Я очень люблю ханукальные светильники. Их разнообразие поражает. Их сохранилось довольно много, их можно встретить в самых разных странах, всюду где жили евреи. Ханукии по-своему рассказывают историю праздника Ханука, к которой есть 2 подхода, галутный и сионистский. Как, впрочем, и ко всей еврейской истории...
Об этом в моем рассказе.
Бой за Хануку.
Вместо эпиграфа финал старой политической песни времен Хрущевской оттепели:
"Так ведь на то она история,
Та самая, которая
Ни столько,
Ни полстолько
Не соврет!" Ханука не упомянута в Мишне. В Вавилонском Талмуде есть очень краткое ее описание. Зато сионисты много писали про Хануку. Удивительно, правда? А на самом деле вполне закономерно.
Чем дольше живу, тем больше вижу, что только иногда люди рассказывают историю, чтобы описать прошлое. Гораздо чаще люди представляют историю для того чтобы утвердить настоящее и повлиять на будущее. История Хануки очень показательна в этом плане.
Что хотели сделать хасмонеи в свое время? Тоже самое, что и сионисты. Создать еврейское государство в Эрец-Исраэль. Ханука - фактически праздник - День независимости хасмонейского еврейского государства. Поэтому когда мы рассказываем историю Хануки, мы видим аналогию создания нашего государства, государства Израиль.
И так получилось, что на протяжении еврейской истории была борьба, как рассказывать историю Хануки.
Иегуда Анаси был редактором Мишны, которая до этого была устным законом. Это произошло во 2-3вв.н.э. И я повторюсь и скажу, что Ханука в Мишне не упомянута. Объяснить это можно исторической ситуацией на тот момент. Все происходило после
восстания Бар Кохбы (135г.н.э.), который также как и хасмонеи хотел создать независимое еврейское государство. Но восстание потерпело поражение и очень много евреев было убито или угнано в рабство в Рим. После восстания, через каких-то 70 лет, Иегуда Анаси ухитряется основать в Галилее нечто похожее на еврейскую автономию. Ему удается это сделать не с помощью борьбы, а с помощью его умелого политического мышления и благодаря хорошим связям с правителями Рима. Период Иегуда Анаси был периодом расцвета еврейской духовности и культуры без армии и войн. Именно поэтому писать о Хануке в Мишне с точки зрения Иегуда Анаси - это совершенно обратное тому, как он хотел воспитывать молодое поколение. Он считал, что мы сможем выжить тут благодаря изучению Торы и хорошим связям с народами мира, а не с помощью восстаний и борьбы.
А что Вавилонский Талмуд? Что мудрецы, писавшие Талмуд, сказали о Хануке, о ее смысле? Они упоминают только чудо кувшина с оливковым маслом, совсем без восстания хасмонеев, которое к этому привело. В отличии от
Книг маккавеев, которые рассказывают о сражениях и героизме, в Талмуде, говорится только о чуде кувшина с маслом. Есть ли этому какое-то объяснение? Талмудисты может быть думали: мы тут на реках Вавилонских, гои не слишком мешают, есть заработок, учим Тору. Самое последнее, что нам надо, это чтобы какой-нибудь ребенок в Бейт-Мидраше проникся бы идеями хасмонеев и стал бы говорить, что он хочет стать новым Иегуда Маккаби и создать независимое еврейское государство. Лучше будем сидеть тихо и ждать чуда восьми дней ... И так фактически продолжалось на протяжении 2000 лет галута.
Сионисты, осваивавшие Эрец-Исраэль, хотели сказать полностью противоположное: мы перестаем ждать чудо, мы берем нашу судьбу в наши руки, эту страну построим силой плуга, дунам за дунамом. И если надо, то с помощью оружия. Сионизм снял с антресолей героев, забытых в галуте. Тех кто воевал с завоевателями и не был примером ни для кого в галуте... Они были слишком мятежными, слишком яркими и нахальными. Но сионизм наоборот любил их. Основным смыслом Хануки стал человеческий героизм, который победил в сложной ситуации, а не чудо.
