"Камни с человеческим сердцем" (с)Йоси Гамзу - окончание

May 18, 2023 10:01





Начало

Можно ли купить Котель?

Было несколько неудачных попыток купить Котель. Все они были во времена Османского правления и отношения с тем правительством, видимо, позволяли думать о такого рода вещах.

Моше Монтефиоре пытался купить Котель и район Муграби у Вакфа в 1875г., чтобы передать его в собственность евреям. Но не получилось, не нашла почему.
Но Монтефиоре не оплачивал строительство верхних рядов камней Котеля - это легенда.

Барон Бенджамин (Эдмунд) де Ротшильд во время своего визита в Иерусалим в 1887 году был очень расстроен, увидев что Котель находится в грязи и запустении. И у него появилось желание выкупить это святое место. Он предложил мусульманам, живущим вокруг Котеля в убогих домах, построить удобный и красивый район за городом. Однако этот благородный план не был реализован, из-за того, что тогдашние сефардские раввины были не согласны. Раввины выступили против этой инициативы, опасаясь резкой реакции со стороны арабов-мусульман в городе.

В 1913 году снова возник план покупки Западной Стены. На этот раз Котель хотел купить Англо-Палестинский Банк, "отец" сегодняшнего Национального банка Израиля. Даже велись переговоры. Тут грянула Первая мировая война и переговоры прекратились.

Другая инициатива была в 1914 году, когда Давид Елин обратился послу Соединенных Штатов в Стамбуле Генри Моргентау и попросил его поработать над тем, чтобы заставить османские власти согласиться на передачу Котеля "Обществу сохранения исторических мест на Земле Израиля", основанному Елиным. Елин оценил сумму, которую необходимо собрать для передачи, примерно в один миллион французских франков. Но и эта инициатива не принесла желаемых результатов.

Период между 1948 и 1967 годами.

Последняя публичная молитва у Западной стены состоялась накануне решения ООН о разделе Палестины 29 ноября 1947 года. К Котелю пришли специально, чтобы помолиться за успех создания государства Израиль. В полночь, как и каждый день, прибыли группы бреславских хасидов. После этого англичане перекрыли дорогу к Западной стене.
Началась Война за независимость. Арабы осаждали еврейский квартал в течение 6 месяцев, пока весной 1948 года он не был захвачен Иорданским легионом.

В соглашении о капитуляции евреев Старого города было записано, что гражданам Государства Израиль будет разрешен доступ к Котелю. Но на практике с момента оккупации города иорданцами в 1948 году и до 1967 года израильтян к Котелю не пускали. В начале Котель был закрыт для туристов, но позже его открыли для не израильских туристов.
Каждый год в Тиша бе-Ав евреи поднимались на гору Сион, чтобы увидеть Храмовую гору и Западную стену.

Национальный символ

Котель стал национальным символом еще до образования государства Израиль.

Солдаты Еврейского легиона у Котеля 1918г.


נחלת הכלל, קישור

Во время арабских волнений 1929 года арабы заявили, что трубление в шофар у Котеля нарушает святость ислама. Англичане заявили, что и территория Котеля принадлежит арабам, и вследствие этого было запрещено трубить в шофар у Котеля, и это несмотря на то, что трубление в шофар неотъемлемая часть молитвы на Рош Ашана и Йом Кипур.
Трубление в шофар не только важная мицва, но оно также символизирует глубокие национальные чувства и возрождение народа, вернувшегося на свою землю. И было несколько смелых молодых евреев, членов движения Бейтар, которые несмотря на угрозы и страх, не смирились с этим и создали Подразделение Котеля.

С тех пор и до последнего Йом Кипур перед образованием государства, молодые члены Бейтара приходили трубить в шофар у Котеля, несмотря на тщательную охрану этого места Британскими властями. Шофар проносили к Котелю сложными путями и с большим риском. Часто несли 2 или 3 шофара, чтобы усложнить властям его поиск. Большинство юношей, трубивших в шофар, были осуждены на разные сроки: от 6 месяцев тюрьмы и больше, а так же отправлены на каторжные работы. Кроме того, они помогали евреям добраться к Котелю и защищали их от нападений арабов.
Эта группа выдерживала очень суровое отношение британских военных, которые считали членов Подразделения Котеля нарушителями закона. Британцы регулярно устраивали обыски в доме, где жили члены Подразделения.


Участники Подразделение Котеля у Котеля.
Подробнее тут.

