Forza di Belezza, или Вива, Раймонда!

Jan 31, 2014 18:19

30 января 2014г., Национальная опера Украины

Наиболее морозоустойчивый и бесстрашный киевский зритель, не испугавшийся крепких -20 за вечерним окном и печальных реалий нынешней политической обстановки в городе, получил прекрасную награду в виде ярких впечатлений от великолепного спектакля. А так же бонус - отнюдь не фигурально выражаясь, можно было «заплатить 50, а сесть на 500». Зал, увы, был заполнен процентов на 60: даже в партере зияли кое-где пустые ряды, ложи и ярусы были населены в основном по центру и в первых рядах. И я тоже обратила внимание на вопиюще одинокую даму в императорской ложе бельетажа в первом действии. Правда, ко второму действию к ней подтянулась компания, но и то только на первый ряд. Конечно, с одной стороны это грустно, но с другой - те, кто пришли, роскошествовали и меняли дислокацию по своему усмотрению. Ну и совестливо пытались компенсировать артистам свою малочисленность теплотой зрительского приема. В силу оных обстоятельств, я тоже рискнула пересесть, но так, чтоб воспользоваться такой редкой на балетах возможностью и сделать фото по ходу спектакля (как то были ко мне вопросы, поэтому повторюсь, что снимаю естественно всегда без вспышки, аппарат у меня очень тихий, да и сесть вчера можно было практически где хочешь, ровным счетом никому не мешая).

И я очень рада, что эта редкая возможность возникла именно на Раймонде. Потому что наша киевская Раймонда - это удивительной красоты спектакль, художественное оформление которого достойно наивысших похвал. Я вообще высокого мнения об Андрее Злобине и Анне Ипатьевой, чей творческий тандем известен далеко за пределами Украины, но тут просто хочется восторгаться как ребенок.



Художники создали просто удивительный мир - укутанный пастельной дымкой, с изысканно плывущими обрисами силуэтов, изящной проработкой мельчайших нюансов и деталей. Воистину сказочный мир дивных грез и детских фантазий, в который хочется вглядываться, в котором втайне хочется остаться навсегда...



Нежный и уютный, этот мир обвивает сценическое пространство так же нежно и легко, как белый шарф - плечи юной Раймонды де Дорис.



Крайне редко я настолько проникаюсь работой театральных художников, что мне хочется всматриваться в малейшие тонкости и подробности, но это именно тот самый уникальный случай.



Браво, просто браво создателям этого шедевра!!! Киевские зрители - идите на Раймонду! Такой изысканности, изящности, поэтичности в оформлении спектакля Вы мало где найдете. Оно само по себе создает удивительную атмосферу и настраивает на ожидание чуда творческого перевоплощения артистов. А уж когда в дело вступает проникновенная музыка Глазунова и пленительная стихия академического танца - создается настоящее достижение театрального искусства.



Сергей Сидорский и Наталья Лазебникова

Холодные, схоластичные классические позировки выглядели вчера ожившим гобеленом, пиром для глаз и сказочно-изысканным торжеством красоты - красоты творчества, красоты человеческого тела, красоты человеческой души. Forza di belezza спасет этот мир, будем надеяться!



Киевская Раймонда в редакции г-на Яременко получилась сказочно-камерной, душевной и совсем не помпезной. Я скажу честно - досмотреть запись классической трехчастной Раймонды терпения мне так и не хватило. Записи я и так не очень люблю, а тут еще и эта затянутая парадность, холодная куртуазность и бьющая по глазам "придворность" позднего шедевра 80-летнего Петипа. Я читала пару давних критических рецензий на нашу Раймонду. Признаться, то, за что ее поругивали знатоки, мне как раз и понравилось - сюжетно-сценическая динамика, стремительность действия, грамотное преподнесение всех сокровищ балета без того, чтобы уморить обычного зрителя монументальной неспешностью. К тому же, как и Лебединое Озеро под ред. Ковтуна - это визуально компактный, "гастрольный" спектакль, из числа тех, чья постановка является стратегически важным решением руководства, которое заботится о благополучии труппы и дома, и в гостях. Что же, мне как киевлянке и зрительнице очень приятно, что когда НОУ выезжает с такой Раймондой - театр несомненно выглядит более чем достойно. Это та Раймонда, с которой можно "и в пир, и в мир, и в добрые люди".

