Pure argentum: киевская выставка одесского сокровища

Jul 19, 2014 15:55

Щелкунчик

Национальная опера Украины, 17.07.2014г.

Как я погляжу, киевская околабелетная апчественность широко осваивает новые методы грамотного маркетингового продвижения спектакля в зрительские массы - ненавязчивый анонс на профильной форумной ветке прямо накануне или в день события. Что же, это похвально, и, надо сказать - это работает. Я вот например со своими поездками вообще забыла про выпускной концерт детей КМУАТа, а увидев напоминалку - посопела, подумала и пошла. Почти так же было и со Щелкунчиком 17 числа, на который на сайте НОУ уже давно была обозначена Трандасир, и поход в принципе был мне интересен, но именно анонс любезного Марка в день спектакля сподвиг меня на то, чтоб в июльскую жару под 30 градусов пойти и посмотреть на детскую снежную елочку.

Вообще-то, не нужно быть знатоком балета, чтоб увидеть, что в целом труппа устала, очень устала... Потяжелевшие снежинки натужно выделывали необходимые па, но их утомленные корпуса и тяжелые ноги клонились к земле осенней листвой. В битвах Мышиного Короля с воинством Щелкунчика был тотальный несинхрон. Но убийственно-трогательным для меня стал "Розовый вальс": я так понимаю, что многие артисты сейчас на гастролях в Японии или вообще уже в отпуске, так что наскребли по сусекам кого смогли. А смогли в основном две группы - признанных и заслуженных ветеранов, и практически нерастанцованных выпускников училищ этого года.

Поэтому это был не "Розовый вальс", а какое-то "Белое солнце пустыни" - просоленный и обветренный товарищ Сухов в выцветшей гимнастерке сугубо на чувстве долга бредет по пескам, а во след ему семенит юный необстреляный Петруха. Нет, я конечно понимаю энтузиазм руководства, которое втулило свеженьких выпускников КМУАТа сразу в первую линию кордебалета, но в силу такого занимательного решения зритель имел возможность очень близко наблюдать перепуганные детские глаза, которые перманентно косили сразу во все стороны, пытаясь не отстать от соседей. Ох, Гюльчатай, Гюльчатай...



Так получается, что на семейство советника Штальбаума я обращаю внимание только тогда, когда его жену танцует Ксения Иваненко. У нашей характерной примы такой великолепный stage presence и сценическая харизма, что маленьких ролей для нее просто нет. Вот и днями, статью и аристократизмом она была похожа на графиню Козель - настоящую светскую даму с загадочным прошлым и не менее интересным настоящим (ну там, парочкой влюбленных монарших особ в рукаве), о котором даже не догадывается ее восторженный простофиля-муж:)



Не часто заслуженного артиста Украины Александра Шаповала можно увидеть в партии Испанской Куклы. Но, как видим, можно иногда:) Правда, я боюсь, что г-н Шаповал несколько поддался общей тенденции - выступил несколько ниже собственного высокого уровня. Показался каким-то озабоченным и обеспокоенным. Ну испанец/латиноамериканец то у него получился, конечно, но такой... Узнавший, что на его фазенде пеоны поднимают бучу, и спешащий бегом-бегом именно туда, а тут как на зло его еще на какие-то балы приглашают... В общем, чисто из-за природной "кабальеристости" не смог синьоре отказать и таки сплясал:) Его партнерша понравилась меньше - девушка гибкая, у нее хороший шаг и она попыталась эмоционально вложиться в этот номер, но вот руки мне все портили: расхлябанные, неотточенные, "смазанные" движения. Да и артистического блеску хотелось бы побольше.



Зато сколько угодно блеску было в русском танце. Отчего то вспомнилась старинная комедия "Девушка без адреса", в котром вахтер театра оперетты тоном знатока поучал юную покорительницу Москвы, желающую стать артисткой: "Каскаду бы ей, каскаду!". Я подозреваю, что это и был тот самый пресловутый "каскад", в переводе со слэнга середины 1950-х, - бьющий через край артистизм и способность зажечь зрителя. Очень понравился Ярослав Ткачук - стремительный, яркий и органичный.



По большому счету, наша Синобу не отличается ни гибкой спиной, ни техническими изысками, ни особенными красотами линий. Но вот в восточном танце она хороша - прежде всего своей ориентальной автентикой. Молодой человек был несколько скован и проигрывал ей в выразительности.