Чтобы поднять значение активных героев еврейской истории, сознательно снижали важность и почти не учили в израильских школах о мудрецах Вавилонского Талмуда, о
Брурии, о Рамбаме, о
Доне Грации... Забыли о героях, живших после потери государства, не восстававших и не воевавших... И как бы перепрыгнули в истории от Танаха к Пальмаху сразу в период сионизма и в создание государства Израиль, потеряв временной промежуток порядка 2000 лет ... Считая, что всех героев, раввинов и мудрецов галута пусть религиозные изучают.
Меня это всегда очень сильно здесь удивляло, хотя я и не учила историю в израильской школе... Но по музейным экспозициям и выставкам, по передачам ТВ и образовательным программам это очень бросается в глаза. Наконец-то прямо озвучил эту ситуацию
Натанель Элисон (נתנאל אלינסון), мысли которого я тут перевожу и готова подписаться под каждым словом. Он лауреат
Премии Московица за сионизм. Всем, кто знает иврит и любит Израиль рекомендую смотреть
его фильмы на ютубе.
Этот бой про стирание нежелаемого из истории еще не закончен, к сожалению.
А ведь ситуация уже давно говорит о том, что пора прекратить уже эту борьбу между еврейским и израильтянским в нашем обществе. Уже давно пора на ее место поставить
синергию, она продуктивнее, полезнее и здоровее.
Очень хочется громко крикнуть, что в еврейской истории есть место для самых разных героев. После 140 лет сионизма пора признать, наша история более разнообразная и многогранная, и она включает в себя и Тору и плуг и меч, галут и строительство страны, и традицию и благодеяния, и синагоги и хай-тек, и множество направлений еврейской жизни, которые не во всем согласны, но имеют одно общее - желание сохранить это государство.
Все-таки наше общество уже созрело для того, чтобы рассказывать всю нашу историю, невероятно богатую самыми разными примерами и самыми разными героями, и хорошим и плохим, потому что все это наше.
***
Теперь покажу ханукальные светильники, которые я собрала за последнее время.
Парижский еврейский музей.
Ханукия 14в., Марокко. Парижский еврейский музей
Очень характерная ханукия из Марокко. Изготовлена из бронзы, ее форма треугольная. В некоторых богатых домах можно было увидеть ханукии из чистого серебра, но у большинства народа они были из бронзы или меди. Для самых бедных их делали из белой жести. В Марокко для ханукии использовали не свечи, а оливковое масло.
В Марокко архитектурный стиль ханукальных светильников был испанско-мавританский.
Ханукия 18в., Италия. Парижский еврейский музей.
Изображение мужчины, зажигающего ханукальную менору, 1723. Парижский еврейский музей.
Гравюра на дереве из "Сефер минхагим" (Книга еврейских обычаях), изданной Исааком Де Кордовой в 1723 году в Амстердаме.
Первая "Сефер минхагим" была опубликована в 1593 году, служила для иллюстрации многих важных религиозных практик и обычаев еврейской жизни.
***
Мне понравилось метафорическое описание ханукии
рабанит Иегудит Кук:
"В центре праздника Ханука находится ханукия, которая является символом народа Израиля.
Есть 3 компонента в этом светильнике: масло, огонь, свет.
Каждый из них имеет особенность, характеризующую сущность и судьбу народа Израиля:
Масло - не смешивается с другими жидкостями и всегда всплывает наверх.
Огонь - даже если он небольшой, он обладает огромной силой, он может привести к гигантскому пожару.
Свет - не обусловлен размером, даже немного света прекрасно отталкивает много тьмы.
Народ Израиля - это масло, огонь и свет всему миру."
Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Вот так выглядел еврейский календарь наложенный на григорианский. Совсем не так, как мы привыкли.
