Шехеразада
Национальная опера Украины, 19 июля 2014г.
Завершать сезон зрителю нужно со вкусом - и почему бы этому вкусу не быть ориентальными пластическими пряностями из наивно-экзотической Шехеразады? У Вашей покорной слуги было несколько резонов посетить этот спектакль: во-первых, ожидалась премьера в Золотых Рабах Александра Стоянова (хоть на сайте и не обозначено, но я не нашла никаких свидетельств о том, что он это раньше в НОУ танцевал), а вот вторую причину я распишу отдельно.
Синобу... Наша дорогая трудяжка Синобу - добросовестная, безотказная и вечно готовая помочь и коллективу, и зрителю. За два года посещений НОУ я уже поняла, что если грядет какая-то перетурбация афиши или замена разной степени срочности, то упадет она скорее всего либо на крепкие мужские плечи Александра Шаповала, либо на хрупкие женские - Синобу Такиты (или на оба сразу - что тоже бывало).
Особенно органично и выигрышно Синобу смотрится, конечно, в "восточных" партиях - Зобеидой или все той же Восточной Куклой в Щелкунчике. Маленькая, лукавая, экзотичная и по-своему очень обаятельная Синобу тут имеет все шансы "переиграть" партнера, хотя ее хореографические красоты весьма и весьма далеки от идеала. Однако, даже рядом со звездным Игорем Колбом хитренькая гаремная жена Синобу выглядела очень достойно. Просто потому что автентична и очень уверенна. К тому же, в Зобеиде у Синобу прекрасная мимика - она с большим счетом выигрывает у некоторых наших других Султанш, которые превосходят ее в природных данных или пластической выразительности. А еще мне очень интересно наблюдать вежливую японскую диаспору, которая периодически посещает выступления заслуженной артистки Украины Синобу Такиты - так сказать, наочный пример плодов глобализации искусства:)
...Полагаю, тут по зрительской логике мне следовало бы перейти к тому, что Синобу хоть и автентична и хороша, но вот дебютирующий премьер и один из действительно сильнейших артистов НОУ Александр Стоянов был в дуэте ведущим и выложил такие-то и такие-то козыри, поразил тем-то и тем-то, а в целом похоже это было на то или на это... Так вот - ничего подобного я тут не напишу, потому что ничем меня г-н Стоянов не поразил и изюминок никаких у его Золотого Раба я не увидела вовсе. Более того, к нашему признанному премьеру, чей репертуар в этом сезоне успешно обогатился Зигфридом и Альбертом, у меня абсолютно неожиданно образовалось почему-то довольно много претензий - причем как к образу, так и к технике (что уже совсем удивительно!), но я все-таки попытаюсь их артикулировать.
Вот как раз с техники и начну. Увы, но впервые я увидела Золотого Раба, который походил на тренирующегося конькобежца на ледовом стадионе. Сначала это были небольшие, однако довольно заметные соскальзывания после завершения прыжковых элементов, но когда где-то в третий раз г-н Стоянов проехался в полуприсяде метра полтора в направлении левой кулисы и чуть не сшиб при этом Синобу, то все мои соседи откровенно засмеялись, и спереди и сзади послышалось: "...а тормозной путь великоват... ну как корова на льду...". Простите, но из зала это выглядело крайне непрофессионально! У всех случаются премьерные ляпы, но техническая форма Золотого Раба г-на Стоянова наводила на мысли о том, что эту партию он очень недооценил или не доработал как надо. Чего ему не хватило - цепкости стопы, хорошей координации, банального количества репетиций или еще чего, пусть разбираются профессионалы. А вот меня как зрителя увиденное абсолютно не устроило!
Полагаю, не устроило еще и потому, что гораздо выше техники я ценю образность и артистизм (за который я всегда готова все простить), но и тут, в моих глазах, у г-на Стоянова не сложилось.
Как по мне, характер дарования Александра Стоянова просто никоим боком не попал в стилистику Шехеразады, и, в отличие от органичной Синобу, он в этих эротичных гаремных штучках выглядел яблоком на финиковой пальме: не с того дерева фрукт. Насколько я ощущаю Александра - у него всегда очень элегантный, "европейский" пластический рисунок, к тому же еще и с налетом легкой иронии, что очень помогает ему нивелировать претенциозность какой-нибудь вампуки - например, в его блистательном "Корсаре".
Или вот повезло мне как-то увидеть его совершенно роскошного Тореадора (когда эту партию еще не закрепили пожизненно за Шаповалом и, не к ночи будь помянут, Кривоконем). Только у Стоянова прозвучал потрясающий хореографический акцент - его Эскамильо "подманивал" к себе "быка" (Рок) соблазнительно завлекающими руками, при этом смеряя его холодным, насмешливо-оценивающим взглядом. У Александра Стоянова в отличие от, например, простодушного и прямолинейного Яна Вани, в партиях возможно наличие какого-нибудь скрытого контекста - это одновременно и увлекательно, и захватывающе, но может быть и спорным. Например, его Петрушка - это не пронзительно-душевно, не на разрыв аорты, как у Константина Пожарницкого, а изящно-изысканно, как у французского мима. Если финал Петрушки-Пожарницкого был таков же, как и у Шута Олега Даля в "Короле Лире" (что-то такое абсолютно шекспировское: "а дальше - тишина..."), и эта звенящая тишина стучала в мои виски гулкими сердечными ударами, то элегантный Петрушка-"Марсель Марсо" в трактовке Стоянова мог бы просто поднять голову и улыбнуться: представление окончено, господа! Можно тоже было вздохнуть и улыбнуться в ответ.
