Экскурсия в Дигорию (часть первая)

May 21, 2012 14:27


В начале туристического сезона желаю пригласить Вас, друзья мои, на одну из необычных экскурсий по Осетии (в стиле Г.И. Кусова), пока Chuchundra не успела опубликовать все мои "секретные" кадры.



ФОТООХОТА НА УАИГОВ  
   Вероятно маленькие и нежные ангелочки, заложенные в нас и с любовью взлелеянные нашими родителями, со временем взрослеют, набираются жизненного опыта и в зрелости мутируют, перерождаясь в дьяволов. И вот уже брошенная в наш адрес фраза: « Седина в голову - бес в ребро!» не кажется нам столь уж беспочвенной и обидной. С возрастом и зрелостью всё больше и больше тянет человека на «чертовщинку», попробовать, испытать, ощутить.… И потомкам запоминаются эти поиски чёрта в самом себе. Ведь не даром же Гёте ассоциируется с Мефистофелем, О. Уайльд - с Дорианом Греем, лучшая поэма М.Ю.Лермонтова - «Демон», а  М.А. Врубель - был демоном сам (по мнению А.Ахматовой). Ф.И.Шаляпин отрывочно, накануне премьеры «Демона», в экстазе говорил зашедшему к нему Максиму Горькому: - Я задумал,… понимаешь… не сатана…, нет, а этакий Люцифер, что ли. Ты видел ночью грозу...? На Кавказе...? Молния и тьма… в горах! Жутко и хочется плакать от счастья… В последние годы всё чаще и чаще засматриваюсь я на висящую на моей стене фотографию замка Мансау - шедевра средневекового зодчества Осетии.


Шедевр средневековой архитектуры Осетии - замок Мансау, более известен как «башня Фрегат», уже много веков украшает склоны «Солнечной Долины». Необычная для данного вида архитектуры форма этого монументального строения действительно напоминает корабль, своим носом направленный на высшую точку скалистого хребта Кавказа, г. Уаза-хонх.(3 529 м. над у.м.)  
  Но не причудливость архитектуры башни (а она напоминает огромный корабль, бороздящий просторы Солнечной долины Кавказа), не композиция или цветовое решение снимка привлекают моё внимание…. Нет! Влечет меня то, что скрыто за живописными кучевыми облаками, куда в течение многих веков направлен нос «Фрегата»…
                                                                        ЛЕГЕНДА
  «Там, за облаками, в самом сердце Солнечной Долины Кавказа  стоит похожая на огромную сторожевую башню (которых в этом районе великое множество) красавица Уаза-хонх - самая высокая вершина  Скалистого хребта Кавказа.


Расположенная между Скалистым и Боковым хребтами Большого Кавказа, Солнечная долина славится большим количеством солнечных дней в году и малым количеством выпадающих осадков.  Г. Уаза-хонх располагается в самом центре этой долины, "оторвавшись" от Скалистого хребта на 500-1000м. в сторону Бокового.
 Где-то на её склонах построен красавец-замок с множеством комнат, с высокими красивыми башнями и балконами, окруженный неприступным каменным забором. В этом  замке вот уже много-много столетий в роскоши и праздности живёт златокудрая красавица Агунда - дочь Солнца. Многочисленная прислуга окружает любимицу вниманием, еще более многочисленная стража охраняет её покой. Всё есть у Агунды. Изысканная пища, самые экзотические развлечения, любовь и забота окружающих. Одного нет - свободы. На века приговорена она жить здесь и привлекать внимание отца своего - Солнца. Поэтому и долина зовётся Солнечной, поэтому и осадков выпадает здесь меньше, чем в пустыне, поэтому и климат здесь и зимой и летом мягкий и тёплый. На протяжении всего года Агунда - добрая улыбчивая и радостная девушка, но раз в году в «Ночь большой августовской луны» нападает на Агунду печаль-тоска, тесно становится ей в хоромах золотых, тянет её на волю-вольную. И Агунда сбегает из замка. Выпрыгивает из окна на просторы долины, будит мирно дремавшую стражу. Что здесь начинается! В гневе Солнце отворачивается от здешних мест, приказывает главному стражу отыскать и вернуть беглянку, посылает на поиски подчинённых своих - Ветер и Дождь, Громы и Молнии. Несколько ночей и дней длится светопреставление под названием «Поиски Агунды».  Темень, прерываемая только вспышками молний, потоки воды с неба, грохот грома и селей. А после всего этого - размытые дороги, снесённые селями дома и селения, погибший скот, и, иногда, человеческие жертвы».
                                                                    ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
 Последние дни лета. На свеженькой «Тойоте» мы едем к Уазе. Мы, это зам. директора национального парка «Алания» Родион Бучукури, два научных сотрудника Северо-Осетинского заповедника: спец. по горным копытным к.б.н. Павел Вейнберг и краевед (он же ботаник)  к.б.н. Константин Попов и мы, свободные фотографы - Володи - Кольвах  и Майоров. Нам с В. Кольвахом повезло «присоседиться» к научной экспедиции общественного Экологического Центра «Ковчег». Ребята изучают популяцию туров в районе, исследуют эндемики здешних мест и собирают материал о памятниках истории. Я же задался целью сфотографировать «Бегство Агунды», хотя и представить себе не могу, как это будет выглядеть.
Едва мы переправились по мосту через р.Ираф и вступили на территорию некогда могучего и свободолюбивого Донифарского общества (дорога к г.Уаза-хонх проходит по его территории), как над нами стали сгущаться тучи, резкие порывы ветра погнали из долины облака, угрожая превратить окружающий нас пейзаж в густой кисель тумана. Солнечная долина сразу же перестала соответствовать своему названию, превратившись в мрачную серую и невзрачную степь.


