Принципы развития капиталистического общества и основные причины противоречий.
В связи с тем, что от представителей малого, среднего и даже крупного бизнеса все чаще приходится слышать заявления о том, что в нашей стране какой-то «неправильный капитализм», и все проблемы нашего общества связаны именно с его неправильностью, хочу остановиться на разборе следующих вопросов:
1. Каковы общие принципы и законы развития капиталистического общества?
2. Каковы причины возникновения общественных противоречий в капиталистическом обществе?
3. Существует ли преемственность взглядов представителей малого, среднего и крупного бизнеса, и в чём она проявляется?
4. Какие пути разрешения общественных противоречий предлагают предприниматели?
Хочу сразу подчеркнуть, что речь пойдёт о представителях малого, среднего и крупного бизнеса, которые в виду своей деятельности используют труд наёмных работников. О тех представителях микробизнеса, так называемых «кустарях», которые самостоятельно и непосредственно производят товары или услуги речь пойдёт в другой раз. Пока лишь отмечу, что интересы последних могут быть очень близки интересам пролетариев.
По своей сути мелкие, средние и крупные собственники являются представителями одного класса - капиталистов, чьи интересы сводятся к сохранению и умножению своих капиталов за счёт эксплуатации класса пролетариев, то есть речь идёт о стремлении к личному обогащению за счёт трудящегося общества. Но тем не менее часто приходится слышать от мелких собственников, что крупные капиталисты занимаются грабежом, в то время как мелкие - честным трудом. Какова природа таких противоречивых взглядов?
Одной из главных претензий, предъявляемых государству (крупной буржуазии) со стороны предпринимателей, является отсутствие поддержки малому бизнесу. Лично мне совершенно непонятно какая именно поддержка со стороны государства способна облегчить положение мелких собственников. Так же мне непонятно с какой стати в рамках капиталистической системы более крупный капиталист должен усердно поддерживать более мелкого, если основным законом развития капиталистического общества является конкуренция и стремление к личному обогащению.
Многие, рассуждая о власти, говорят о ней как о каком-то надклассовом явлении, следствием которого должна быть забота о том, чтобы всем членам общества жилось хорошо. Однако надклассовой в капиталистическом обществе власть быть не может. Власть в государстве всегда находится в руках правящего класса, следовательно в капиталистическом обществе она принадлежит крупной буржуазии, которая сформировалась в результате естественного развития капиталистической системы. И заботится такая власть не обо всех членах нашего общества, а только об интересах представителей своего класса. Забота об интересах остальных членов общества осуществляется постольку, поскольку это будет приносить прибыль правящему классу. Следовательно законы, издающиеся в данном случае, отвечают интересам представителей правящего класса.
Государство является одним большим предприятием, во главе которого стоят крупные капиталисты, и из которого они извлекают личную прибыль. При этом предприятие это устроено таким образом, чтобы эту прибыль худо-бедно было из чего извлекать. В нашей стране, как и в любом другом капиталистическом государстве, сложились такие условия для организации и развития бизнеса, которые отвечают либеральным принципам построения капиталистического общества, где фундаментальным правом личности является право на частную собственность и на предпринимательство. Практически любой гражданин нашей страны может организовать своё дело. Однако на практике почему-то большая часть бизнесначинаний терпит неудачу. Почему это происходит? Может условия для бизнеса недостаточно благоприятные? Недостаточно поддержки со стороны государства оказывается предпринимателям? Может государство в лице крупного бизнеса вовсе ограничивает права и свободы представителей малого и среднего бизнеса? Давайте посмотрим: какова идеологическая основа развития общественных отношений в капиталистическом обществе?
Либеральная идеология провозглашает абсолютную ценность прав и свобод отдельной личности, которые стоят над правами и свободами различных групп. Это значит, что в либеральном обществе права и свободы личности не могут быть ограничены никакими социальными институтами. Индивид сам вправе решать, как и где ему жить, какой деятельностью заниматься и т.п.. Так, являясь одним из ведущих идеологов либерализма, Айн Рэнд в своей книге «Апология Капитализма», рассуждая о правах и свободах человека, отмечает:
««Право на работу» - нечто несуществующее; существует лишь право на свободную профессию, то есть право человека пойти на работу, если другой человек решает нанять его. «Право на жильё» тоже быть не может, есть лишь право свободно построить дом или купить его. Нет «права на справедливую оплату» или «справедливую цену», если никто не желает платить, нанимать человека или покупать плоды его труда. Нет никаких «прав потребителей» на молоко, башмаки, фильмы или шампанское, если ни один производитель не желает их производить (есть лишь право производить их самому). Не может быть «прав» у особых групп населения - «прав фермеров, рабочих, бизнесменов, служащих, работодателей, пожилых, молодых, нерождённых». Есть только права человека, которыми обладает каждый человек и все люди как личности».
