"Камни с человеческим сердцем" (с)Йоси Гамзу - начало

May 18, 2023 10:00



Как давно евреи молятся у Котеля? Когда он стал самой главной еврейской святыней, национальным символом и очень привлекательной туристической достопримечательностью? Почему именно Западная стена важна для нас, а не какая-то другая из тех, что мы видим?
Можно ли купить Котель?
Как давно у Котеля мужчины и женщины молятся раздельно и все ли с этим согласны?
На эти и другие вопросы я постараюсь ответить сегодня, в День Иерусалима.



В еврейской традиции Котель (Западная стена) считается священной, и по мнению части источников, евреи молятся там уже более 1100 лет. У этих камней, можно сказать, встретились еврейская история, традиция, религия и мифология.
Все столетия, что евреи жили в рассеянии, Эрец-Исраэль, Иерусалим, Храм, а впоследствии и Котель были скорее чем-то мифологическим, чем реальным. О них мечтали, в их сторону молились... Но только единицы добирались до Иерусалима, пока не начались относительно массовые паломничества и туризм с середины 19в..

Есть те, кто вполне справедливо заявляют, что связь евреев с Котелем (Западной стеной) существует благодаря обстоятельствам. Разрушение Храма и преграды, которые ставились перед евреями, галахические или политические, не дают им молится на Храмовой горе. Котель, уточняют они, может быть "маленьким храмом" - самой важной и святой из всех других синагог, но это не место Храма. Это даже не западная стена Храма, как ошибочно считалось веками, а западная подпорная стена платформы Храмовой горы. У него есть своя святость, но это не самое святое место для еврейского народа по большому счету...

Но как ни парадоксально это звучит - на данный момент Котель - самая главная еврейская святыня по мнению большинства евреев, кто бы что не говорил... Что делает святыню святыней? Человеческая вера...



Рука на Котеле, 1971г. фото Д. Рубингера, выставка "Я снимал правду"

Так выглядит Котель в наше время и все к этому привыкли.


Сейчас очень жесткое разделение на мужскую и женскую части для молитвы. Хорошо видно, что женская часть гораздо меньше мужской.

Почему именно Западная стена - Котель?

Еврейские источники полны легенд и рассказов о Храме и Западной стене.

Эту историю с откровенно социальным посылом, найденную в сети, я сначала не хотела переводить, но подумала еще и решила, что и на ошибках можно учиться. Кроме того, здесь есть и объяснение, почему из 4х подпорных стен платформы Храма, самой главной для нас является Западная...
Я надеюсь, что вы сразу увидите ошибку в этом рассказе.
Когда царь Шломо (Соломон) решил строить Храм, он хотел привезти самые лучшие материалы и самых лучших рабочих со всего мира. Но его советники сказали ему: "Нет, так нельзя. Этот Храм будет Храмом еврейского народа и народ должен его строить." Тогда царь Шломо собрал весь народ и сообщил свое решение: строить Храм всем народом. Как он это сделал? Он разделил народ на 4 равные части и каждая часть должна была строить свою стену. Коэны и левиты восточную стену, богатые - северную стену, армия - южную стену, бедные - западную стену. Что сделали все богатые? Правильно - они привезли материалы и строителей из-за границы, также и коэны и армия. Только бедные были вынуждены строить своими руками, участвовали все, и молодые и старые.
Так был построен Храм.
Когда Храм был разрушен, от него осталась только Западная стена, построенная бедными.
В чем же ошибка этой истории? А в том, что Западная стена в том виде, в котором она есть сейчас дошла до нас не от Храма царя Шломо, а от Второго Храма, перестроенного царем Иродом. Храм царя Шломо, Первый Храм был разрушен армией Навуходоносора II в 586г.д.н.э. От него до нас ничего не дошло.
До нас дошел Котель как часть Западной стены подпорной платформы Второго Храма, который построил царь Ирод.

