Экскурсия в Дигорию (часть вторая)

May 21, 2012 14:41

                                                               
                                                                     ДЕНЬ ВТОРОЙ
 Пасмурное раннее утро, но день обещает быть…. Хорошо отдохнувшие, позавтракав, мы

разделяемся на две группы. Малочисленная, но умелая начинает заниматься нашей машиной. А «естествоиспытатели» решают посетить расположенное по близости древнее святилище «Николы Лезгорского» - покровителя древнего селения, расположенного несколько выше, под отвесными склонами Скалистого хребта. В обычаях современных осетин сохранилось еще очень много традиций, которые передаются из поколения в поколение с незапамятных времён. Так, до сих пор жив обычай поклонения Святым ущелья.
        

 Один раз в году представители всех фамилий, вышедших из ущелья, собираются на святом месте, почтить бога, воздать хвалу всем святым и, попросить у них благополучия и достатка. Это проводимый по строгому ритуалу пир, с обязательным жертвоприношением, множеством тостов-молитв во славу бога и святых, здравиц о живущих, поминовением ушедших в иной мир и пожеланиями счастливого и светлого будущего. Ритуал является своеобразной формой общения людей и богов. В этом смысле он строго регламентирован различными нормами и запретами, обладающими выраженными символическими функциями.


Исследователь кавказских древностей, графиня П.С. Уварова в своих путевых записках писала об осетинской трапезе. Причем, одной фразой она выразила всю внутреннюю суть этого ритуального действа. «Приступая к закуске, один из стариков взяв чашу с пивом, обнажил голову и став посреди всех нас, обратился с молитвою к Создателю и длинной эктении, на которую присутствующие отвечали словом «аминь» испросил нам всех благ - трогательное воспоминание древнехристианских обычаев». (по В.С.Уарзиаты «Праздничный мир осетин» стр.149)
 Обрядовое пиршество обозначается словом куывд. Этот религиозно-культурный термин означает такое важное понятие духовной жизни как молитва. Застолье сменяется национальными песнями и танцами, затем возобновляется вновь и может продолжаться бесконечно долго. «У нас семью семь обязательных тостов и огромное количество менее обязательных» - шутят осетины.
       
  
 Святые места почитаются всеми. Уносить что-нибудь, принадлежащее святому месту - великий грех.Содержатся святые места в порядке и чистоте. Черепа принесённых в жертву животных аккуратно укладываются и оставляются здесь же. Расположенное высоко в горах святилище «Николы Лезгорского» посещается редко, путь к нему длинный, но времени у нас достаточно.
 В лучах утреннего солнца осматриваю и снимаю общий план всей поляны древнего ныхаса нартов. Сомнений не остаётся -  это сооружение рукотворно.
         
 
 Тщательно подогнанные друг к другу огромные валуны, вкопанные в землю стелы причудливых форм. Одна из них - фаллический символ, другая, как бы, олицетворение женского начала. В середине поляны четко просматривается жертвенный камень. Над этим великолепием кружит и гомонит стая альпийских галок.
Отдавая должное менталитету осетин (культ предков у них и в настоящее время чрезвычайно силен) поднимаемся к древнему склеповому комплексу. Это один из крупнейших некрополей на территории Северного Кавказа. Аккуратно сложенные из местного материала определённой архитектуры склепы в XVII -XVIII веках служили семейными полуподземными и наземными усыпальницами.

Памятник средневековой склеповой архитектуры «Город Мёртвых», находящийся близ с. Лезгор, одно из самых больших и объёмных кладбищ подобного рода в Осетии. Мы насчитали до 60-ти склепов, расположенных на участке большой площади.
 Эти наземные, полуподземные и подземные захоронения датируются 17-19 в.в. н.э. Такие «городки Мёртвых» характерны для всей Осетии. Самый известный из них (он же самый посещаемый и самый большой) находится в даргавской котловине Северной Осетии. 
 А вообще в этом районе известны все виды захоронений, когда-либо использованных людьми, это и традиционное подземное (могилы), полуподземное и наземное (в склепах), и даже кремация (прототип современного крематория был обнаружен во время одной из археологических экспедиций лет 10 назад).
 64 склепа (значительная часть из которых подверглась разрушению и все, без исключения, - разграблению) хранят останки предков современных осетин.