Невластно время над этой дорогой соединяющей Дигорию с соседней Кабардой. Не знает никто, сколько ей веков или тысячелетий, куда она вела, и кто по ней передвигался. Дожди и ветры постоянно «вскрывают» на её обочинах «ящики» с костями погибших или захороненных людей эпохи Аланов, а археологи раскапывают культурные слои и более ранних времен - периода Скифов (ок.VII-III в. до н. э.).
 Вот на одном из поворотов, справа от дороги, замечаем большой палаточный лагерь. Это стоянка археологической экспедиции, под руководством сотрудника Государственного Исторического  музея (ГИМ) Александра Пинкусовича Мошинского.
          

 Двадцать лет копают они в этих местах «Кобанскую культуру» и теперь с большой долей вероятности могут утверждать, что уже в пятом веке до нашей эры в этих местах кипела жизнь.  Обнажено и исследовано одно из крупнейших поселений V-IV в. до нашей эры, «Сауар». 5 гончарных мастерских, 3 металлургических, одно предприятие по производству угля и косторезная мастерская.


Двадцать сезонов подряд, вопреки катаклизмам, дефолтам, изменениям в политике, Александр Пинкусович умудряется собрать группу желающих в счет своего  отпуска  ворочать кубометры каменистой почвы, жить в палатках, есть, что «всевышний» пошлет. На экспедиции расходуются гонорары от изданных монографий, «заначки» от зарплаты, пожертвования друзей и знакомых. Находок немного, но каждая из них ценна, потому, что рассказывает о жизни в V-V1 веках нашей эпохи.Площадь раскопок большая, объемы работ огромны: « ... и двух моих жизней не хватит, что бы закончить раскопки»- говорит Мошинский.
   По своим мощностям производственный комплекс данного поселения вполне мог обеспечить продукцией всё население тогдашней Дигории. Полностью раскопано захоронение, принадлежавшее поселению. С изумительными находками - бронзовыми изделиями  Кобанской культуры можно ознакомиться в музеях Владикавказа и Москвы.

  В этом году экспедиции удалось обнаружить жертвенники и огромное каменное изваяние идола, характерное  культуре скифов. Сказав «Здравствуйте» добрым людям и коротко пообщавшись с ними (время подгоняет), мы едем дальше.
 За считанные минуты и без того небезоблачная  погода испортилась окончательно и вот уже проливной дождь старательно моет крышу нашей машины, «дворники» не справляются с потоками воды на ветровом стекле, с окружающих скал на дорогу низвергаются водопады и уже по ней шумной горной рекой устремляются вниз. Из окна  справа от машины над дорогой замечаю размытое грозой захоронение с «прилично сохранившимся скелетом», но остановиться для фотографирования нет времени.
 « -Это захоронения аланского периода истории Осетии. Их здесь по-над дорогой великое множество - поясняет Костя Попов,  к их раскопкам местное население относится очень болезненно, все-таки - Они - их предки».
  Еще через два-три поворота обстоятельства всё же вынуждают нас остановиться. Сошедший неделю назад сель, размыл дорогу, и перед нами оказалась промоина до трех-четырёх метров глубиной. Перепрыгнуть это препятствие не под силу даже нашей «Тойоточке». Правда, местное население «накатало» объезд по крутому склону, но эта «трасса» для экстремалов.