При этом фундаментальным правом в либеральном обществе является право личности на частную собственность и на предпринимательство. Это означает, что никто и ничто не может ограничить индивида в этом праве. Это не значит, что кто-то должен обеспечить индивиду возможность заниматься частной деятельностью. Это значит, что если индивид имеет возможность и желание заниматься предпринимательской деятельностью, то никто не может ему запретить этим заниматься. Гарантировать успех в этом начинании ему никто, кроме него самого, не должен. Основной функцией государства при этом является защита прав человека, самым главным из которых является право на частную собственность и на предпринимательство. Абсолютным благом в либеральном обществе является личная выгода. То есть стремление к личной выгоде является ведущим мотивом жизни и деятельности любого представителя данного общества.
Капитализм, как экономическая система является гарантией прав и свобод каждого представителя либерального общества. Однако реализация этих свобод всегда упирается в вопросы равенства и социальной справедливости. Так у всех членов капиталистического общества не может быть, например, равенства экономических возможностей, так как эти возможности напрямую зависят от степени доступа к общественным благам того или иного члена этого общества. У того, кто имеет больше средств, возможностей для реализации своих прав и свобод больше. Право построить дом или купить его есть у каждого члена капиталистического общества, но вот возможность его построить или купить есть только у того, у кого есть на это деньги. Точно так же обстоят дела с любым общественным благом, каждое из которых теперь имеет свою цену, в том числе образование и медицина. Ответ на вопрос, как снимается противоречие связанное с возникновением неравенства, проиллюстрирован в Декларации независимости США:
«Мы исходим из той самой очевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».
Таким образом, представление о равенстве возможностей в капиталистическом обществе заменяется равенством в стремлении к счастью.
Представления о социальной справедливости в капиталистическом обществе игнорируются в принципе, так как индивидуальная свобода изначально является важней социальной справедливости. Социальная справедливость, по мнению идеологов либерализма, должна возникать сама собой в таком обществе, если не вмешиваться в процессы его развития. Такая логика вытекает из представлений о том, что свободный рынок сам сбалансирует спрос и предложение, невидимая рука рынка сама всё отрегулирует, свободная конкуренция всё отконтролирует.
Итак, капиталистическая система общественных отношений закономерным образом порождает неравенство. В результате естественного развития рыночных отношений, в таком обществе появляются очень богатые группы предпринимателей (крупные капиталисты), которые влияют на политику правящих партий. Последние предоставляют, на выбор гражданам, какое-то количество своих кандидатов, которые не могут представлять никаких других интересов, кроме интересов тех крупных собственников, которые уже спонсируют эти партии. Следовательно, власть неизбежно будет иметь элитарный характер.
Таким образом, рассуждения о «правильности» и «неправильности» капиталистической системы выглядят странными ввиду того, что существующие отношения в капиталистическом обществе сложились естественным, для этой системы, образом. Такие рассуждения выглядят максимально абсурдными, если перенести логику этих рассуждений на развитие, скажем, человека: «Человек родился, рос, и, о ужас, вырос! То есть, стал взрослым! Это теперь какой-то неправильный человек!!! А потом он постарел и умер! И это уж совсем из ряда вон выходящее явление!!!».
Представители крупного бизнеса являются теми же предпринимателями, чьи права и свободы являются такими же священными, как и любого, более мелкого, предпринимателя. В виду неравенства возможностей, права и свободы крупных собственников реализуются лучше, чем права и свободы остальных. И посягательства на их право на частную собственность и право на предпринимательство противоречит идеологии либерализма, которой руководствуются представители малого бизнеса, так как индивидуальная свобода личности, согласно этой идеологии, не может быть ограничена требованиями социальной справедливости. Ведь ни один из представителей малого бизнеса не считает справедливыми посягательства на его права как собственника со стороны, скажем, его наёмных работников или других, более мелких собственников. Более того, рынок не заканчивается там, где начинаются крупные капиталисты, ведь не они управляют рынком, как кажется многим, а рынок порождает их. Крупные капиталисты в большей степени функционируют в условиях мирового рынка, по тем же самым законам конкуренции, по которым существует любой представитель малого бизнеса.