Незадолго до Йом Кипур 1944 года Эцель распространил листовку, в которой угрожал британцам, если они будут мешать трублению. Полицейские побоялись подходить на площадь перед Котелем и трубление прошло без помех. Эти предварительные предупреждения также замаскировали нападение на 4 полицейских участка, которые произошли также по окончанию Йом Кипур.
В 1945 году был пойман Моше Каравани после того, как протрубил в шофар. Полицейский реквизировал шофар, с которым он поймал Моше. Через 40 лет, во время посещения Лондона Моше случайно встретил друга того самого полицейского, который реквизировал шофар. На следующий день полицейский вернул шофар со словами: "Его место в Эрец-Исраэль, у евреев."
Авраам Элькаям был одни из трех последних трубачей в Йом Кипур 1947 года. После освобождения Котеля во время Шестидневной войны Авраам пришел к Котелю и увидел там человека с шофаром. Он попросил у того шофар и протрубил в него. После этого к нему подошел один человек и спросил: "Что тебе в этом трублении?"
-"Я был последним, кто здесь трубил до освобождения"
На что тот человек ему сказал:
-"А я был первым в 1930", это был раввин Моше Сегаль.
Трубление в шофар раввина Горена отметило освобождение Иерусалима и так круг замкнулся.



На этой, тоже очень известной фотографии Давида Рубингера, раввин Горен трубит в шофар у Котеля впервые с 1947 года.

Как я уже писала, в 1967г. расстояние между Котелем и ближайшими домами было совсем не таким, как сейчас. Оно было 3-4 метра. Площади просто не было.
Чтобы получить хороший угол для фотографии в таком узком пространстве Рубингер лег на землю и фотографировал вверх, чтобы в кадр получился как надо. Он сфотографировал раввина Горена, трубящего в шофар, сидящего на плечах солдата, когда сам лежал на земле.




Выставка "Я снимал правду"

Эту фотографию Давида Рубингера знают все, она сама тоже национальный символ.


Десантники у Котеля в честь освобождения Иерусалима в 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме.

Теперь, когда это место стало принадлежит государству Израиль, оно совмещает в себе как религиозный так и национальный символ, а кроме того к нему потянулись туристы в огромных количествах.

У Котеля проходит присяга солдат Армии обороны Израиля.


И последнее достижение 2023г., использование национального символа для рекламы левых протестов. На мой взгляд, весьма циничное использование. Национальные символы принадлежат всем.


Шестидневная война

Фотографии разных этапов освобождения Старого города в 1967г. говорят больше, чем миллион слов.



Автор фото Амос Цукер. Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме



Автор Амос Цукер. Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме

Поэт Йоси Гамзу, словами которого я назвала это пост, вспоминал, о том что оказался перед Котелем через несколько часов после его освобождения и увидел солдат Иерусалимской десантной бригады, которые на самом деле выиграли войну. На него это произвело очень сильное впечатление, потому что солдаты грустили из-за своих лучших друзей, которые заплатили своими жизнями за освобождение города. Он был тронут тем, что армия побеждает и вместо того, чтобы праздновать, сидит и оплакивает ушедших солдат.


"Десантники у Котеля". Автор фото не указан. 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме.

Иерусалим и Котель освободили, что дальше?

Западная стена за кварталом Муграби, 1917 г. Так выглядела нынешняя площадь перед Котелем.


מאת Brown & Dawson - The New York Times photo archive, via their online store, here, נחלת הכלל, קישור

Жители квартала Муграби были переселены и получили компенсации.
Площадь перед Котелем была расчищена после Шестидневной войны. Вот как это происходило, фотография 1967г.


"Kotel 1967" מאת Olevy - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון CC BY-SA 3.0 דרך ויקישיתוף.

Сразу после освобождения Иерусалима не только Главный раввинат хотел заниматься Котелем, но и Управление Национальными парками и мэр Иерусалима Тедди Колек. Именно Тедди Колек занимался освобождением площади перед Котелем.
Управление Национальными парками считало, что именно они должны управлять этим местом, потому что только они в состоянии привести в порядок все вокруг Котеля, поддерживать чистоту и порядок, посадить деревья и превратить это место в прекрасный национальный парк.
Не смотря на столь приятные перспективы, тогдашний премьер министр Леви Эшколь решил, что Котелем будет заниматься Главный раввинат.

В 1972г. были технические проблемы с домами, построенными у Западной стены и на ней в арабском квартале. И была теоретическая возможность освободить северную часть Западной стены и открыть ее. Была создана специальная государственная комиссия, которая должна была решить, делать это или нет. Уже открыты все протоколы, частично можно посмотреть здесь. В составе комиссии были, в частности, Менахем Бегин, Теди Колек, Игаль Алон и многие другие ...
Было понятно, что даже при выкупе арабских домов и переселении жителей, на нас будет чудовищное международное давление. И встал вопрос, стоит ли оно того? Не буду вдаваться в подробности, кто что сказал - кто хочет, почитает по линку. В конечном итоге решили оставить как есть, и это ровно то, что мы видим сейчас у Котеля в Иерусалиме.