Это я к тому, что Стоянов - действительно очень одарен и самобытен, но в некоторых партиях я не всегда его воспринимаю. Все нижеследующее конечно стоит списать на мои личные зрительские тараканы, но более "не-гаремного" Раба я не видела вообще никогда. Г-н Стоянов с первого же выхода напомнил мне какого-то переодетого французского шевалье, непонятно каким макаром оказавшегося в совершенно чуждых для него условиях. И все это только подчеркивалось упоительно-естественной, томно-эротичной Синобу. Рядом с ней премьер смотрелся наемным чертежником, добросовестно переписывающим чьи-то чужие инженерные наработки, в то время как раскованная Синобу вдохновенно проэктировала свой личный ДнепроГЭС:)
Конечно, любая премьера есть плюс - можно хотя бы увидеть, что из себя потенциально представляет артист в предложенном образе, по Сеньке ли шапка, так сказать. Так что я г-на Стоянова поздравляю с новоосвоенной партией и благодарю его за труды, но вот результат лично меня совсем не впечатлил. Не стал Александр Стоянов для меня ни Золотым, ни Рабом. Ну что же - значит, для кого-то другого стал...
...И о причине №2 похода на Шехеразаду. Эта причина столь неожиданна, сколь и грустна... Знающие люди рассказали мне, что Юрий Романенко - лучший комический характерник Национальной оперы Украины - в этом сезоне завершает свою сценическую карьеру. Услышав это, мне стало невыразимо печально... Потому что господин Романенко задевал меня на глубинно-творческом уровне и был героем моих поэтических стансов - а это чувство Донья запоминает навсегда:)
Конечно, тяжело прощаться с тем, кого ты видел во многих образах, кого ты ругал и разносил, слегка замечал и бесконечно восторгался. Я хихикала над бархатными штанцами его сановного Каталабюта - которые выглядели так, как будто их по очереди носили сразу несколько нумерованных Людовиков, а потом почистили и переслали в качестве гуманитартной помощи одному материально-стесненному театру на задворках Европы. Я однажды разнесла его Черного Рыцаря в РиДж - который как засыпающий слон в посудной лавке растоптал все Шекеринское средневековье и испортил лично мне весь первый акт. Я поэтически восторгалась его Трактирщиком из Дон Кихота - потому что это было сильно, очень сильно! Я ждала и радовалась его Кондитеру, я хвалила его эксцентричного и вредного Синьора Помидора, я смеялась над его забавным Гномом из Белоснежки. У меня просто захватывало дух от гладиаторских мизансцен в "Спартаке" Шекеры ("Оргия", "Раскол в лагере Спартака") - там сложился удивительный ансамбль при непосредственном участии г-на Романенко.
Печально, очень печально осознавать, что этого для меня больше не будет на сцене НОУ. Будут какие-то другие эмоции, может - сильнее, может - слабее (кто знает), но вот ЭТОГО точно не будет... Ну что же, вот я и пошла взглянуть на последнее сольное выступление любимого комического характерника. Так получилось, что букета я не принесла, а фотографии г-на Романенко с поклонов на этот раз, как на зло, почти все засветились и размылись. И вот я и выкладываю одно-единственное хоть как-то получившееся фото, а заодно - ворох моих непричесанных зрительских чувств. А еще - я искренне желаю Юрию Романенко успешно реализоваться в "несценической" жизни.
Удачи Вам во всем, господин АРТИСТ!
Юрий Романенко
Духом театра, безбрежным его океаном,
Сильным, уверенным, смелым. Сперва - безымянным,
Тенью кулисы, родной принадлежностью сцены,
Чем-то глубинным, бессменным и неизменным.
Ломаной птичкой в программке, характером ярким,
Мудрым, смешным, и для зрителя - лучшим подарком.
Неповторимыми Санчо, Кондитером, Гномом Апчхи,
(И уж конечно куда даровитей, чем эти стихи),
Кладезем чувств, что у сердца теперь не отнять,
Были Вы для меня...
Аплодисментами, шумной и пестренькой тучей,
Калейдоскопом огней, голосов и созвучий,
Дамочкой в первом ряду в ценном брэндовом платье,
"Задирижорьем", "заямьем" и "запокатьем".
Пафосом литерных лож, веселухой галерки,
Скопищем душ - то блаженных, то злобных, как орки,
Остроязыким, насмешливым форумным эхо,
Мерой провала, и (все же!) мерилом успеха,
Парой внимательных, вечно придирчивых глаз.
...Кем я была для Вас?
Ни разойтись, ни сойтись нам над рвом оркестровым,
Славно рыбачили вы - поздравляю с уловом!
Как ни старался б артист, дирижер, музыкант,
Зритель - премудрый пескарь: он клюет на талант.
...Что ж так внезапно и странно в груди закололо?
Бризом морским близ портового южного мола
Солью плеснуло, туманами вдаль повело,
Щиплет мне веки... Last solo... Ну вот и пришло...