Ханука на еврейском календаре, Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Так календарь выглядит целиком. Слева ручка, ей вращали барабан. В полосе пластика появлялся нужный день.
Еврейский календарь, Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Ханукия, в виде свинцовых стульев, западная Венгрия, около 1800 г. Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Такие ханукии из свинца на самом деле иногда изготавливали дети в Восточной Европе, Германии и Богемии. Такие светильники я встречала в разных музеях.
Неизвестно, почему была принята форма стула. Существует очень много различных форм и видов ханукальных ламп. Не существовало много правил, оговаривающих изготовление таких светильников. Это давало художникам огромную свободу для творчества.
Это масляные ханукии. Сиденья на самом деле поднимаются, и это… емкости для масла. Так что вы наливаете туда масло и через маленькое отверстие вставляете фитиль.
На передней части каждого стула, между ножками, до сих пор можно увидеть пару еврейских букв - «хет» ח и «нун» נ.
Это аббревиатуры либо Nerot Hanukkah, что означает огни Хануки, либо Nes Hanukkah, что означает чудо Хануки, поскольку этот праздник посвящен чудесам.
Ханукия, серебро. Без даты. Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Музей никак не определяет. Видимо в марокканском стиле.
Дрейдл, ок.1800г., найден в южном районе Бургенланда, в Grosspetersdorf.
Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Ханукия, латунь. Нюрнберг (?), конец 17в.
Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
На торчащие вверх высокие стержни накалывали восковые свечи.
Ханукия, серебро, Нидерланды, 18 век.
Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Ханукия, латунь. Австрия-Венгрия, 19в.
Закрытый масляный отсек. Имеет также два субботних подсвечника.
Еврейский музей, Айзенштадт, Австрия.
Венский еврейский музей
Это очень грустный музей, особенно та его часть, которая называется "Хранилище", которое открыто для публики.
В огромном зале, как на гигантском складе, стоят предметы иудаики из синагог, молитвенных домов, еврейских учреждений и частных домов.
Там выставлены церемониальные предметы, которые раньше стояли в многочисленных синагогах Вены, а также предметы из еврейских общин в провинциях. Они были насильственно отняты у евреев в 1938 году. В этом смысле эти предметы являются не только свидетельством великолепной еврейской истории Вены, но и свидетельством уничтожения этих общин.
Все эти предметы и до сих пор могли бы служить по прямому назначению, а сейчас фактически это памятник огромному количеству людей, уничтоженных в Катастрофе.
Часть предметов из обширной коллекции Макса Бергера, которую он собирал, чтобы помнить - своего отца, мать, сестру и братьев, убитых в Освенциме и Треблинке.
Очень тяжело понять, откуда эти предметы, так как каждый из них не подписан.
Количество их просто ужасает.
Еще об этом музее.
Ханукия, бронза, 1650г., Венеция. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Ханукия с пальмами, 19 век. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Ханукия, серебро, Австрия-Венгрия, 19в.
Ханукия, кон.19 - нач.20вв. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Эта ханукия выполнена в стиле "райский сад".
Фрагмент ханукии, бронза, 19в., Босния. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Каким образом евреи попали в Боснию, а затем в Вену?
Это были евреи, изгнанные из Испании и были вынуждены мигрировать в Северную Африку, некоторые итальянские города, но особенно в Османскую империю. Эта группа, которую называют евреями-сефардами, поселилась во многих балканских городах, особенно в Салониках, а также в Стамбуле и Измире. В то время, с увеличением завоеваний Османской империи, евреи назначались на важные административные должности, особенно на Балканах.
После первых мирных договоров между Австро-Венгерской империей и османами в первой половине 18 века этим евреям, находящимся под защитой Османской империи, было предоставлено право на свободное передвижение по Австрии. После первых миграций и создания турецко-еврейской общины в Австрии австрийский император предоставил этим евреям свободу вероисповедания. Османские евреи, иммигрировавшие в Австрию, построили свою первую синагогу в Вене.