Еще одно аналогичное по достоверности объяснение.
Почему не пала Западной Стена? На этот вопрос есть ответ в Кохелет Рабба.
Четыре военачальника участвовали в осаде Иерусалима, и между ними была разделена работа по разрушению стен. Трое добросовестно выполняли свои обязанности, и только один проявил халатность и не разрушил Западную стену. Когда Тит сделал ему выговор, мудрый военачальник сказал ему: "Я сделал это нарочно, потому что, если бы все стены были разрушены, будущие поколения не знали бы, какой красоты был Храм. Тит принял объяснение и приказал оставить Западную Стену для будущих поколений.
Здесь как бы более точная историческая привязка, но ситуация все равно выдуманная - все 4 подпорные стены в том или ином виде дошли до нас.

Мидраш говорит: "Шхина никогда не покидает Западную Стену Храма".
Это привело к ошибочному мнению, что Стена является остатком самого Храма, хотя на самом деле это Западная Стена платформы Храмовой горы. Может быть эта ошибка была одной из причин того, что на протяжении поколений Западная Стена стала самым святым местом для еврейского народа.

И тут я сразу хочу заметить, что именно Западная стена из оставшихся стен находится ближе всего к месту, где стоял Храм и к Святая святых. В 638 году эти земли захватили арабы. В 687-691 годах над Камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы. Не зря на старинных изображениях евреи пишут "место Храма" около изображения Купола Скалы.


Вид на мужскую часть Котеля и Купол Скалы.

В тоннелях Храмовой горы есть место, которое еще ближе к Святая Святых и туда можно попасть или с экскурсией по тоннелям или через женскую часть синагоги Котеля.

Здесь хорошо видно, что целы все 4 подпорные стены платформы, но Западная ближе всего к Куполу Скалы, то есть месту, где стоял Храм. Так что не зря евреи стремились и стремятся именно к ней.


Храмовая гора, вид сверху. Ко Дню Иерусалима, 1969г. Здесь хорошо видно, как увеличилась площадь перед Котелем, но и видны различия по сравнению с сегодняшним днем. Отсутствуют, на мой взгляд, жуткий мост, ведущий наверх, Археологический парк Южной стены и Центр Давидсона. Я уверена, что специалисты найдут больше различий. Пока не нашла как поднимались тогда наверх и где.

Что такое Котель на самом деле?



Макет Иерусалима времен Второго Храма. Можно увидеть в Музее Израиля.



Чтобы представить это лучше, стоит посмотреть на реконструкцию Второго Храма.
1 - Второй Храм
2. Котель (Западная стена) закрашена розовым. Нижний край розового цвета показывает современный уровень площади перед Стеной, уровень на котором мы находимся. Обратите внимание, насколько уровень древнего Иерусалима был ниже.
3. Арка Робинсона - одна из лестниц, которые вели на Храмовую платформу.
4. Юго-западный угол Храмовой горы, стык Западной и Южной стен платформы. Около этого угла и находится Археологический парк.
Протяженность всей Западной стены платформы под Храмом 488 метров. Из них Котель (Западная стена, к которой каждый хочет подойти) 60 метров (!!). На этой реконструкции хорошо видно, насколько мал тот кусочек стены, к которому у нас есть свободный доступ.
Все четыре стены платформы стоят по сегодняшний день.



На макете в тоннелях Храмовой горы яркими точками показан Котель (Западная стена), тот кусок, который мы видим сегодня. Она является частью Западной подпорной стены Второго Храма.



На этой фотографии макета из Тоннелей Храмовой горы:
1.Котель - Западная стена
2.Ворота, ведущие к Храму
3.Самый большой камень, использованный при строительстве Храма
4. Помещения, по которым проходит один из маршрутов экскурсий в тоннелях Храмовой горы
5.Место, где находится макет.
6.Арабские районы, построенные при мамлюках. Приблизительно 800 лет назад Иерусалим был захвачен мамлюками и они, чтобы не подниматься каждый раз в гору для молитвы 5 раз в день, всю местность ниже Храмовой горы застроили системой арочных сводов, а уже на них построили дома. Эти дома сейчас представляют собой арабский квартал Старого города. Такие постройки были вокруг всей Храмовой горы до 1967г., когда площадь перед Котелем была расчищена.