Я еще в начале прошлого сезона писала про Сергея Клячина, что по-моему театр не дает ему возможностей для творческого развития. Можно, конечно, перманентно сидеть на партиях Вишенок, Королевичей в Белоснежке и друзьях Раймонды, но когда артист чувствует, что он способен на большее, то он начинает внутренне "закисать". У меня ощущение, что г-н Клячин уже в душе смирился с тем, что серьезных, драматических образов ему не видать, а нынешний репертуар ему не особенно то интересен. И я могу тут только посочувствовать...

Потому что конечно мне как зрителю очень обидно, когда Сергея Кривоконя - мужа прима-балерины Мацак, до слез деревянного и хореографически беспомощного, вытаскивают из третьей линии кордебалета (где ему самое место) и тянут зубами за уши на ведущего солиста, в то время как куда более одаренные Ярослав Ткачук, Геннадий Петровский и Сергей Клячин и близко не имеют таких преференций и возможностей. Простите, господа, это главный театр страны, или частная богадельня "Анико и друзья приглашают"?!

Сказать, что выступление г-на Клячина в Щелкунчике было плохо, я не могу. Технически довольно уверенно (правда, были и отдельные неряшливые приземления), но вот образ меня как то не сильно впечатлил. Более всего Принц г-на Клячина походил на мальчика Кая - местами примороженного от неясных перспектив. Если это была девичья мечта, то уж точно далеко не для каждой юной отроковицы.

А вот прежде чем начать повествовать о главной героине вечера, я хочу сделать краткое лирическое отступление. Так получилось, что аж где-то под конец второго сезона походов на балеты Ваша покорная слуга стала постепенно интересоваться работой педагогов-репетиторов. Действительно, обращать на этот момент внимание или задумываться начинаешь только тогда, когда приобретешь определенную "насмотренность". Только при наличии зрительского багажа уже начинаешь сопоставлять спектакли, выступления, и взгляду открываются какие-то ранее скрытые вещи. Как я понимаю, в НОУ есть 3 категории педагогов.

1. Протиратели штанов-юбок и бездарные проедатели казенного довольствия. Это их Одетты со стажем 10 лет в штате так и зияют мертвыми, неестественно вывернутыми кистями рук, потому шо педагог так и не сподобился помочь это исправить, ибо очевидно и сам не умеет и не знает как. Это их подопечные, как парашютисты, годами тянут за собой волоком из спектакля в спектакль стропы одних и тех же технических ошибок.
2. Добросовестные рабочие, которые воспитывают честных трудящихся сцены. За их учеников никогда не стыдно, выступают они достойно, часто тянут на себе весь репертуар, но очевидно наличие некоего "стеклянного потолка", достигнув которого такой педагог уже немного может дать своему ученику.
3. Самая малочисленная категория - Макаренки и Сухомлинские балетной педагогики. Именно за их вдохновенной работой, как за работой большого художника, наблюдаешь, затаив дыхание. Это же так интересно - видеть, как постепенно из бесформенного кусочка мрамора появляется стопа Аполлона или руки, какие были бы у Венеры Милосской. Совсем по Николаю Доризо:

Нет, ее красота
Не творенье всевышнее!
Так с какой же она
Снизошла высоты?
Взяли камень.
Убрали из камня все лишнее,
И остались
Прекрасные эти черты.

Это к тому, что Ваша покорная слуга с этих пор иногда будет проходиться по работе педагогов-репетиторов НОУ - со своей, зрительской колокольни, потому что я теперь начинаю это замечать (хи!).

За последние пару месяцев я приобрела очень высокое мнение о работах учеников г-на Бондура. Сначала была крылатая и нежная Сильфида Юлии Трандасир - очень достойно! Затем я смогла повосторгаться лучшей Миртой Нацоперы - Ириной Борисовой. А днями я была просто покорена Машей все той же Юлии Трандасир. За всеми этими партиями чувствуется настоящая и большая работа прежде всего грамотного педагога - как мне сказали, с этими солистками работает г-н Бондур, так что я адресую ему свою горячую благодарность. Bravo, г-н Бондур! Вы видите лучшее в своих подопечных и очень профессионально помогаете им преподать зрителю все свои достоинства. Надеюсь, Ваши ученики Вас ценят:)



...Как же все-таки хорошо, что часть труппы слиняла в Японию:) Иначе вряд ли бы мне предоставилась такая редкая возможность увидеть Юлию Трандасир в главной партии в Щелкунчике. Жадный Киев вытащил наконец-то из пыльного сундука свое Одесское сокровище и показал его всем. А Юлия Трандасир - это воистину сокровище.