Теперь мне становятся понятными эстетические и эмоциональные страдания тех киевских зрителей, которые прикипели к нашей Раймонде всей душой, но при руководстве г-на Матвиенко, который возил этот спектакль в Италию, остались без него, и вымещали свою горечь и обиду на форуме:) Это действительно сливки киевского балетного репертуара, и зрителя без них оставлять нельзя - не получив желаемую порцию эндорфинов, он, зритель, нервничает, дичает и впадает в разную степень свирепости:) А если в качестве заменителя дивно-прекрасной Раймонды ее поклонникам предлагается фонограммно-голоторсовый Клюг - этот честный европейский сэконд-хэнд, то я понимаю, почему эмоциональная реакция некоторых зрителей на репертуарные изменения прошлого руководителя - как на зловредно-залетное чудо-юдо, святотатца и кощунника:) Но это так, к слову.

Вчерашний спектакль оставил самые приятные впечатления. Очень неожиданно запомнился крохотный дебют в вариациях в первом акте Юлии Кулик. Эта девушка, выступавшая перед Юлией Трандасир, - просто находка. Прирожденная грация, какая-то удивительно легкая стопа, сильная пальцевая техника, стилистическая точность - браво! Буду ждать появлений этой юной леди с большим интересом. Интересно, давно ли она у нас в труппе, это выпуск после училища или начали продвигать артистку кордебалета?

Друзья Раймонды поставлены обезличенно - такой неиндивидуализированной элегантной кучкой. В этой кучке моими фаворитами стали (прогнозируемо, хе-хе)) Никита Сухоруков и Анна Муромцева.



Никита Сухоруков и Геннадий Петровский

Никита блеснул общей уверенностью, отточеннностью и законченностью позировок опытного солиста, а так же обезоруживающей белозубой улыбкой. Ждем, очень ждем его Франца в феврале, хи!



Анна Муромцева и Геннадий Петровский

Мадемуазель Муромцева, по-моему, была страшно рада станцевать хоть что-то сольное. Журчала по сцене плавным ручейком, и в целом очень мило выступила, по-прежнему демонстрируя чутье на красивую акцентуацию поз. Правда, как показалось, у нее еще слабоваты стопы. Она мне очень интересна после чудесной Принцессы Флорины, так же буду ждать новых выходов.

Геннадий Петровский и Юлия Москаленко в кучке друзей смотрелись послабее - не так уверенно, не так аккуратно, хоть в целом и неплохо. В вариации Москаленко пошел какой-то разнобой с оркестром, по ощущениям были даны невыносимо длинные темпы, неудобные для молодой солистки, вынужденной двигаться по-черепашьи. Петровский после своего маловыразительного Париса все же обрел лоск и некоторую артистическую отшлифованность, но технически заметно уступал бывшему премьеру Детмуза Сухорукову.



Екатерина Козаченко

Екатерина Козаченко в Белой Даме скорее понравилась, чем нет. У нее красивые линии и замечательное сюиви, что было как нельзя кстати. Все же ее конек - образы, где можно обойтись одной доминирующей эмоцией (вроде Мирты), ибо артистический диапазон ее очень ограничен, а в партиях типа Никии помимо драматических и образных погрешностей вылазят еще и большие технические проблемы. Вчера она была хороша, отлично сложился дуэт с Лазебниковой - грациозно они обе управились сразу с двумя шарфами. Ее Белая Дама - хваткое семейное привидение, заинтересованное прежде всего в профитах продления своего христианнейшего рода, а не в смешивании драгоценной провансальской родословной с разными там заезжими сарацинами, ну их к бесу с их мануфактурными изысками. Чувства самой девицы Раймонды эту Белую Даму не так уж и заботят - зачем, если на помощь всегда придет древнее семейное волшебство?! Рослая г-жа Козаченко возвышалась над двумя возлюбленными хитрой потусторонней свахой с ушлыми глазами и цепкими длинными ручками. Почему то мне подумалось, что такой семейный "покровитель" при определенном стечении обстоятельств вполне может стать семейным кошмаром:) В первом действии г-жа Козаченко была вполне аристократична, но во втором меня сильно смутил ее наряд - на длинную тунику сверху накинуто нечто вроде ливреи с полами, и повсюду свисают длинные белые то ли перья, то ли водоросли. Жах якЫйсь, чесне слово!

И тут то я и подобралась к главному трио! Як приємно:) Начну с того, что несколько разочаровало и удивило одновременно.