Когда начали молиться именно у Котеля?

В Торе и в еврейской традиции на протяжении веков место Храма считается самым святым и самым центральным местом. По Галахе нужно во время молитвы направляет сердце к Иерусалиму и Храму.
А что же делать евреям, когда Храм был разрушен?



Разрушении Иерусалима и Храма, из фильма, который показывают в Тоннелях Храмовой горы.

Молитвы евреев и их восхождение к стенам Храмовой горы упоминаются в Талмуде уже в отношении мудрецов поколения после разрушения Храма.
После восстания Бар-Кохбы (135г.н.э) римляне запретили евреям приходить в Иерусалим.

Молитвы евреев перед стенами Храмовой горы фиксируются, начиная с четвертого века, в рассказах путешественников и паломников. Первое свидетельство об этом находим в рассказе "путника из Бордо" - христианского паломника, прибывшего в Иерусалим в 333 г.
В то время были введены строгие ограничения на въезд евреев в Иерусалим, так что евреи в основном посещали Масличную гору, с которой можно было видеть Храмовую гору и восточную подпорную стену Храма.

До седьмого века руины Храма были засыпаны мусором. Затем в начале 7 веке византийцы устроили еще больший хаос на Храмовой горе. Западная стена Храмовой горы пострадала меньше, так как у ее подножия находился жилой квартал, разрушение которого потребовало бы его эвакуации.

В начале первого арабского периода (вторая половина 7 века) в Иерусалим прибыло около семидесяти еврейских семей из Тверии, они поселились у южной стены Храмовой горы. Им было запрещено заходить на Храмовую гору, которую мусульмане сделали своим священным местом. Евреи молились у южной и восточной стен Храмовой горы в первый арабский период.

Купол Скалы из фильма, который показывают в Тоннелях Храмовой горы. Построен в 687-691гг.


В документах Каирской генизы описываются еврейские молитвы около Храмовой горы в девятом и десятом веках, но Западная стена прямо не упомянута.

Еще в 12 веке, во времена правления крестоносцев в Израиле, 1165-1166гг., Рамбам (Рамбам - рабби Моше бен Маймон) посетил Иерусалим. Согласно его словам, он молился на самой Храмовой горе.

Знаменитый еврейский путешественник Вениамин Тудельский, посетивший Иерусалим примерно в 1170 году, упоминает место перед Куполом Скалы, Западную стену и Врата Милосердия (שער הרחמים), куда приходят евреи молиться перед Стеной о помощи. Он также писал, что евреи написали свои имена на стене. Тут должна заметить, что те ворота, которые называются "Ворота Милосердия" (שער הרחמים) в наше время находятся на восточной подпорной стене Храма.

Подобное описание есть в книге раввина Ицхака Хило "Пути Иерусалима", которая была опубликована в 1333 году. Там описана Западная стена и вместе с ней "Ворота Милосердия".

Согласно археологу М.Бен-Дову, проводившему раскопки на Храмовой горе, усиление еврейской общины в Еврейском квартале под руководством Рамбана (Моше бен Нахман) началось в конце 13 века. Можно предположить, что моление у Западной стены Храмовой горы могло быть уже в 13 веке под руководством Рабана.

Есть те, кто считает, что в 14 веке было устроено молельное место, которое используется для этого до сих пор.
Есть также письменные свидетельства, что в 14 веке Западная стена была вся засыпана мусором.

