Странно, что в ленте не встречаю откликов на итоги "Книгуру". А ведь 10 декабря состоялось награждение победителей.
Итоги достойные: 1-е место у повести Нины Дашевской "Я не тормоз", второе - у книги Анастасии Строкиной "Кит плывет на север", третье получил "Криволапыч" Станислава Востокова.
Но удивительно, что столь единодушно отмечены произведения для младших подростков, а проблемные тексты для более старшей аудитории, не менее достойные и интересные, не вошли в число лидеров. Не успели найти своих читателей?..
От последнего сезона много впечатлений, и не только личных - успела услышать мнения коллег, узнать о первых откликах читателей, поскольку сейчас проводим для них
акцию о Книгуру: младших подростков приглашаем в путешествие вместе с О.Бундуром, А.Строкиной, С.Востоковым и их героями, со старшими подростками пытаемся обсудить повести С.Волковой, Е.Басовой, Д.Мартынова. Победителями стали сказочные повести А.Строкиной и С.Востокова (признаться, повесть Востокова о енотовидной собаке и ее друге лисе показалась вторичной - сколько таких книг о "говорящих животных" уже написано; хотя экологический сюжет и юмор автора привносят новые оттенки). У наших читателей много эмоций вызвало и
повествование Олега Бундура о реальном путешествии на атомном ледоколе "Таймыр". Автор близок в своих коротких зарисовках к прозе Г.Снегирева и Б.Житкова, а
фотографии с его сайта буквально завораживали детей. Хорошо, что ДЕТГИЗ поддерживает О.Бундура и выпустил уже не одну его книгу (особенно нравится последнее издание в старых традициях хорошо иллюстрированных познавательных книг - "В гостях у белого медведя" с рисунками Евгении Чарушиной-Капустиной) . В душе Игната Волкова из
повести Нины Дашевской тот же азарт путешественника и открывателя, и "поток сознания" мальчика, который несется вперед и вперед то на роликах, то на самокате, захватывает не только юных, но и взрослых. К Нине Дашевской отношусь с особой нежностью после сборника "Около музыки", сейчас с нетерпением жду ее новую книгу "Вилли", и очень рада, что мнение ребят в одной из библиотек, где провели свое "негласное голосование", совпало с мнением большинства - они тоже хотели видеть победителем повесть "Я не тормоз".
Но все же хочу написать и о текстах для старших подростков. Кажется блестящим замысел повести Светланы Волковой
"Подсказок больше нет": несколько слов новичка, который выбрал нетривиальный способ завоевать авторитет у одноклассников, привели к рождению новой субкультуры. А сам "виновник" оказался на периферии процесса и, к счастью, способен задуматься над собственными идеями: можно ли на самом деле не зависеть ни от кого, делать все, что хочешь, и не вмешиваться в «естественный ход истории»?
Неоднозначные мысли вызвал
"Подросток Ашим" Евгении Басовой (Илги Понорницкой). Опытный, хороший автор, стараюсь читать каждое ее произведение, но на этот раз не могу разобраться в тех впечатлениях, что возникли. Вроде бы на поверхности сюжет о ребятах с разным уровнем материального достатка, которые учатся в одном классе элитного лицея, о новеньких, которые чувствуют себя неуютно из-за социального неравенства. Острые ситуации из жизни. Но сегодня иное отношение к бедности. Большинство воспринимает ее как жизненный порок, неудачу, результат несостоятельности личности. И это сквозит в отношении автора к родителям новичков. Мать Алеши бедность ожесточила, отец Миши не смог нести ответственность за семью и любить своих детей. И хотя мать Миши любит их самоотверженно, как и мужа, но бесконечная преданность ему, вплоть до мифологизации образа отца, выглядит жалко и уязвимо. Хочу найти, за что можно полюбить героев, и не могу, поскольку один из новеньких, Алеша-Лехич, тоже ломается из-за слабости характера. Для диалога с подростками попыталась сформулировать, что повесть Е.Басовой заставляет задуматься, в чем сила и в чем слабость, что помогает и мешает найти общий язык с другими, а также о том, что для каждого значит его семья и почему ее честь нужно отстаивать до конца, но сама этим выводом не удовлетворена.
Замечательна фантастика 6-го конкурса "Книгуру". Жаль, что у Владимира Аренева представлена только первая часть его дилогии "Сезон Киновари" -
"Порох из драконьих костей". Завершенное произведение могло бы претендовать на победу, настолько затягивает сюжет, и с каждой главой возникает все больше и больше загадок.
Эдуард Веркин своими последними повестями демонстрирует читателям, что ему под силу любой жанр. Вы хотите про вампиров? Пожалуйста! Постапокалипсис? Тоже могу. Правда, в
"Прологе" он похож на Олди и Дяченко. Но поскольку читаю этих авторов, с интересом прочитала и "Пролог", он будет близок каждому книжнику. С первых строк представляется, что речь идет о древней истории. Еще нет больших городов и современной техники, и в деревеньке Высольки все приходится добывать тяжелым трудом, своими руками, даже соль, как это делает главный герой. А еще по дорогам этого мира ходят редкие люди-грамотеи, владеющие словом устным и письменным. Они могут прописать хорошую погоду, отписать от бессонницы и заикания, а самые сильные - покорить ведьму. С одним таким старым и больным грамотеем встречается юный солевар. Но чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что раньше в этом мире была цивилизация, но она погибла. И то, что описывает Эдуард Веркин, - это мир постапокалипсиса. Вместе с цивилизацией погибли все книги, жители заброшенных деревушек неграмотны и живут без них. Лишь грамотеи помнят прошлое, они убеждены: «Мир изменится только тогда, когда мы снова напишем великие книги. Это сложно. Они все сгорели, никто… не знает, про что они были. Но мы должны их восстановить. Написать заново. Каждую книгу, каждую букву». У новой повести Веркина явно мог быть эпиграф из Евангелия: «В начале было Слово…»
Некоторые произведения 6-го сезона весьма необычны для конкурса. Например,
"Битва при Наци-Туци", краткое пособие по выживанию в виртуальном мире, первоначально опубликована в блоге Артема Ляховича на сайте "Сноб", а теперь предложена подросткам. Непростое чтение, но из разряда "читать всем". И к сожалению, одна-единственная реплика, которую можно упустить, изменила адресность хорошей повести Ларисы Романовской
"Самая младшая". А ее вполне могут читать и те ребята, которые только что вышли из возраста маленькой Полины, ведь речь о том, что ближе всего им. Об этой теме не так часто пишут, как о главной, - как живется детям в окружении взрослых, как они начинают ощущать взрослый мир. (Кстати, еще потому отрицательно отношусь к жестким возрастным рекомендациям в отношении тех или иных книг, что ребенок изначально растет среди взрослых, видит многое из того, о чем читать в книгах ему пытаются запретить). На сайте LiveLib познакомилась с любопытным мнением психолога о Полине как об инфантильном ребенке, отстающем от сверстников. Но ведь именно благодаря семье девочка социализируется, и более успешно, чем в коллективе. Девочка с доброй душой, способная помочь и защитить слабого.
Хотела написать коротко, но не получилось. Книги 6-го сезона на самом деле заслуживают того, чтобы быть прочитанными. А некоторые из них уже вышли в свет - "Кит плывет на север" А.Строкиной, "Самая младшая" Л.Романовской и "Подсказок больше нет" С.Волковой.
P.S. Сохраню здесь же ссылку на интересное обсуждение повести "Подросток Ашим" в одном из ЖЖ-сообществ:
http://fem-books.livejournal.com/1393070.html