  Над некрополем в самой верхней точке возвышается христианский храм  XVI в. Сатайи Обау. Он был сильно разрушен, но пару лет назад его отреставрировали. Реставрация «убила» всю прелесть старины и, по-моему, лишила памятник его чудесной ауры.
 Самую высокую точку занимает сильно разрушенный христианский храм XVI в. Сатайи Обау. «Городок мертвых» людьми посещается редко (по случаю) и поэтому хорошо обжит дикими животными и домашним скотом. То прямо из-под ног взлетит перепуганная перепелка, то жирный (к зиме) заяц выскочит из-под ближайшего куста и лениво потрусит прочь, а орлы и стервятники постоянно бороздят воздушное пространство в поисках пищи. Все это происходит на фоне потрясающего по красоте Скалистого хребта с вершин которого в долину низвергается «водопад» облаков. Очарованный окружающим пейзажем, забываешь, что находишься на кладбище. Склепы, хранят множество костей, черепов, и целые скелеты, но материальные ценности еще в прошлые века люди растащили «на сувениры».
 - Весёленькое это место, «Городок мёртвых» - восхищается Володя, -  куча грибов, цветов и ягод, не говоря уже о «картинках». В это время с вершины г.Мещины в Солнечную долину водопадом спускалось облако и внизу, у подножия, развеивалось под лучами солнца и струями ветра.
- Не склеп, а какой-то детский сад,- шутит В. Кольвах, заглянув в один из склепов.
       

И, действительно, судя по размерам черепов и скелетов, предки современных осетин особой статью не отличались.
 Заглянув в пару склепов и вдоволь нафотографировав, мы направляемся в Лезгор. На карте сел.Лезгор обозначено как «разв.», хоть ведёт к нему вполне сносная дорога. 


 В самом же селе - разрушающиеся дома, покосившиеся заборы, заросшие бурьяном «улицы» и одинокая собака, честно исполняющая свой собачий долг (хозяин, наверное, с утра ушел на пастбище). Зрелище удручающее.
  - Даже деревья не плодоносят,- замечает Костя.
  - Да, легкая жизнь на равнине и в городах убивает горные селения,- подхватывает Володя.
  -«Город мёртвых» и «Мёртвый город»- прочувствуй разницу.


 Селение Лезгор, отмечено на картах как « разв.», но это не вполне соответствует истине, местное население использует его как дачи, имея постоянное место жительства на равнине, они часто приезжают в горы.
Сенокос, животноводство, охота, сбор трав и грибов и даже выращивание картофеля - традиционные занятия местного населения. Жильё у них тоже традиционное - это двухэтажные каменные дома из местного материала. В нижних этажах расположены загоны для скота, верхние заселены людьми. Комнаты маленькие, каждая с отдельным входом, с автономной «системой отопления» - a-la burguika, - всё направлено на сохранение тепла и экономию топлива. Телевизионная антенна, кстати, принадлежит хозяину этого дома (старый ч/б «Рекорд» принимает две российские программы). Это единственный жилой дом в селе.
 С неприятным осадком утерянного мы покидаем Лезгор и выходим к лугам и пастбищам. Огромные пространства ещё нескошенной травы, дурманящий запах лета, великолепный пейзаж на все 360 градусов. Я еще нахожусь под впечатлением ночных видений и размышлений и поэтому вижу «и снимаю» мистические карточки: вот башня, в которой вполне могли бы жить уаиги; налетела и кружит над нашими головами огромная крикливая стая абсолютно черных альпийских галок - чем не предупреждение «сверху»? Отвесная стена скалистого хребта, вся изрезанная глубокими грубыми морщинами - сколько же трагедий видела она на своём веку? А вот древнее укрепление, охранявшее подходы к селению, почти разрушенное. За века камни кладки  воедино слились с окружающим суровым пейзажем, но до сих пор отливают красным.
       