Ханукия для поездок. Имеет крышку. Серебро, филигрань, 18в., Босния. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Фрагмент витрины в "Хранилище". Еврейский музей, Вена, Австрия.
Ханукия, нач.20в., Венгрия. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Ханукия, нач.20в., серебро. Еврейский музей, Вена, Австрия.
Явно сделана из подсвечника.
Ханукия, 20в. Еврейский музей, Вена, Австрия.
***
Ханукия, 19в., латунь, Польша.
Музей Ика (יק"א) Кфар-Тавор.
Таких светильников встречается довольно много в музеях в Израиле. Видимо их привозили новые репатрианты, приезжавшие в Эрец-Исраэль в начале 20в.
***
Выставка в Музее Израиля (Иерусалим), посвященная иудаике, изготовленной в первые десятилетия существования государства.
Ханукия, 60е годы 20в., дизайнер Р.Даяги, произведено на "Хен-Холон".
Музей Израиля (Иерусалим).
Ханукия, 60е годы 20в., дизайнер Р.Даяги, произведено на "Хен-Холон".
Музей Израиля (Иерусалим).
Ханукия и субботние подсвечники, 60е годы 20в., дизайнер Р.Даяги, произведено на "Хен-Холон".
Музей Израиля (Иерусалим).
Ханукия, нач.50х 20 века, дизайнер Л.Й.Вольперт
Музей Израиля (Иерусалим).
Ханукия, 60е годы 20в., дизайнер Р.Даяги, произведено на "Хен-Холон".
Музей Израиля (Иерусалим).
Ханукия, 60е годы 20в., дизайнер Р.Даяги, произведено на "Хен-Холон".
Музей Израиля (Иерусалим).
Ханукия, 1953-1954, дизайнер З.Сегаль, произведено на "Тас".
Музей Израиля (Иерусалим).
***
Ханукия, автор Меир бен Ури, дом-музей художника в Кирьят-Шмуэль. 60-70е годы 20в..
Центр наследия йеменских евреев, Реховот Ханукия, без даты, из коллекции Б.Шараби, Центр наследия йеменских евреев, Реховот.
Ханукия, без даты, изготовлена ювелиром из семьи Цадок. Центр наследия йеменских евреев, Реховот.
Коллекция ханукальных светильников
Давида Шокера, была пожертвована Центру наследия йеменских евреев, Реховот.
Фрагмент из коллекции
Давида Шокера.
Несколько отдельных светильников из коллекции.
Ханукия из коллекции
Давида Шокера.
Ханукия из коллекции
Давида Шокера.
Ханукия из коллекции
Давида Шокера.
***
Современные ханукии, сфотографировала около
ресторана Тибис (Верхняя Галилея), который работает.
Автор следующих 2 светильников
Ханох Бен Дов (חנוך בן דב), современный скульптор из Рош Пины - принимает заказы.
***
Ханукия на Центральной автобусной станции Мерказит Амифрац, 2022г..
***
Современные забавные ханукальные светильники, были в продаже в прошлом году в торговом центре Мерказ Хорев, у хабадников.
Всем веселой и светлой Хануки.
Инфа:
https://soundcloud.com/thejewishmuseum/hanukkah-lamp-stolin-russia?in=thejewishmuseum/sets/permanent-collectionhttps://www.salom.com.tr/arsiv/haber/76771/turk-yahudileri-sergisi-viyanada-acildihttps://cja.huji.ac.il/browser.php?mode=set&id=18829https://www.judaicawebstore.com/-decorative-tile-chanukah-woodcut-sefer-haminhagim-amsterdam-1723-color-green-p1682https://www.youtube.com/watch?v=_f6fWyTot-s&t=386shttps://moreshet-morocco.com/tag/%D7%97%D7%A0%D7%95%D7%9B%D7%94-%D7%9E%D7%A8%D7%95%D7%A7%D7%95-%D7%94%D7%A0%D7%A8%D7%95%D7%AA/