. Просёлок этот уводил куда-то совсем в ненужном мне направлении. Я свернул под острым углом влево на его ответвление, проехал между новых ухоженных домиков, повернул вправо, по тропинке выехал к балке, повернул влево, спустился тропинкой в балку и только тогда обнаружил себя на искомом просёлке.
Тропа от села Дятьковичи во Вщиж.
Справа - Благовещенская гора.
(
продолжение следует...)
СТРАНИЦА ССЫЛОК