Сказка жизни

Oct 08, 2018 14:23

Продолжу понемногу «читательский дневник», попробую писать хотя бы о самых ярких впечатлениях. Или неожиданных. Такое осталось от нового произведения Г.Яхиной.



После первого романа писательницы от ее книги о российских немцах ожидаешь другого. Второй роман получился очень литературный. Начинается как повествование о «маленьком человеке» в духе Гоголя и Гофмана, а далее весь пронизан мотивами фольклора, причем не только исконно немецкого, но и советского.
«Маленький человек», учитель из села Гнаденталь, переживает свою личную «сказку»: пытается «расколдовать» ученицу, живущую на одиноком хуторе в заволжских лесах. Но не умеет ее увести из сказки и одиночества, защитить в большом мире, возвращается с молодой женой в лес и переживает все тяготы гражданской войны на отдалении, как сон, летаргический сон спящей красавицы. Пока война всех со всеми и душевное одичание не вторгаются в его собственный дом, не разрушают ту иллюзию семьи и личного счастья, которыми он живет.
Удивила вторая часть. Кроме «маленького героя», учителя, появляется герой-«романтик» - немецкий коммунист, горбун из угольных копей, приехавший в Россию вслед за большими идеями будущего. Возникает интереснейшая коллизия. Горбун пытается воздействовать на архаичное сознание немецких крестьян через традиционную сказку, видоизменив ее и наполнив новыми мотивами, и в этом ему первым помощником становится учитель.
И ведь мы видели в сообществе «Музей детской книги» множество примеров подобной обработки фольклора! Автор замечательно использовала литературный материал 20-30-х годов для создания своей художественной реальности.



Горбун тоже живет иллюзией: уже не личного, а общего счастья, которой искренне болели многие коммунисты. Иллюзии гибнут, и не только под жесткой машиной новой государственности, но и отторгаются теми, кому вроде бы призваны служить. Горбуна убивают крестьяне. А учитель отмечает через десятилетие, что все, что тем построено в селе, по-прежнему стоит и нужно людям…
Пишут, что Яхиной не удался образ Сталина. Но кажется очень значительным момент, как вождь во время полета ощущает величие своей страны. И эта иллюзия великой страны ведь нам нужна до сих пор? Хотя бы в глубине души, памятью из детства…
Книга бесконечно грустная, тягучая, течет, как волжская вода. И в чем-то глубинном детская; наверно, в том, что черпает душа из детских книг, школьных уроков литературы и фильмов про беспечных беспризорников. Сцены с беспризорником, пригретым учителем в своем доме, - из самых колоритных. С мальчишкой уходит в большую жизнь дочь учителя. И сказочный дом «вне времени» пустеет. А книга завершается кратким послесловием, достойным стать отдельным романом, так оно трагично.

Previous post Next post
Up