Первое описание, которое можно с уверенностью отнести к месту, известному ныне как Западная стена - Котель, было написано в 1488 году раввином Овадьей из Бертиноро после его посещения Иерусалима.
"А западная стена, которая существует до сих пор, я хотел бы сказать часть ее, камни ее очень большие и толстые, таких размеров я не видел ни в одном древнем строении, ни в Риме, ни в других местах ."

В конце 15 века Западная стена стала собственностью Вакфа.

Вскоре после завоевания Иерусалима Османской империей в 1517 году османское правительство начало восстанавливать город и даже поощряло евреев, изгнанных из Испании, селиться по всей Османской империи в целом и в Эрец-Исраэль в частности. Таким образом, это место могло посетить больше евреев, а Западная стена была официально признана властями местом еврейской молитвы по приказу султана Сулеймана Великолепного.
Насколько известно, именно султан Сулейман Великолепный, правитель Османской империи, впервые дал евреям в первой трети 16 века первый фирман (царский указ). Этот фирман закрепил молитвенные права евреев в узком проходе около Западной стены.
Исследователи и любители Иерусалима до сих пор ищут этот фирман и ряд других фирманов, говоривших о Западной стене, которые султаны, сменившие Сулеймана, дали евреям. Но фирманы исчезли, как будто их поглотила земля. Эти фирманы упоминаются в более поздних документах, что подтверждает их существование. До сих пор считается, что эти фирманы могли бы помочь нам в современных международных спорах о Храмовой горе...

Есть те, кто говорит, что место, где сегодня молятся евреи, появилось только после землетрясения, произошедшего в 1546 году. Британский археолог Чарльз Уоррен, а затем археолог нашего времени профессор Дэнни Бехат, указывают что то же самое землетрясение, которое разрушило здания мамлюков, примыкавшие к Западной стене, было тем, что создало место сегодняшней молитвенной площади.
Удаление развалин несколько расширило и удлинило место возможного подхода к Западной стене на этом участке.
Евреи поспешили туда втиснуться и использовать это место для массовой молитвы. Позже это место назвали "Аллея Котеля".

Это был узкий переулок рядом с небольшим участком Западной стены длиной двадцать метров и на расстоянии примерно 110 метров к северу от юго-западного угла платформы Храмовой горы.

Когда архитектор султана Сулеймана Великолепного, Мимар Синан побывал в Иерусалиме, то по приказу султана он подготовил этот район Западной стены как место для молитвы евреев. Синан построил стену, отделившую район Муграби от места молитвы.
Все это, вероятно, облегчило османским властям задачу по назначению переулка у Западной Стены в качестве официального места молитвы евреев.
С этого момента начинаются регулярные молитвы у Котеля, в которых участвует много людей.

Во времена османского владычества Западная стена и район Муграби были частью земель, принадлежавших администрации Вакфа на Храмовой горе.

В течение 16 века описания Западной стены множились в списках еврейских путешественников, раввинов и караимов, и кажется, что в этот период это место уже стало признанным местом еврейской молитвы и священным символом для евреев диаспоры. Имеются источники этого периода, в которых еврейские мудрецы говорят, что статус молитвы у Котеля такой же как у западной стены Храма.

На протяжении своего существования долгие годы Котель был свалкой.

Эта история написана по свидетельству Рабби Элиезера Нахмана Пуаха (около 1540 г.)
У римлян было острое желание скрыть Котель и поэтому император объявил это место местной свалкой. На протяжении многих лет жители Иерусалима и окрестностей выбрасывали мусор на место Котеля. Таким образом Котель был полностью покрыт мусором, что было непонятно, что прячется под большой помойкой в окрестностях города.
Султан Сулейман Великолепный захватил Иерусалим в 1517г., он хотел найти руины Храма. Он заинтересовался помойкой, к которой жители города издалека приходят выбросить мусор.
Одна из старух рассказала ему, что есть закон требующий от жителей выбрасывать мусор именно здесь.
Султан Сулейман очень заинтересовался этим рассказом и бросил золотые монеты в кучу мусора, которая скрывала Котель. Он сказал жителям, что в этом месте есть огромный клад золота. Жители пришли и перенесли весь мусор в другое место, чтобы собрать монеты. И после всего открылся Котель, все то что осталось от Храма.

