Национальная опера Украины, 04 февраля 2014г.
Часть 1
Поскольку причин, побудивших меня посетить вчерашний Щелкунчик, было две, я полагаю логичным разделить свой отзыв на две части и высказаться о каждой из них. Вообще то, наш киевский Наткрэкер я не люблю - бо він страшненький:) Дуже-дуже:) Мадам Левитская, эта штатная единица НОУ, во многих спектаклях себя утруждать не любит. Зачем?! И так съедят. И так главная художница киевской оперы по мастерству очень далека и от Злобина с Ипатьевой, и от приглашенных львовян братьев Рындзаков (великолепный "Ярослав Мудрый"! Оформление превосходит саму оперу!), но в некоторых спектаклях она окончательно теряет профессиональную совесть (см. балет "Каприсы"). Я видела в бедных провинциальных театрах, с крайне ограниченным бюджетом, вещи намного более презентабельные, интересные, стильно-фантазийные, чем ее поделки вроде Щелкунчика.
Любовь к затасканным тряпкам серо-сизых оттенков у мадам Левитской, вероятно, со времен ее же замшелой "Травиаты". Когда в начале второго действия на фоне такого задника, в дыму, лакеи в расписной повозочке везут Клару и Принца в сказочную страну, в Конфитюренбург, или куда там еще, то главные герои выглядят погорельцами, которых сдают в будинок соціального піклування.
Такая елка внушает мне суеверный ужас - она сильно похожа на старорежимные похоронные венки, какая-то погостовско-кладбищенская тема, с суровой мутной зеленью и оплывшими свечами.
А семейство Штальбаумов, похоже, крайне стеснены не только в средствах, но и во вкусе.
Особенно доставил диковатый Буратино, держащийся корявой деревянной ручкой за пах. А картина в левом нижнем углу во время спектакля мне сильно напомнила знаменитые "Три Богатыря", очень популярные в казенных советских учреждениях в 80-е. Только сейчас на фото рассмотрела и увидела, что это оказывается какой-то блеклый пейзажик был.
В принципе, по ощущениям, Штальбаумы обитали на захламленном чердаке - темном, пыльном, с кучей лишних ненужных вещей, которые давно бы пора выбросить, да все никак руки не доходили. При том, что прорисовано все нарочито грубо, какими-то неаккуратными мазками, а выбранные цвета производят впечатление аляповатое и безвкусное. Вот честно - мадам Левитская, а Вам не стыдно за такую работу?!
Вот по вышеуказанным причинам я и не люблю наш Щелкунчик, он меня как-то гнетет. Однако же, резоном посетить его вчера послужил дебют Юлии Москаленко в первой главной партии на нашей сцене. И поскольку время у меня появилось, я не преминула воспользоваться предоставленной возможностью, чему вообще очень рада:)
Во-первых, было очень приятно увидеть Ксению Иваненко - жену советника Штальбаума. Я очень скучаю по ведущим партиям в исполнении этой талантливой и яркой характерницы. Мне не хватает ее статной Девушки в белом, ехидной Мэдж, порочной Низы, трогательной Мадам Хортонс. Как то не густо у нее с партиями было в этом сезоне. Все в каких то графинях Сибиллах выходит. Ну хоть вчера увидела. Оказалась очень милая семейная идиллия - советник Штальбаум был таким восторженным светским лопушком, а на самом деле руководила всем жена:)
Дебют мадемуазель Москаленко оставил в моей зрительской душе позитив. Самое главное - она не выглядела ученицей, школьницей, а пусть и неопытной, пусть начинающей - но уже артисткой. У нее хорошие природные данные, вчера она была в отличной форме, танцевала в целом аккуратно и старательно. Явные технические проблемы были на фуэте - я их в принципе не считаю, но по ощущениям их было как то мало, не получилось сразу взять хороший форс, ее повело вперед так, что оркестровая яма оказалась угрожающе близка, а закончила она этот элемент встав на обе ноги. Рановато ей еще такие трюки делать, рановато.