Когда проливные дожди и сели размывают и сносят старую наезженную дорогу, народ прокладывает новую, в объезд. Поначалу эти объездные дороги бывают крайне опасны, потом люди привыкают гонять по ним. Этот участок для экстремального вождения покорился нам лишь со второй попытки.
 Тем не менее, наше желание проехать столь велико, что мы предпринимаем несколько попыток покорения внезапно возникшего препятствия. Комья грязи из под колёс, сползающая вместе с дорогой к пропасти и грозящая в любую минуту перевернуться наша  машина и.… Вдруг выясняется - у машины не включается передний мост! Еще час бесплодной борьбы со стихией и техникой и мы сдаёмся.
 - Это происки Уаигов - сказал, как отрезал, Костя. - В дни августовского полнолуния Уаиги собираются в здешних местах и устраивают пакости местным жителям, то камни с Уазы вниз бросают, то селевые потоки устраивают, или напустят столько туману, что в метре от себя заблудиться можно.
 - Лучше сейчас отступить, чем завтра не вернуться,- решаем мы. С трудом, развернувшись на узкой дороге, мы не спеша, спускаемся к лагерю археологов, по дороге фиксируя наши приключения на видеокамеру и мой «Nikon».


 Как только мы спустились к месту ночевки, дождь прекратился, свежий ветерок стал разгонять плывущие по небу облака, и необычайно красивые и причудливые картины, постоянно меняющиеся и сменяющие друг друга, стали возникать вокруг. Схватив камеру, я бросился наверх «за кадрами».


 Лезгорский Ныхас. Никто не знает, когда, с какой целью, кем были принесены сюда и воздвигнуты эти монументы. Что значили они для наших предков? Почему снизу они окружены аккуратно уложенными огромными валунами, напоминающими ограду? Почему перед ними лежит огромный каменный параллелепипед, с идеально горизонтальной поверхностью, а рядом с ним - несколько «чашечных» камней - символов жертвоприношений? Культурного слоя, указывающего хотя бы на век создания этого комплекса, не сохранилось.
 Живописная (жаль, что сильно разрушенная) башня на фоне уплывающих грозовых туч. Стелы странной формы и интересного расположения на фоне сторожевой башни и южного склона Скалистого хребта Кавказа (снизу они окружены огромными валунами в виде аккуратно сложенной ограды), омытая дождем и выкрашенная в золото лучами заходящего солнца вершина г.Уорс-хонх (гора «Белая»). И, наконец, - огромное покрывало облака, окутывающее всю цепь Скалистого хребта.


 «Видения» «Солнечной долины». Довольно характерное явление в здешних местах. Причина ему - трехтысячная стена скалистого хребта Кавказа. Отяжелённые влагой дождевые облака не в силах подняться выше 3000 м. над.у.м., и только излив свой запас воды на севере, «переваливают» через скалистый хребет в «Солнечную долину», где и развеиваются под порывами южного ветра.
 В лагерь я спускаюсь чрезвычайно ободрённым и с массой вопросов.
Уже заметно подсохло. За обедом, плавно перетекающим в ужин, сотрудник Российского исторического музея А. Мошинский рассказывает, что территория, окруженная большими валунами, некогда принадлежала большому Ныхасу. Поляна, овеянная романтическими преданиями далёкой старины. Ныхас - место народного вече, на котором выбранные мужи (тархони лагта) окрестных сел, составлявших единое общество, решали свои жизненные вопросы. Здесь мирили кровников, народные судьи  объявляли жителям о своих решениях, здесь же объявляли хъоди (бойкот всего общества тому, кто нарушил общественные порядки, кто оскорбил общество).   Место это, без сомнения - свято, (что-то типа нашей думы). Церемония Ныхаса проходила со строгим соблюдением обряда, включающего обязательное жертвоприношение.  Для него в центре поляны имеется (до сегодняшних дней сохранившийся) огромный камень формы параллелепипеда.