Сергей Сидорский в Де Бриены влетел по замене после травмы Андрея Гуры. И, в общем, это было заметно. В первом акте я его с трудом узнавала - выглядел как-то устало и опустошенно, прыгал низко, не было ощущения полета, поскользнулся, сбоил на приземлениях, по ощущениям, просто берег и перераспределял силы, чтоб хватило на весь спектакль. Сидорский, с его невероятно выразительным лицом и великолепной мимикой, вдруг впал в меланхолическую и скорбную маловыразительность. Этот малокровный и анемичный Ромео ну никак не мог составить серьезную конкуренцию темпераментному пришлому сарацину в битве за сердце Раймонды. Свой высочайший уровень Сергей подтвердил только во втором акте - в сольных вариациях выложился с истинным премьерским шиком. Браво! Спасибо огромное артисту за спасение спектакля и за второй акт, но зритель - он все видит:)

Тускловатому Де Бриену Сидорского в первом действии судьба послала то еще испытание - видеть, как любимая девушка и определенно будущая жена не на шутку, а всерьез увлеклась сногсшибательным чужеземцем. Чужеземец - конечно, тот еще хлопец, с истинно наполеоновской тактикой в отношении провансальской графини: "пришел, увидел, победил". Вот как пришел, как увидел, так сразу и снял халат


Принял боевую стойку


И сразу к делу:


Причем со всем пылом и арсеналом восточного соблазнителя. Уж он и в ногах валялся


И восхищался, и улещал, и откровенно "домагивался"


Самое ужасное - таки своего добился, стервец! Самоустранившийся грустный Де Бриен победил совсем не силой своей любви, а поразить сарацина смог только после помощи ушлого фамильного привидения своей нареченной, да и то - Раймонда Лазебниковой так истово убивалась по Абдерахману, так яростно отвергала его убийцу, что сойтись с Де Бриеном ее мог заставить только нечестный колдовской приворот. Тут впору было Белой Даме подобно Колдунье Мэдж в финале похихикать, потрясая белыми "водорослями" и грозя длинным пальчиком.

Чеботарь-Абдерахман был знойным и страстным erotic dream любой девушки, а не только юной провансальской графини, дотоле знавшей по отношению к себе только сдержанную куртуазность высокородных рыцарей.



В первом действии Наталья Лазебникова была истинной Джульеттой в розовом платиьце, не познавшей жизни и мужчин. Какой сюрприз ее ожидал:) Дуэт с Дмитрием Чеботарем был роскошен - очень созвучно, проникновенно, интересно. Чеботарь в Абдерахмане поразил тем, что при его массивном сложении записного героического характерника легко взмывал вверх, словно играючись, делал сложные элементы и был очень внимательным, надежным партнером. Артистизм его был достоин самых теплых слов, убедительно справился и со своим коньком со времен Тибальда - динамичными сценическими боями. Жаль было мне его умирающего сарацина, очень жаль:) Правда, забавный сверкающий золотой нагрудник в первом действии делал его похожим на какого-то цыганским барона. Впрочем, это уже мои придирки:)

Раймонда - как оказалось, партия очень каверзная и хитрая, для коей артистке необходима удивительная легкость, способность "проговорить" всем телом мельчайшие нюансы этой изысканной, тонкой хореографии, природное изящество и чувство стиля и позы. Все это было вчера в избытке у Натальи Лазебниковой. Я вдруг словила себя на мысли, что только у нее и у Елены Филипьевой настолько прелестные "поющие" кисти. Во втором акте, в вариациях на венгерские мотивы, она просто поразила меня своей удивительной кантиленностью, музыкальностью, отточенностью движений и благородством. Искренне отдаваясь неизведанному чувству, эта nobile donna уже почти вручает свое сердце Абдерахману, да не сложилось. Конечно, брак с Де Бриеном ее ждет удачный, но вот что-то мне кажется, что с каждым годом супружеской жизни истовая страсть палкого залицяльника ее юности будет вспоминаться этой Раймонде все больше и больше.
Так что красота в ее случае мир хрупкой первой любви не спасла, но успешный брак принесла, что в принципе вполне неплохо.

Резюме: Это был славный спектакль, господа! Благодарю постановщика, артистов, оркестрантов и всех причастных за него! И по просьбам - фото с поклонов.




Дмитрий Чеботарь, Раймонда, Сергей Сидорский, Наталья Лазебникова

Previous post Next post
Up