Поездка в Таллин обещает сюрпризы.
Хельсинки-Таллин
Раннее пробуждение. Впрочем, для остальных домочадцев- вполне обычное. Надо успеть в порт Хельсинки, откуда должен отчалить корабль в Таллин. Путешествие длится чуть более двух часов. Между тем, к Западному терминалу мы должны подойти за полчаса до регистрации, иначе дверь закрывается.
Столичный порт с его пятью гаванями -самый крупный в Финляндии. Отсюда осуществляются грузовые и пассажирские перевозки в крупные порты Северной, Центральной и Западной Европы.
Южный порт является самым загруженным, пропуская ежегодно более, чем шесть миллионов пассажиров.
В 2008-ом был сдан в эксплуатацию порт Вуоссари, осуществляющий маршруты в Германию, а также- в Польшу (трижды в неделю).
Западный порт, как было уже сказано выше, обеспечивает маршрут ''Хельсинки-Таллин'', обслуживая 3 млн. пассажиров в год. Летом отсюда в столицу Эстонии отправляется 17 судов ежедневно. Зимой-меньше.
Паром отчаливает из Западного терминала.
Западный терминал
Функционирует круглый год, имея разные часы работы в будние и выходные дни. Как бы то ни было, сотрудники бывают здесь, как минимум -до 23։00 во все дни.
Доехали мы на метро даже раньше установленного времени и, пока Рузанна, взяв наши документы, пошла делать регистрации, имели возможность постоять и покурить у входа в терминал. Процесс автоматической регистрации, добавим, проводится в разных пунктах։ для тех, кто едет на автомoбилях и для тех, кто без оных.
В момент отплытия.
Счастливого плавания
Внутри корабля ''Финляндия'' вполне комфортабельно. Обещается приятное путешествие. Хотя, когда ты в кругу своих родных, любое странствование так или иначе сулит быть веселым.
На палубе.
В ранний час ветер особенно сильно дает знать о себе, но находятся такие же, как и я люди, желающие выйти на палубу։ покурить или сфотографировать корабль на фоне льдов в холодное зимнее утро. Построен паром в 2001-ом. В 2012 г. был реконструирован и предоставляет пассажирам все те услуги, которые способен дать какой-нибудь другой современный паром. На борту шесть ресторанов с кухней на все вкусы и требования, два магазина (в одном из них прогулялись и мы, осматривая подарки,- здесь цены на товары и продукты поэкономнее. Но решили отложить покупки до вечера - уже при возвращении домой), вполне приличный бар, конференц-залы, детская игровая площадка... Если займусь описанием всего того, что есть и чего нет, забуду, о чем должен был поведать в рамках дня сегодняшнего. Слышны звуки музыки. Живое исполнение. Играли в том числе и кое-что из испанского репертуара.
Спустились позавтракать в буфет, действующий по принципу ''шведского стола''. Еда, к сведению, не входит в стоимость билета- за него надо платить отдельно. Первое впечатление до того, как успел попробовать что-либо։ просторно, организованно до мельчайших деталей, чисто, уютно.
Постоянно снуют туда-сюда люди. По наблюдениям Рузанны сегодня их меньше, но на обратном пути станет значительно больше. А вообщем-то, на корабль могут подняться до 2000 человек.
За плотным завтраком, обменом шутками и перекурами как-то незаметно проходит время. Не перестают проходить мимо рядов работники буфета, тут же убирающие грязную посуду с краев стола. Единственный паром, ходящий в Таллин под флагом Финляндии предлагает, естественно, в основном финскую еду.
Пьешь свой кофе, сидя у иллюминатора, в котором так прекраснен вид на море. Упустить момент никак нельзя. На первой фотографии Степа, как и обычно, вновь вышел серьезным, сосредоточенным на какой-то мысли. И тогда я нашел выход, попросту попросив Рузанну пересесть к отцу. Результат виден на фотографии.
От улыбки хмурый день светлей.
Бывшее не совсем СССР
Собственно, это уже не Финляндия, а Эстония, но и он вошел уверенно в данный цикл, т. к. сюда мы приехали из Хельсинки, куда сегодня же должны часами позже вернуться вновь.