 А. Мошинский (археолог): «Уаиги?.. Это вот такие одноглазые страшилы? Которые обитают в горах и пугают ночами простой народ? Очень похожие на циклопа, которого победил Одиссей, такие же огромные, черные и страшные монстры?…. Нет. Не встречал».
 В августе, в ночь полнолуния, этот камень, вершина г.Уорс-хонх и восходящая луна оказываются на одной прямой линии. Поэтому, «с легкой руки» Мошинского это место получило название «Храм луны нартов». Услышав эти слова - я вновь хватаю камеру, штатив и мчусь наверх - луна еще не взошла…


Не знаю, имел ли какое-то значение для наших предков этот факт, но, едва я успел выбрать нужную точку съёмки, закрепить аппарат на штативе и настроить экспозицию, из-за вершины Уорс-хонх выплыла неправдоподобно большая и яркая августовская луна.
Все три объекта съёмки выстроились на одной прямой!
 Спустившись к весело потрескивающему костру, я вновь присоединяюсь к научно-популярной  беседе. Географически обособленный, расположенный высоко, у самого подножья горы Уаза-хонх, район Донифарса издавна привлекал внимание путешественников. Многие отмечали его особое, по сравнению с другими дигорскими обществами, положение. Так, по словам квартирмейстера (читай - разведчика) русской армии А. Штедера, побывавшего в Осетии во второй половине 18-в., жители Донифарса, «в течение нескольких столетий отделились от остальных дигорцев, живут в демократическом государственном устройстве». Под «демократическим» устройством, вероятно, нужно подразумевать свободное от феодальной зависимости общество с патриархально-родовыми отношениями. Подобные общества управлялись старейшинами -Уоли - избираемыми народом. Однако определить к какому веку относится данный Ныхас крайне затруднительно, поскольку не сохранилось «культурного» слоя, по которому можно было бы судить о  возрасте. Нарты - герои эпоса некоторых народов Кавказа, т.е. персонажи эпические. А камни, стелы, башня, жертвенный камень и «чашечные» следовики на поляне - настоящие….
  Научные беседы незаметно сменились свежими анекдотами, туристическими байками и великолепными нестареющими песнями под гитару. Совершенно чистый небосвод с яркими звёздами, каждая из которых норовила упасть в твою ладонь, и огромная полная луна освещали нашу небольшую компанию, а весело потрескивающий костёр согревал и создавал ощущение романтики и комфорта.

Чай, свечи, гитара, байки на археологические темы, анекдоты - сидим далеко за полночь. И ни одного слова об Уаигах! А ведь «копают» они здесь не первый год.
                                                             НОЧЬ  ПЕРВАЯ
 Ясная тихая ночь. Полнолуние. Сон беспокойный, с множеством ужасных сновидений. Снится огромная поляна ныхаса, на которой собрались персонажи осетинского эпоса «Нарты». Причем председательствует стоголовый кривой уаиг, а герои эпоса - нарты - сидят «на колено» ниже.


«Нарты и уаиги» рис. А. Джанаева (1919-1989) коллекция худ. Музея им. Туганова. г. Владикавказ.
  Уаиги (ваюги) - одни из главных персонажей осетинской мифологии, великаны - одноглазые (кривые), семиголовые и даже стоголовые. Созданы Богом раньше Нартов, наделены огромным ростом и неимоверной силой, ведут борьбу с нартами, но всегда терпят от них поражение. Именно в борьбе с уаигами приходит слава ко многим нартам, которые побеждают уаигов умом и хитростью.
 Шумно и суетливо решают они свои какие-то проблемы. Над этим «благородным» собранием в серебристом свете луны летает златокудрая Агунда (почему-то на метле). Где-то далеко, на противоположном склоне ущелья, грохочет лавина из… черепов.
продолжение следует...



Кавказ, Экскурсия, Лезгор, Дигория, Осетия, необычное, Уаза-хонх, горы, пейзажи

Previous post Next post
Up