Это мужская часть Котеля и она имеет продолжение.


По стрелке с №1 вход в закрытую мужскую часть синагоги.

Это схема, которую показывают на экскурсии в Тоннелях Храмовой горы. Тут хорошо видно в правой части около большой синей точки - это продолжение Котеля в синагоге, над ним на платформе мужская часть синагоги, а еще выше - балкон для женщин в синагоге. И над всем этим Арка Уилсона. Ее можно увидеть из женской части синагоги.




Если посмотреть налево от Котеля, то виден мусульманский квартал и выходящие на площадь здания, принадлежащие евреям. Слева, с маген-давидами на крыше, йешива NETIV ARIEH.
До сих пор продолжаются попытки выкупить отдельные дома мусульманского квартала, находящиеся рядом с Западной стеной. Это сложно, дорого и делается в глубокой тайне.

Котель и археология

Я должна сказать, что все происходящее вокруг Котеля полно компромиссов начиная с 1967г..
Начиналось все тяжело - главные раввины (в тот момент главный ашкеназский раввин Исер Йехуда Унтерман и первый в Сионе раввин Ицхак Ниссим) были против любой археологической деятельности в районе Котеля, от его начала на севере до конца на юге.
Археологов, заинтересованных тогда в раскопках в районе Котеля, возглавлял проф. Биньямин Мазар.
Так как все уже принадлежало государству Израиль, то и археологи имели право получить эти места для исследований. Раввинам пришлось пойти на компромисс, результатом которого стал Археологический парк у Южной стены. Он включает в себя и часть Западной стены, до лестницы, ведущей на Храмовую гору.
От результатов компромисса все получили выгоду. Археологи смогли спокойно копать в этих, столь важных для всех с точки зрения исторической, местах, а религиозные авторитеты увидели, что они получают подкрепление традиции с точки зрения фактических археологических находок. Зерах Вархафтиг, министр по делам религий в 1967г., сам участвовал в раскопках и видел их пользу для всех. Археологические находки документально подтверждали еврейские права на Эрец-Исраэль, в чем нам до сих пор отказывают наши соседи.

Кроме того, раскопки ведутся в огромном масштабе под землей, культурные слои уходят глубоко под площадь у Котеля... То что уже раскопали и подготовили для туристов, можно увидеть на экскурсиях по Тоннелям Храмовой горы.
Уже раскопано очень много непосредственно под площадью у Котеля, об этом можно посмотреть и послушать (русский) тут. Так что если мы с некоторым трудом как туристы можем подняться на Храмовую гору, то опуститься вокруг нее под землю есть очень много возможностей.
Я уже не говорю про подземную часть Города Давида... Мои рассказы о двух подземных экскурсиях ( 1 2).
Скоро подземная часть около Храмовой горы будет больше надземной. Раскопки идут со всех сторон последние 25-30 лет очень активно. Не зря в 1967г. археологам дали возможность вести раскопки у Котеля.

Разделение Котеля на мужскую и женскую части.

Разделение Котеля на мужскую и женскую части имеет свою историю и своих недовольных этим разделением.

Как я понимаю, основная часть молящихся, с момента появления узкого коридора у Котеля после землетрясения 16 века, была ортодоксальными евреями. У ортодоксов принято молиться мужчинам и женщинам раздельно. Поэтому на многих фотографиях мы видим молитву в группах, мужчины и женщины отдельно. Перегородки не было, но разделение было.



מאת Print published by Boussod and Valadon, after the original drawing by Alexandre Bida (1813-1895). - Le mur des lamentations d'après Bida, נחלת הכלל, קישור



מאת american colony - american colony, שימוש חופשי, קישור



Котель (Западная стена) 1897г. Музей Эрец-Исраэль

В течение 1921 года поток посетителей Западной стены продолжал неуклонно увеличиваться, особенно в праздничные дни.
Из-за большой скученности и нехватки места в Дни трепета и в рамках подготовки к Йом Кипуру поставили ряд скамеек для слабых, а также впервые перегородку, чтобы отделить мужчин от женщин.
Про происходившее в 1922г. я писала выше.
Что было со скамейками и перегородкой до 1928г. я не нашла.