  
Вдруг впереди из кустов мои мистические рассуждения прерывает радостное:
- Ну и козлы!!! Какая прелесть!
- Это ты про нас? Павел?
- Да вы только посмотрите на эти чудесные экземпляры! Таких огромных черепов и рогов уже не встретишь - продолжает восхищаться Вейнберг, вертя в руках череп давно съеденного тура.


«Как спец. по рогам и копытам утверждаю: таких крупных экземпляров козлов уже давно не встречалось в наших горах»- П.И. Вейнберг - к.б.н. сотрудник Северо-Осетинского государственного заповедника.
 В зарослях кустарника, под нависающей скалой, обнесённая аккуратным невысоким каменным забором располагается также аккуратно сложенная куча старых черепов жертвенных животных, еще одна гора рогов оленей и лосей свисает с деревянных полатей. Мы подошли к святилищу святого Николы Лезгорского.


 Святилище Николы Лезгорского - культовое место. Сколько веков ему не скажет никто, но по утверждению местных жителей, оленей здесь истребили около 300-т лет назад.* Посещать это святилище женщинам до сих пор не разрешается. Располагается оно в труднодоступном и поэтому малопосещаемом месте. Выглядит ухоженным. Ни соринки вокруг.  Рога и черепа жертвенных животных искусно уложены на сделанных полатях и в небольшом естественным  гроте под скалой. Всё сооружение обнесено невысокой стеной из местного камня. 
* по официальным данным олени ещё встречались в начале 20-го века.
- Последнего оленя в здешних местах убили ещё в начале XX века, а лосей истребили ещё раньше. Интересно сколько же лет рогам этим? Вот бы провести радиоизотопную экспертизу, - мечтает Павел.
 - Павел Иоэлич, у нашей экспедиции нет даже  гранта нашего Президента, не говоря уже о деньгах - Володя охлаждает разыгравшуюся фантазию Вейнберга.
 - Увы, на красоту и науку денег всегда не хватает.- Павел подхватывает злободневную для него тему.
 - Не печалься Павел Иоэлич, еще не прошло и трех лет с момента посещения Осетии Коитиро Мицуура, который обещал взять наиболее интересные памятники культуры под эгиду ЮНЕСКО. Выделить средства для их охраны и реставрации.
 - На ЮНЕСКО надейся….
 Мне надоедает эта дискуссия ни о чем, и я в поисках кадров ухожу на край обрыва. С верхней точки открывается великолепная панорама вершин Бокового хребта Кавказа, ущелье Уаллагком и всю Солнечную долину (вот только с освещением проблемы).  Глубоко внизу, под скалой - напоминая скелет, лежит разрушенный старый Лезгор.


 Развалины старого Лезгора - видны со скалы, на которой расположено святилище. В каком веке произошла трагедия? А быть может жители просто покинули эти места, в поисках лучшей жизни? А время и природа уничтожили созданное человеком? Смотришь вниз - будто в склеп заглянул. Как бы то ни было, но селение умерло, а душа его - святилище - продолжает существовать и поныне.
 Я смотрю на него с небес, и в голове возникает странная ассоциация: «Вот внизу, как в склепе, распластан скелет погибшего села, а здесь, вверху, великолепно сохранившееся его святое место, его душа, на столетия пережившая плоть».
 Однако солнце клонится к закату, нам еще предстоит неблизкая дорога, пора возвращаться.
 В лагере все спокойно, отремонтированная «Тойота» готова в путь, дорога за день просохла и, наскоро поев, мы "двинули" к Уазе.


Местные жители с любопытством провожают каждого путника ущелья. И без видеокамер они отслеживают всех проехавших, прошедших или проползших по дороге. Будь то днем или ночью. Незамеченным в горах остаться практически невозможно. Наш отъезд в сторону Уазы тоже не остался незамеченным.
продолжение следует...

Previous post Next post
Up