Вид на Старый город.
Не успели еще мы спуститься из парома, как Рузанна позвонила заказать такси. Для тех, кто окажется в Таллине впервые։ такси там обходится дешевле, чем общественный транспорт у финнов. Племянница информирует, что сюда часто она приезжает на шопинг. Так делают, между нами говоря, и многие финляндцы։ ведь цены здесь для этого дела намного привлекательнее, чем, скажем, в Хельсинки. А еще она признается, что когда начинает очень скучать по Армении, то ... покупает билет и приезжает к соседям. Уж очень эта страна напоминают ей нашу Родину. Не знаю, так ли? Не обратил пока внимания. Для того, чтобы почувствовал, нужно, по крайней мере, прогуляться пешком по местности.
Степа также знаком с городом. Еще со времен СССР, когда три прибалтийские республики считались, так сказать, ''цивилизованным Западом Союза''. Что-то наподобии отдельного мира, несмотря на то, что все были тогда в ''едином Союзе''.
Наш таксист, естественно, хорошо говорит на русском. Прежде, чем занять свои места, доканчиваем курение, заметив по ходу, что погода у эстляндцев потеплее, чем в Финляндии.
Морской музей Эстонии.
Бескрайнее море, судна, ангар
Остановились у некоего строения. Эстонский морской музей. Не случайно в начале водитель задал вопрос։ а в который хотим? Их в столице два. Первый размещен в башне ''Толстая Маргарита''. Второй, куда мы и приехали, является чем-то вроде филиала первого и размещен в Lennusadam- Лётной гавани.
Экспонаты основаннго в 1935 году и перетерпевшего за это время много чего музея не могли уже вмещаться в той самой ''Толстой Маргарите'' и определенную часть (может, значительную) перенесли в крытое сооружение для гидросамолетов, построенного в 1916-1917 гг. Не знаю, были ли в прошлом ангары таких размеров без колонн? Надо навести справки.
В этом музее необычное освещение.
Что ж, началось наше путешествие в мир военно-морской истории Эстонии и хотим надеяться, что оно станет увлекательным. Уже необычное решение с освещением внутри распологает. Временами кажется, что ты на поверхности моря, в другие моменты-что находишься на столько-то лье под водой. В одном обширном месте собрано около 200 образцов, так или иначе связанных с морем- начиная от парусников, кончая подводной лодкой ''Лембит'', построенной в 1937 г. на английской верфи ''Викерс-Армстронгс'' и названной в честь национального героя Эстонии. Здесь -глиссер ''Скат-2'', спортивная яхта ''Акула'', детская яхта ''Оптимист''....Перед вашим взором проходят не только корабли, но и тяжелая наземная техника. Над вашей головой -гидросамолет Short 184, под вашим носом- самоходная зенитка ЗСУ-57-2 и т. .д.
Лодки на морской глади.
На, над и под
Чуть выше высказался уже по поводу освещения помещения. Но это-одна деталь. Вторая, не менее важная- конструкция и организация постоянной экспозиции. Два яруса помещения блестяще способствуют воображению того, что перед вами предпологаемое море. Судна, ''подвешенные'' на опредленном уровне от земли, создают иллюзию того, будто находятся на плаву, на поверхности моря. ''Лембит'' или Yelow submarine внизу-подводный мир. Над всем этим, ближе к куполу- гидросамолет Short 184. Такая картина.
Short 184.
Еще один фактор того, что все ответсвенные за создание оригинального музея авторы достигли своей цели- это максимальная подача сведений։ помимо табличек с названиями, годом создания и т. д., есть также аудиовизуальные материалы, дающие исчерпывающие данные об экспонатах в частности и о морской истории Эстонии- в целом. Так, что вы здесь обойдетесь и без гида (особенно, когда все материалы доступны на нескольких языках). Еще одно наблюдение в связи с этим։ время проходит и ты фиксируешь, что часы текут как-то незаметно именно из-за дополнительной информации, с которой знакомишься внимательно, не переставая при этом фотографировать.
Красивый купол ангара.