В разгар молитвы в Йом-Кипур, 24 сентября 1928 года, к Котелю ворвались британские полицейские и, оттолкнув молящихся, убрали перегородку и скамейки.
Все это происходило весьма грубо, по словам очевидцев.
Офицера попросило подождать, пока сами молящиеся не уберут перегородку...
Вместо вежливого ответа офицер отдал приказ полицейским бить направо и налево.
Тогда произошло страшное смятение среди тысяч молящихся у Котеля, и офицер не удовлетворился содеянным, а прибавил к этому новую ругань, ломая перегородку.
Многие верующие были избиты, в том числе две женщины, одна из них, американка, получила довольно серьезные ранения.
Кроме того, иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни приказал муэдзину встать возле Стены и включить громкую музыку, когда будут читать "Изкор".

В 1928 году в Иерусалиме и во всем еврейском мире был огромный протест именно потому, что евреям не дали возможности установить перегородку. Сегодня некоторые приветствуют это решение, а некоторые негодуют.

Судя по фотографиям и по свидетельствам очевидцев, в 19 веке женщины предпочитали молиться у Котеля, потому что это место не было официальной синагогой и не было перегородки. По свидетельствам, были женщины, которые руководили молитвами, которые знали, что и когда надо делать. Видимо, были часы, когда у Котеля были практически только женщины.



1898 Музей Эрец-Исраэль, ТА.



1900 год, Музей Эрец-Исраэль

1920г.


מאת National Library of Israel - נוצר על־ידי מעלה היצירה, נחלת הכלל, קישור

Дальше два очень интересных изображения, на которых действительно изображена смешанная молитка у Котеля.
Попробуйте их сравнить: они выглядят как или два снимка в одном и том же месте с каким-то интервалом, или же фотограф наложил два снимка один на другой.


"Евреи молятся у Котеля", около 1900г., напечатано в Цурихе,из коллекции Буки Боаза.
Выставка "Путешествия на Восток"



By Own work יאיר-חקלאי CC BY-SA 3.0, Link

Формально до 1967 года Котель как бы принадлежал как святыня всему еврейскому миру, без разделения на движения внутри иудаизма. Были проблемы с формальными хозяевами страны и Котеля. После освобождения Иерусалима Котель стал частью государства Израиль и оказался в ведении Министерства по делам религий.

До 1967г. это место формально не являлось официальной синагогой. Опять же, формально это было местом общей молитвы. В 1967г. Министерство религий поставило перегородку и тем самым официально признало Котель как ортодоксальную синагогу, не учитывая, что в иудаизме есть и другие направления.

Через несколько дней после освобождения Старого города в ходе Шестидневной войны Министерство по делам религий передало Котель в ведение Главного раввината и была установлена перегородка между молящимися мужского и женского пола. Фактически Котель стал ортодоксальной синагогой. Этим был не доволен еще в 1968 году тогдашний министр туризма Моше Коль, который считал перегородку у Котеля незаконной, ссылаясь на то что ее никогда не разрешало правительство и что Котель принадлежит всем евреям, а не только ортодоксальной общине. Он обращался к министру по делам религий З. Вархафтигу и говорил, что тот обещал разделить Котель на 3 части для молитвы: для мужчин, для женщин и часть для молитвы тех, кто хочет молиться вместе, например семьи все вместе. По мнению М.Коля все евреи, независимо от их традиций должны иметь возможность молиться около Котеля, а не только ортодоксы, традиционно молящиеся раздельно и превратившие Котель в ортодоксальную синагогу.

Реформистское движение в иудаизме, самое массовое направление иудаизма в США, почти не имело веса в Израиле в 1967г. В 1968г. они хотели устроить международный съезд своего движения и хотели провести открытие съезда у Котеля. Министерство по делам религий и главные раввины были против и не разрешили молится у Котеля мужчинам и женщинам вместе. Перегородка уже стояла с 1967г. При отказе главный ашкеназийский раввин И. Й. Унтерман ссылался на древнюю традицию раздельной молитвы у Котеля... которой от силы был год... Многие тогдашние израильские политики давили на реформистов, чтобы те отказались от попыток провести что-либо у Котеля. После этого реформистское движение не пыталось провести какое-либо свое мероприятие у Котеля на протяжении 20 лет.

С 1988г. неортодоксальные движения в иудаизме начинают вести борьбу за влияние по разным направлениям иудаизма, в том числе и за Котель. В этом же самом году появляется движение "Женщины Котеля" (נשות הכותל). Это движение женщин, которые хотят молиться как мужчины: накладывать тфилин, использовать талит, читать свиток Торы.