Честно говоря, из кватро Чебыкина-Муромцева-Шевченко-Москаленко, именно она мне кажется пока наименее артистически выразительной. Рациональная такая девушка, трезвая, с "холодной" головой. В ней безусловно есть хрупкость и легкость, а вот актерской теплоты, харизмы, умения "зажечь" зал я в ней еще не чувствую. Вот и Клара у нее получилась - эдакая рассудочная девушка-отличница, все у нее распланировано и по полочкам разложено. Маленькая семейная аккуратистка весьма целеустремленно обращается к Дроссельмейеру и сразу понимаешь: уж эта куклу из него вытрусит:) А как козырно она метнула тапочек в спину раздобревшего Дацишина! Метко так, прицельно! Хи, этому театру ничего не угрожает, пока у него такие дебютантки:)
Дуэт с Яном Ваней по большому счету сложился, хотя наш чешский легионер верен себе - автономно существующая девичья греза. Получить от него эмоциональный отклик под силу только опытной и искушенной артистке, вроде Алаевой. А с юной мадемуазель Москаленко Ян Ваня ограничился хоть и высококачественным, но общим балетно-кавалерственным посылом: улыбаемся и носим, носим и улыбаемся:)
Для интересующихся цветами - вчера их было две солидные кучки: побольше у Москаленко и поменьше у Вани. И даже господину Власенко кто-то принес букетик. Гы... Я бы точно не принесла за такую дирижерскую работу:)
Так что поздравляю с дебютом и желаю творческого роста. Работы конечно предстоит много, но мадемуазель Москаленко имеет все данные, чтобы в будущем стать крепкой ведущей солисткой. Кстати, отмечу, как она провела поклоны: очевидно, г-жа Москаленко их смоделировала с некоей пафосной примы, полной высокого прима-балеринского достоинства и неоспоримого величия. Когда так кланяется юная дебютантка это выглядит несколько трогательно-забавно - как девочка 10 лет, одевшая мамины туфли на шпильках. Кстати, это вовсе не "шпилька" от меня - мне поклоны понравились, просто как то необычно было.
Часть 2
Второй причиной, побудившей меня посетить вчерашний спектакль, было появление в сольной партии Испанской Куклы Юлии Кулик - она произвела на меня очень большое впечатление в вариациях Раймонды своей общей нежностью, мастерством и какой-то удивительно легкой стопой. Как сказали мне знающие люди, г-жа Кулик была де-факто прима-балериной Донецкого театра оперы и балета, а так же является заслуженной артисткой Украины (кстати, сайт НОУ в выписках на спектакли об этом стыдливо умалчивает - почему?).
В общем, на счет Юлии Кулик мы с Альсандр Сергеичем пошептались сразу же после Раймонды, а вчера я пришла для final touch of artistic impressions. И я его получила:) Желаю госпоже Кулик профессиональных и творческих успехов, а руководству НОУ - обратить внимание на наличие в своих рядах таких ценных и многоообещающих кадров. Это только первый сезон Юлии Кулик у нас в театре, и хочется надеяться, что в будущем ее будут активно задействовать в репертуаре.
Заслуженная артистка Украины Юлия Кулик
Она так грациозна, светла, легка,
Ее нежность - талант, доступный немногим.
Сцена мягко стелется ей под ноги,
Словно кто-то рукой разглаживает шелка.
Словно кто-то рукой разглаживает фатин,
Млечный путь ночной горизонт объемлет,
Так спокойно и радостно сцена внемлет
Девушке с Винтерхальтеровских картин.
Словно небо смотрится в облака,
Эвридика послушна зову Орфея,
Так любуюсь я танцевальной феей,
Чья улыбка - тиха, а стопа - легка.
Это, в целом, очень свободный маркет,
Зритель крой и фасон почитает любой.
Я ж, прельстившись чудной такой волшбой,
Выбираю арабесков ее пан-бархат.
Для спектакля весьма профитабельный транш:
Где-то в кордебалете, на зависть снобам,
Та, что в танце равна августейшим особам,
В театральный венок свой вплетет флер-д’оранж.
Будь я самый яростный либертин,
Жирондист, якобинец, шальной мятежник,
Я б пленилась шармом ее безбрежным,
Девушки с Винтерхальтеровских картин.
Одаренность, как прежде, - жива и близка,
Пусть все вьюги земные бессовестно снежат,
Сердце творчества снова нас греет и нежит -
Словно кто-то рукой разглаживает шелка...