Когда до купола рукой подать
И вот наступил момент, когда собрали оградительную ленту и сделали приглашение подняться по ''горбатой'' лестнице. Уж очень явно ощущение, что шагаешь по трапу судна. Лестница является своеобразной копией красивого купола ангара. Отсюда все хранилище словно на ладони. Вот, где на самом деле кажется, что наблюдаешь за картиной появления кораблей разных времен и народов в водах Балтики.
Тяжелая военная техника в музее.
Спускаемся с Рузанной (Степа с Алиной с какой-то минуты исчезли с поля зрения), чтобы перейти на сушу и полюбоваться тяжелой техникой. Подумал։ а если бы мой брат Роберт- отличившийся танкист- был здесь, нам тем паче не надо было бы иметь необходимость в проводниках. Вот, кто во всех подробностях рассказал бы о каждом виде, его предназначении, технических данных и т. д. Вы знаете, что еще прекрасно здесь? То, что нет запретов։ подойди близко, потрогай, пощупай (если интересно), поднимись, посмотри через люк, проверь свои знания (если имеются по данному предмету). Этот музей всегда будут посещать, поскольку его создатели нашли действенные ключи для поддерживания интереса к нему. Предметы не сами по себе. Ничто не загораживает их от посетителей. Живая такая связь. Если взрослым это интересно, то Дани, например, или его сверстникам- вдвойне.
Гордость эстонцев.
Будьте готовы- опускаемся на глубину!
Там, внизу. Стоит красавчик. Гордость музея, таллинцев и эстонцев- подводная лодка ''Лембит''. Когда ты уже готовишься войти внутрь, приходит понимание, что все, собственно, вокруг данного экспоната и собрано. Главная составляющая общей картины. Пусть она внизу, как и следует быть подводному кораблю, но в данном пазле это- середина, это -главный момент, это- картина на фоне. Заходишь, думая увидеть нечто грандиозное, а внутри все до мельчайших деталей так малогабаритно, малокалиберно, узко, низко. Такие отнюдь не просторные каюты, такие компактные помещения. Вот ведь как бывает в настоящих подводных судах.
Знакомство с подводной лодкой.
''Не устал?'',-спрашивает Рузанна. О чем речь? ''Тогда пойдем-попутешествуем в глубине моря''. Забавный старичок-капитан Yelow Submarine как бы случайно замечает присутствующих, удобно устроившихся в его желтом субмарине, приветсвует с экрана и обещает незабываемое погружение в неизвестное. Сидишь внутри, ни о чем не ведая, как внезапно благодаря технологическим эффектам на самом деле чувствуешь медленное погружение в таинственные глубины моря, шаг за шагом раскрывающие некоторые из своих бесчисленных секретов. Старик-же-подводник не перестает давать пояснение обо всем том, что делает сам или видим мы все вместе.
''Не устал?''. О чем речь! ''Тогда пошли измерять давление воды''. Положил руку ладонью вниз, нажал кнопку и ... Давай посмотрим, какое давление выдержим?
''А хочешь пролететь над городом?''. Летчик из меня, к слову сказать, получился никудышный. И хорошо еще, что ''летел'' без пассажиров. Таллину, тем не мее, нанес вред. Ничего։ зато, как говорил известный герой из ''Пролетая над гнездом кукушки'', я попробавал.
Пролетая над... Таллином.
Мальчишки играют в кораблики под наблюдением своих родителей. Довольные такие лица. Это самый положительный заряд для них -на день и на всю неделю.
Выдержу ли сильные шумовые эффекты? Смело вхожу в комнату։ для меня,не упускающего салюты ''масклета'' в течении 19 дней валенсианского праздника, когда земля дрожит под ногами и готовы лопнуть барабанные перепонки, все остальное кажется детской игрой.
Дальше-специальное открытое место с выставкой морских униформ։ приблизтесь, выберите по вкусу любую из них и сфотографируйтесь на память. Так мы- я с племянницей- и сделали. По-моему, она больше похожа на морячку, чем я на офицерского морского чина.
С племянницей не соскучишься.
Так, а здесь... Это такие аквариумы։ мини-отображения загадочного подводного царства. Фрагменты, ведающие о том, как же удивителен этот мир, в котором кое-что создано и нами самими...