Я не нашла изображений Котеля раньше 18 века.
Это изображение скорее 18 века, довольно условное, и похоже сам художник в Иерусалиме не был. Но Котель узнаваем, что для нас важно.


Котель (Западная стена) и сооружения на Храмовой горе. Изображение 18 или 19в. (?), Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Надпись сверху:
"И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы." Йешайа (1-2:2)
Надпись снизу:
"...помните вдали о Господе и да будет Йерушалаим в сердце вашем." Йирмейа (51:50)

Изображение 1839г., молитва в узком коридоре у Котеля.


מאת Johann Martin Bernatz (1802-1878) - https://christipedia.miraheze.org/wiki/Klaagmuur
https://www.israelnationalnews.com/news/211686, רשות הציבור, קישור

Есть свидетельства уже с середины 19в., что в узкий коридор у Котеля приходило так много молящихся в праздники и другие важные дни, что молились посменно.

Фотография сделана между 1898 и 1914гг.


By Matson Collection - Library of Congress
Catalog: https://www.loc.gov/pictures/collection/matpc/item/mpc2004007122/PP
Original url: https://hdl.loc.gov/loc.pnp/matpc.06653, Public Domain, Link

Отношения евреев и мусульман были сложными. Есть подробные описания современников, в которых говорится, что мусульмане выбрасывали свои фекалии и навоз своих животных на головы верующих евреев и преследовали их многими другими способами.

Были времена, когда евреи Иерусалима должны были платить особую плату главам квартала Муграби, живших в домах рядом с Западной стеной, чтобы предотвратить беспорядки и нападения на евреев, направляющихся к Котелю, чтобы молиться. В бухгалтерской книге еврейской общины в Иерусалиме начала прошлого века можно найти среди различных расходов эту сумму платежа.

В 19 веке евреи должны были платить османским властям за право молиться и скорбеть у Западной стены. Американский консул Альберт Родс писал, что это ежегодный платеж был в размере 1500 долларов. Моше Монтефиоре выкупил это право навсегда.

Еще в 19 веке было известно об обычае оставлять записки в промежутках между камнями Котеля.

Изображение 1857г. На нем очень хорошо видно, что находилось на нынешней площади перед Котелем и как мало места было для молящихся евреев.


"James Robertson (British - Mount Moriah and the Mosk of Omar - Google Art Project" by
James Robertson (British, 1813 - 1888) (1813 - 1888) (British) (photographer, Details of artist on Google Art Project) - 0wH5LXwqv0vaiw at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.

Паломничество в Иерусалим было доступно лишь небольшому количеству предприимчивых смелых людей. На протяжении веков путешествие в Эрец-Исраэль оставалось очень опасным.
Явно путешественник с палкой и узелком, это уже 19в..


"Еврей около Котеля", 1868г, Жан-Леон Жероме. Выставка "Вечный жид", Музей Израиля, Иерусалим.

Так ощущал себя тот, кто добрался в Иерусалим к Котелю издалека. Кстати, не знаю, откуда художник взял эти камни, на которых лежит паломник. У Котеля ни с одной стороны их не было. Может этот художник сам не был в Иерусалиме, а рисовал по фотографиям и рассказам.


Ориентировочно 19в. Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)

На фотографии 1870г. видно что и мужчины и женщины молились у Котеля вместе.


By Félix Bonfils - Getty Villa, Public Domain, Link

На многих фотографиях и изображениях очень хорошо видно, каким небольшим было место для молитвы. Расстояние между Котелем и ближайшими домами было совсем не таким, как сейчас. Оно было 3-4 метра в ширину и 28-29м в длину. Именно поэтому все фотографии и художественные изображения того времени так выглядят. Почти не было возможности показать это место иначе как с юга и молящиеся евреи находились в узком коридоре между Западной стеной и кварталом Муграби.