Да, она не техничка, и виртуозкой со стальными стопами и вращением юлы не будет никогда - это довольно сложно с такими данными. Поэтому я тут сразу и начну с плохого - с фуэте. У меня такие исполнения проходят по категории "валидольные". Четырнадцать штук. Одинарных. Причем по траектории из детской книжечки:

Сначала направо, потом - налево.
Вас ждет Кленовая Королева,
Задайте вопрос - получите ответ,
Все, что узнаете - строгий секрет.

Сначала г-жа Трандасир элегантно ушатывалась влево, потом резко продвинулась вправо. Где-то на 10-м фуэте меня начал одолевать зрительский азарт - опояшет ли таки г-жа Трандасир всю сцену, или остановится где-то на середине. Но закончила она их красиво, как надо, а не на обе стопы.
Хи:) Вот тут г-ну Бондуру есть еще очень много над чем поработать:)

Собственно говоря, в смысле образа ни Машей, ни Кларой Юлия Трандасир не была. Но в НОУ я и так видела очень славные традиционные трактовки. Например, миленькой пушистенькой и простенькой Машей была Христина Балабан. Обаятельной и уверенной французской Мари была Екатерина Алаева. И даже Клара у нас своя имеется - цепкая аккуратистка и чемпионка НОУ по метанию тапочка на дальность и прицельность фройляйн Юлия Москаленко.

Но, оказывается (поздравляю тебя, Нацопера!), у нас есть своя, собственная Лиза Калитина. Никогда ранее я не видела такого эталона Тургеневской девушки, какой была в Щелкунчике Юлия Трандасир - словно только что из "Дворянского гнезда". Изысканно-художественные, удлиненные кисти рук, тихая, ясная, спокойная красота и удивительная душевность. Полное отсутствие пафоса и настоящая одухотворенность облика. Перед спектаклем я боялась, что мне будет мешать ее рост, а вышло даже лучше, почти по-евангельски: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме". Не побоюсь пафоса, но для меня Юлия Трандасир была не миленькой девочкой на пороге взросления, а светом, который стремился в горные выси. И в этом смысле все несовершенства дуэта с Сергеем Клячиным были вполне органичны - подобно Лизе Калитиной, Юлия Трандасир была гораздо чище, сильнее, и ярче как личность, чем ее партнер, и просто вела его за собой.

Я рада, что этой балерине наконец-то стали давать главные партии - она этого заслуживает как никто. И мне страшно захотелось увидеть ее Одетту - даже при том, что мне кажется, что технически Лебединое Озеро для Юлии будет очень и очень тяжело. Но эти линии... Pure argentum - чистое серебро! В белом адажио должно быть по-настоящему впечатляюще. А с фуэте мы потерпим - и на г-на Бондура понадеемся:) А пока... Донья очень впечатлилась:



Юлия Трандасир

Девушка из чистейшего серебра, из небесного перламутра,
Безмятежна - как лунный лик, и ясна - как горное утро.
Так на Шамбалу сходит свет, алконост поводит крылами,
Так встречают закат, рассвет, так приветствуют лед и пламень,
Так взыскуют своей мечты: чем заоблачней, тем бесценней,
Так любимым подносят цветы - как она ворожит на сцене.

На краю Ойкумены встань, и, гармонии не нарушив,
Отдавая телесности дань, посмотри, - так танцуют души!
Так творенье рвется в Эдем, так Творец простирает руки:
Расставались не насовсем, но вконец истомились в разлуке.
Оглянувшись на трудный путь, можно даже охнуть с упреком:
«Что ж мне было не продохнуть? Ну зачем со мной так жестоко?

Почему всем -от щедрот ломится смета,
А мне - ну ни крошечки не отпущено было добра?»
... И Он тихонечко помедлит с ответом,
И скажет: «Как, а ты забыла свои два билета
На Мою дочь из чистейшего серебра?»...

Юлия Трандасир, Щелкунчик, поэтическое

Previous post Next post
Up