Причал
Причал, ''Суур Тылль'', ''Беломорканал''
Выходим из музея, но не спешим покинуть территорию։ продолжение музея -на причале, где вы найдете еще с деяток судов и у каждого из них- своя биография. Но если внутри сооружения главный экспонат- ''Лембит'', то за его пределами эту роль берет на себя ''Suur Tõll'' (''Суур Тылль''-''Большой Тылль'') - один из самых старых и -самый большой в Европе ледокол на паровом двигателе. Оригинал, держащийся на плаву здесь до наших дней. Построен в 1914-ом, учавствовал в Ледовом походе, переходил к финнам, потом снова к эстонцам. Последнюю проводку совершал в 1986-ом. С 1994 г.-музей.
Большой Тылль
Прошлись по помещениям. Практически все без исключения доступны для обзора и составления собственного представления. Посидели немного там, пошутили, увидев на столике одной из кают пачку знаменитых сигар ''Беломорканал'', что дало повод вспомнить о советском прошлом- со своими атрибутами, причудами, лозунгами и прочим.
''Пятиминутка''
Пока прогуливался по палубе, задумался на миг, что ведь значение настоящей экскурсии будет осмысленно никак не сейчас, когда кадры смешиваются постоянно один с другим, а значительно позже.
Вид Старого города
Место, откуда никак не хотелось уходить
Прямо напротив нас на улице замечаем нечто неожиданное։ паровозик City Train, на котором есть возможность проехаться по Старому городу. Но, как сами видите, отсутсвовали не только пассажиры, а и водитель. Туда- в Старый Таллин-доехали на такси. Верное решение։ по исторической местности столицы хочется не проехаться, а прогуляться, открывая в каждом уголке все то сокровенное, что оно таит в себе. Да, надо, чтобы пешком.
Прокатимся?
А с точки, где молодой таксист предложил нам дать старт экскурсии, начинается подъем той части стены, которая ведет в Вышгород. В ответ на мои восторженные восклицания, Степа по-своему спокойно замечает։ ''Погоди еще- сверху увидишь и поймешь''. Он не преувеличивал։ и на самом деле, чем дальше вверх-тем ярче, красивее, магичнее, Вот, здесь-пик. И отсюда открывается волшебная панорама Таллина прошлых веков. В этой части и жили вельможи прошлого. Еще бы!..
Прогулка в Старом городе.
Шагаем по узким, извилистым улочкам и с первой же секунды нашел схожесть в этом плане с Кармен- старинным районом Валенсии, представляющим приблизительно ту же картину. Дух XI века витает здесь. По этим улочкам ходили в свое время датские крестоносцы, здесь находилась резиденция иностранных правителей, тут хозяйничал в свое время Тевтонский орден, отсюда отдавали приказы русские...
А то, что сейчас видим- это сеть сувенирных магазинов, кафе, исторические достопримечательности...
Сидим во дворе так, за чашкой кофе.
''Кофе можно,- соглашается Рузанна с оговоркой։- но время на это дело-только 15 минут''. Женщины предпочитают оставаться внутри кафе, я и брат-во дворе։ кофе с сигаретой для меня как что-то обязательное. Степа во время беседы говорит о том Таллине, который помнил.Ведь когда кто-либо появляется вновь в местах, где ему было когда-то хорошо, даже помимо своей воли, тутже всплывают воспоминания. Особенно, если все в тех самых местах осталось по-прежнему. В Старом городе, да, все в точности также, как в день его первого приезда, как века тому назад, как и сегодня. Изменились разве что только персонажи и обстоятельства.
Ратушная площадь
Спускались из Вышгорода, когда заметил вдруг испанский флаг. Выяснилось, что здесь рассположился центр ''Пикассо'', в котором можно изучать язык Сервантеса, культуру и традиции испанской стороны. Одним словом, узнать как можно больше из первых, что говорится, рук, т. к. все пятеро преподователей- испанцы с высшим образованием. Дверь закрыта, но... Фотография на память осталась.
Под испанским флагом.