Теперь посмотрим как молились. На фотографии 1880г. уже есть как бы разделение на мужскую и женскую части. Нет перегородки, формального разделения нет, но молятся в группах, в основном мужчины и женщины отдельно.


"Молящиеся у Котеля", 1880г., автор Félix Bonfils, Музей Эрец-Исраэль, ТА.



Изображение 19в., Музей Эрец-Исраэль, ТА.



"Западная Стена", Эфраим Моше Лилиен, начало 20 века. Выставка Выставка "Еврейское искусство 19 века, большие мастера".

Перед Первой мировой войной в Иерусалиме было около 70.000 жителей, из них 45.000 евреев. Иерусалим был городом с еврейским большинством с 1870г. и до наших дней.
Осознание важности Котеля в еврейской традиции выросло очень сильно.

В 1840 и 1911 годах османские власти официально объявляли, что евреи не имеют никаких прав на площадь перед Западной стеной. Разрешалось только посещать место для молитвы - но без проноса скамеек, перегородок и свитков Торы. Однако евреи не приняли этих запретов и, лоббируя начальство округа и уполномоченного Вакфа, добивались их согласия молиться по-своему.

В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Британского мандата. В это время впервые проявились националистические тенденции среди арабов, проживающих на территории Израиля. С подачи муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов. Проповеди, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе были полны подстрекательств, направленных против евреев. Как мало в этом вопросе изменилось за последние 100 лет.

В Песах 1922 года мусульмане запретили евреям приносить стулья к месту молитвы. Вмешались британские власти, и губернатор Рональд Сторрс постановил в том же году, в соответствии с существующей правовой ситуацией (а не фактической ситуацией), что нельзя ставить стулья и скамейки.
Вот и сидели напротив Котеля на земле. Было много пожилых молящихся и им было тяжело долго стоять.


"Котель", 1936, Тим (Нахум) Гидал, выставка "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль", Музей Штрука, Хайфа

Следующая история начала времени правления Британского Мандата (1917-1948гг), рассказанная на экскурсии. Насколько это история реальна - не знаю, не нашла подтверждения, но аллегория понятна.

Должна была состоятся встреча раввина Зонненфельда и Верховного комиссара Британского мандата Герберта Самуэля.
Верховный комиссар должен был посетить раввина, который жил в маленьком убогом домике в Еврейском квартале Иерусалима.
Богатые евреи предлагали раввину принять Верховного комиссара в их больших и богатых домах, чтобы не стыдиться. Но раввин стоял на своем. Если встречаться, то обязательно в его маленьком и разваливающемся домике с немощеным полом.
В назначенный день прибыл Верховный комиссар со своей большой свитой в крошечный дом раввина. Комиссар был человек воспитанный и не сказал раввину напрямую, что он думает о его доме, а только с сожалел о том, что был вынужден спускаться по ступенькам, чтобы войти во внутрь дома. Раввин понял намек и пригласил Комиссара к одному из окон дома, которое выходило прямо на Котель. За окном был Котель тех времен, во всей его скудности.
В те времена было принято выбрасывать мусор прямо на Котель и камней было не видно из-за мусора.
И тогда сказал раввин: "Если Всевышний живет так, то мне и подавно не стыдно".

Эта фотография 1920 года точно иллюстрирует эту историю. Мусорная тема не была закрыта с 16 века.


"Historical images of the Western Wall - 1920 C SR 016" by National Library of Israel - Own work. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.

В 30е годы 20в. Котель в Песах посещали 50-60 тысяч человек, в год до 350 тысяч. Это были не только молящиеся, но и туристы, как еврейские так и не еврейские.

Окончание

Иерусалим, еврейское

Previous post Next post
Up