Сказка жизни

Oct 08, 2018 14:23

Продолжу понемногу «читательский дневник», попробую писать хотя бы о самых ярких впечатлениях. Или неожиданных. Такое осталось от нового произведения Г.Яхиной.


Read more... )

Leave a comment

asja_nikova October 8 2018, 07:32:28 UTC
Сложные темы выбирает Яхина. Читала ее "Зулейху", очень много вопросов к автору. И, при всем уважении к бесспорному ее таланту - ныне она "автор - сразу мимо".

Reply

donna_benta October 8 2018, 07:34:00 UTC
А какие у вас вопросы к ней по поводу "Зулейхи"? И что на эту тему принимаете, цените?

Reply

asja_nikova October 8 2018, 07:42:35 UTC
Вопросов много, разного плана. При чтении книги меня не покидало стойкое ощущение дежавю, вот настолько я в "Зулейхе", в той части, где они строили новую жизнь, чувствовала книгу "Мужество" Веры Кетлинской. ДА и вообще всю книгу меня не покидало ощущение, что это все уже было.
А еще... наверное, я очень циничная, но я во всех авторах, которые пишут на темы "окологулага" и "вокругСталина", подозреваю коньюнктурщиков, уж простите. В свое время мне по профессиональным причинам пришлось много читать воспоминаний и мемуаров тех, кто прошел эту систему - Копелев, Солженицын, Панин, Гинзбург и многие другие...

Reply

donna_benta October 8 2018, 07:55:45 UTC
Современные писатели в силу возраста пишут на эту тему романы-"реконструкции", а такие произведения не могут не быть вторичными. Но определенную художественную правду и "свой взгляд" в них можно уловить.
Я на рубеже 80-90-х читала о ГУЛАГе довольно много мемуаров, но чаще женских. Судьба и страдание. А этим летом на отдыхе, без хороших книг под рукой, открыла "Московскую сагу" Аксенова. Вот уж что не предполагала читать, и буквально заставила себя закончить. В отношении этой трилогии возникли ощущения как раз в том духе, о каких пишите вы. На фоне личной правды его матери Евгении Гинзбург правда сына гораздо ниже, да и всегда ли правда?..

Reply

asja_nikova October 8 2018, 08:01:28 UTC
Правда у каждого своя.
Довелось мне читать три точки зрения на одни и те же события - пребывание в Марфинской шарашке - Солженицына, Копелева и Панина. Ах да, еще одного товарища, который в тот же момент тоже там был, но не был вхож в этот дружественный кружок. И у каждого из трех товарищей немножечко своя правда (хотя, надо отметить, что у Солженицына, в отличие от других, вообще художественное произведение), а истина... Думаю, если бы довелось почитать мемуары кого-нибудь из сотрудников ГУЛАГа, появилась бы еще одна правда.

Reply

donna_benta October 8 2018, 08:07:15 UTC
Да, так и есть.
Но правду сотрудника ГУЛАГа правдой бы не назвала. Разве что кто-то отличился особой честностью и можно использовать для фактографии.
И все же верю в высокую художественную правду, она бывает порой сильнее и значительнее, чем правда жизни. Есть имена в литературе, которые обладают правом судить нас.

Reply

asja_nikova October 8 2018, 08:22:36 UTC
Они-то обладают правом судить нас, а вот мы - обладаем ли правом судить сотрудников ГУЛАГа? Которых всех чохом записали в каких-то черносотенцев, а между тем, в ГУЛАГе не одни политические заключенные сидели, и тех было гораздо меньше, чем принято считать. Кроме того, иной раз у человека выбора не было в том государстве, идти или не идти туда на службу. Бывали даже случаи суицида, когда человека принуждали по сути, идти работать в эту систему ( ... )

Reply

donna_benta October 8 2018, 08:26:57 UTC
Но в "Зулейхе" как раз попытка взглянуть на "человека системы" с очень личной стороны, что-то понять в нем изнутри?..

Reply

anna_mama_papa October 8 2018, 12:42:46 UTC
Моя бабушка, конечно, не была работником ГУЛАГа, но была заместителем прокурора в прокуратуре Астрахани. Сотрудников прокуратуры отправляли в Крым на выселение татар, бабушку не отправили, у неё было двое малолетних детей, но коллеги всё подробно рассказывали по возвращении. Я жалею, что не фиксировала все подробности её воспоминаний, но отлично помню, что там сначала речь шла о народных волнениях и дело шло к самосудам, люди не хотели жить рядом с коллаборционистами, предателями и палачами своих близких. В иное время народ бы похватали без сантиментов и отправили на десять лет без права переписки, но война ещё не закончилась и с русскими были вынуждены считаться. А почитать версию татар, то у них будет, конечно, по-другому. У них будет очередная "ночевала тучка золотая". А что? Художественная правда.

Reply

donna_benta October 8 2018, 13:02:50 UTC
Наверно, семьи предателей не должны были все же отвечать за их действия? Дети, жены, матери, отцы?
Хотя в недавней повести Евгении Басовой "Следы" военная память разделяет жителей маленького села еще долгие годы...
Но мне ближе атмосфера послевоенного Киева, в которой училась мама. Рядом с ней на лекциях сидели те, кто пережил оккупацию в самом городе, угнанные в Германию, бывшие фронтовики. И как-то по-человечески понимали друг друга.
У меня сейчас, наверно, по многим сложным вопросам нет точного мнения, хочется скорее разбираться в нюансах, но верю первому чувству, когда сопереживаю авторам и героям в хороших книгах.
(Извините за исправления, тороплюсь...)

Reply

anna_mama_papa October 8 2018, 17:52:08 UTC
Не должны, но вся советская власть была основана на беззаконии. И с учётом этого беззакония можно сказать, что дети, жёны, матери и отцы по существу и не отвечали ни за что вместе с преступниками ( ... )

Reply

donna_benta October 9 2018, 09:27:47 UTC
Да, правду наших родных надо понимать прежде всего.
Но я второй день пытаюсь понять и принять то, что и через 60 лет мы не готовы говорить о книгах на эту тему как о художественных текстах. Для меня вторая книга Яхиной прежде всего художественная, но, оказывается, все так по-прежнему больно вокруг этой темы, что невольно разговор уходит именно в историю, личные-общие боль и мысли.

Reply

anna_mama_papa October 9 2018, 10:31:00 UTC
Мне кажется, что вы не можете принять то, что художественная литература, как и публицистика и прочие жанры, превратилась из средства познания мира и места человека в этом мире в пропагандистский инструмент.
В принципе вы сами и перевели разговор с художественного текста на разговор о "правде" в ответ на реплику о том, что художественный текст обсуждаемого автора неоригинален и конъюнктурен.
Так что стоит ли удивляться.

Reply

donna_benta October 9 2018, 12:33:39 UTC
Нет, не могу относиться к творчеству Яхиной как к конъюнктуре, но пыталась разобраться в чужой точке зрения, найти какие-то параллели в собственном чтении. А вы присоединились потом к этому странно сложившемуся разговору.

Reply

donna_benta October 8 2018, 08:08:46 UTC
И Яхина личность глубокая и интересная, все же готова к ней прислушаться. Не всегда соглашаясь и делая оговорки на ее возраст, но прислушиваюсь.

Reply

asja_nikova October 8 2018, 08:24:17 UTC
Я не спорю о ее личности и масштабах таковой, я просто оставляю за собой право не обращаться к ее мнению. Не объективно, безусловно, но я и не научную работу делаю, чтобы анализировать все имеющееся по теме.

Reply


Leave a comment

Up