В 90е годы прошлого века неортодоксальные движения в иудаизме в мире становятся сильнее и богаче, начинают действовать, пытаясь проводить свои мероприятия около Котеля. Иногда законные, иногда - нет. Они, например, пытались читать свиток Торы на площади для посетителей, где читать свиток запрещено.
В районе Котеля начались стычки между ортодоксальными евреями и представителями неортодоксальных движений иудаизма.
В 1998г. государственная комиссия решила выделить для движения "Женщины Котеля" и для неортодоксальных движений иудаизма часть Котеля под Аркой Робинсона (на схеме выше отмечена №3). Фактически на территории Археологического парка Южной стены.
Движение "Женщины Котеля" не было удовлетворено этим решением, так как хоть это и та же самая Западная стена, они хотели бы кусок общепринятого Котеля, а не кусок археологического парка.



Так это выглядело в 2010г.

Сейчас под Аркой Робинсона построена платформа над частью улицы времен Второго Храма. Это место называется Эзрат Исраэль (עזרת ישראל).
Здесь мужчины и женщины могут молится вместе, здесь также проводятся бар-мицвы и бат-мицвы, где все участники мероприятия могут быть вместе.



2017г.
1 - Арка Робинсона
2 - Эзрат Исраэль

Так выглядит Эзрат Исраэль.


מאת NearTheZoo - נוצר על־ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 3.0, קישור

Пару слов о песне "аКотель"

Название поста "Камни с человеческим сердцем" я взяла из песни "Котель", слова Йоси Гамзу (יוסי גמזו).Написана была сразу после освобождения Иерусалима в 1967г. и под впечатлением десантников у Котеля после освобождения города, о чем я писала раньше.
Эта песня была необыкновенно популярна и исполнялась на разных языках, даже на идиш и на японском. Эта поэтическая метафора про "камни с человеческим сердцем" оказалась непонятна воинствующим секуляристам и атеистам...
Музыка Дуби Зельцер, исполняет Адас Сигалов.

image Click to view



И в заключение.
Котель - материальное свидетельство еврейской истории, дошедшее до нас, и место, где молятся и оставляют записки, в надежде, что их просьбы дойдут до Всевышнего...
Место преклонения и споров о том, кому он принадлежит.
При этом для очень многих это нематериальная святыня. Парадоксально, не правда ли?
Место, куда постоянно мне хочется вернуться, потому что Котель просто не отпускает. Поэтому уж который раз о нем пишу...

Инфа:
https://lib.cet.ac.il/Pages/item.asp?item=927
https://har-habait.org/articleBody/8649
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C_%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=8683
https://www.hidush.co.il/hidush.asp?id=16172
https://www.israelhayom.co.il/magazine/hashavua/article/13093044
https://www.israelhayom.co.il/magazine/hashavua/article/11410757
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%99_%D7%92%D7%9E%D7%96%D7%95
https://www.masa.co.il/article/%d7%94%d7%9b%d7%95%d7%aa%d7%9c-%d7%94%d7%9e%d7%a2%d7%a8%d7%91%d7%99-%d7%aa%d7%a2%d7%9c%d7%95%d7%9e%d7%94-%d7%95%d7%a4%d7%aa%d7%a8%d7%95%d7%9f/
https://www.nli.org.il/he/newspapers/dav/1928/09/25/01/article/3?&dliv=none&e=-------he-20--1--img-txIN%7ctxTI--------------1&utm_source=he.wikipedia.org&utm_medium=referral&utm_campaign=%22%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C+%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99%22&utm_content=itonut
https://www.youtube.com/watch?v=ebtx9GWaMNs&list=PLLZDwCnPvAhIAEfFq7QbBz9o3rkChYkiE&index=12
https://www.israelhayom.co.il/article/505289
https://blog.nli.org.il/war_1928/?utm_source=he.wikipedia.org&utm_medium=referral&utm_campaign=%22%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C+%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99%22&utm_content=%D7%94%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%A0%D7%99%D7%9D
https://www.youtube.com/watch?v=kKvJafkcAdg
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%A9%D7%95%D7%AA_%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C
https://www.kikar.co.il/haredim-news/419899
https://www.hidush.co.il/hidush.asp?id=16172
https://www.maariv.co.il/culture/music/Article-747625
https://www.inn.co.il/news/323239
https://shironet.mako.co.il/artist?type=lyrics&lang=1&prfid=499&wrkid=1107
https://www.gavisho.com/%D7%AA%D7%A4%D7%99%D7%9C%D7%AA%D7%95-%D7%A9%D7%9C-%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99-%D7%97%D7%99%D7%9C%D7%95%D7%A0%D7%99-%D7%9C%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%9D-%D7%94%D7%A0%D7%95%D7%A8%D7%90%D7%99%D7%9D

Иерусалим, еврейское

Previous post Next post
Up