Сергей Леонидович Рубинштейн - один из представителей советской школы психологии. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии, и содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма. Разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма ("внешние причины действуют через внутренние условия"). Одним из примечательных биографических фактов является тот, что во время блокады Ленинграда, Сергей Леонидович оставался в городе до марта 1942 года.
Рекомендую к прочтению работу Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" всем тем, кто воспитан на западных, буржуазных, психологических концепциях, определяющих человека как ленивое животное, бешено стремящееся к власти и праздной жизни, для которого подлость, жадность, зависть, склочность, лицемерие, жестокость и прочее - естественные качества человека.
Многим покажется, что это логично, ведь мы наблюдаем эти явления вокруг себя каждый день. Да, безусловно мы живем в обществе, где человек человеку враг, и все вышеперечисленное про нас. Про аддиктивную форму нашего существования, к которой привело отчуждение людей от труда, от общественно полезной деятельности, в ходе которой человек может самореализовываться, максимально реализовывать свой потенциал. Кайф от самореализации получается с запасом. Но когда человек отчужден от этого, а получение удовольствия - это единственный стимул к существованию, то его энергия направляется на получение удовольствий иными способами - путем потребления. Получение удовольствий от потребления становится смыслом жизни. Причём, это самая настоящая аддикция. Энергии на то, чтобы испытать кайф от присвоения того или иного блага, затрачивается очень много, а выхлопа несоотносимо мало. Вкалываешь изо всех сил, крутишься-вертишься, а удовольствие, получаемое в итоге, крайне сомнительное и мизерное, порой и вовсе секундное. В результате человек испытывает перманентный "голод" и неудовлетворенность. Вот и сносит у людей крышу, что проявляется в жадности, тщеславии, подлости, жестокости в целом. Такое существование неизбежно ведет к деградации всего общества. Отсюда и болячки современного общества - алкоголизм, наркомания, преступность, суициды, войны и прочее. В общем, какое бытие, такое и сознание...
Стоит отметить, что, тем не менее, потребность человека в самореализации не сходит на нет, не перестает быть актуальной. Возникающие общественные противоречия с одной стороны блокируют возможность удовлетворения этой потребности, с другой стороны, одним из ведущих мотивов человеческой деятельности становится разрешение этих противоречий. Таким образом, через разрешение существующих противоречий, и происходит развитие личности и общества в целом.