Что касается нижней части Старого Таллинна, то тут, несомненно, самым примечательным местом является знаменитая Ратушная площадь. Именно тут находится единственная точка, откуда видны пять основных шпилей։ ратуши, Домского собора, церквей -Святых Николая, Дуки и Олевисте (Олафа). В последнюю решили войти. Службы не было։ лишь церковный хор проводил свои репетиции. В просторной баптисткой церкви XIII века, признанной архитектурной доминантой Старого города, находились в тот момент лишь мы втроем и с десяток певцов хора. С другой стороны, и у нас не было много времени։ паром возвращается в Хельсинки и задержка в стенах храма могла стать причиной опоздания. А ждать нас, как было сказано ранее, никто не будет и секунды.
Быстрым пешим шагом
Из всего, что реально было бы увидеть- а на Ратушной площади уйма достопримечательностей-сожалею особенно, что не смог войти... в аптеку. Не совсем обычную. Самый старый магазин лекартсв всей Европы открыт в 1422 году, действуя беспрерывно до наших дней. Интересно и то, что наряду со своей непосрдественной функцией-торговля лекартсвами-там сейчас- еще и музей. Что ж поделать... Как отметил, нам надо было спешить.
Фрагменты.
Стемнело. От площади до порта пешком отнюдь не далеко, но изменение маршрута и посещение, в частности, церкви отняли у нас преимущество спокойного хода.
Красив, замечу вам, вечерний Таллинн в свете огней. Однако, при нашем темпе успеваю видеть только отдельные фрагменты, сделав два или три кадра, пока ждали зеленого цвета светофора.
Красиво.
Хочу надеяться, что когда-нибудь у меня снова получится на более длительный период навестить город и увидеть многое из того, о чем читал или знаю благодаря фильмам.
Прощай, Таллин!
Багаж из Эстонии
На корабль мы не опоздали, нет. А людей, плывущих в Хельсинки поистине оказалось намного больше, чем во время утреннего маршрута. Абсолютное большинство- эстонцы, зарабатывающие на жизнь в Финляндии. В выходные они едут к родным и близким. Вечером воскресного дня берут курс назад։ с завтрашнего утра- новая рабочая неделя. Надо было видеть просто, с каким грузом сели они на паром. Ящики пива и других напитков-спиртных или нет. Коробки со всякой провизией... Это-наглядно. Немало и тех, кто загрузил свои машины. Дайте волю воображению, чтобы представить себе, что везут в багажниках своих автомобилей.
Как же быть иначе, если в соседней стране все это намного дороже. Между тем, эстонцы, кажется, хорошо умеют подсчитывать свои выгоды։ работают в Хельсинки, получая там свою зарплату, отовариваются за вполне нормальные цены у себя на родине, кое-что, таким образом, отложив в сторону из своих экономий. Естественно, Эстония, в которой идет столь интенсивная торговля и куда столь регулярно ходят корабли, тоже выигрывает-мало ли, много ли. Все! Давайте-ка, кончу считать чужие доходы. Наш ждет ужин.
Здравствуй, дорогой Хельсинки! Кажется, я сто лет уже знаком с тобой...
Славный был ужин։ и черная тут икра тебе, и красная, и лосось, и много чего другого из разностей ''шведского стола' финской кухни. О чем другом могли говорить за столом, если не о ярких впечатлениях от столь занимательного путешествия? И снова в перерывах я и Степа выходили на перекур. Человек до моего приезда сюда курил очень умеренно, так что мое присутсвие в этом отношении стало очень даже отрицательным фактором. В информационном киоске, к слову, можно не только получать интересующие вас сведения о маршруте, но и купить сигареты. Лишь правила продажи здесь довольно-таки необычные։ если покупаешь три пачки одной и той же марки-цена низкая, если один блок-выше. Несомненно, есть свое объяснение, но его я выяснять не стал.
Уставшие, но довольные, вернулись мы в Хельсинки, которого приветсвовал мысленно. Кажется, я тоже вполне серьезно полюбил этот мирный и толерантный город. Думаю, город и сам знает о моих симпатиях по отношению к нему. День же, в целом, удался.
Артур Гукасян