От виртуального пространства- к реальному
Мы выросли и жили в одном государстве под названием Советский Союз. Разные по всем аспектам, являлись, тем не менее, гражданами одной и той же страны, неожиданно рухнувшей и канувшей в летах. Республики бывшего СССР приобрели независимость, после чего началось активное перемещение людей из своих родных мест- в чужие края.
С течением времени на просторах созданного технического средствами мира было сформировано некое другое образование, которое можно назвать ''державой Фейсбук'', действительными поданными которой стали в том числе и люди из разрушенного ''нерушимого''. Между многими из числа последних завязалась дружба. ''Вживую'', как говорится, не виделись, но люди дружат друг с другом. Вот, такой парадокс времени. Однако нам, прожившим в Союзе, вовсе и не внове։ были же времена, когда люди писали еще от руки и отправляли свои письма в настоящих конвертах. Вспомним, что с детства у нас завязывались переписки со сверстниками и более взрослыми людьми, которых не видели никогда, но связь незаметно перерастала в дружбу.
Я это к тому, что на восьмой день моего пребывания, узнал вдруг, что в Хельсинки находится также и Марина Авидан, приплывшая на корабле из Швеции, с которой договорились встретиться.
Кто такая Марина? Та, с которой подружился на просторах Фейсбукии и никогда раньше не имели радости непосредственного общения. Но, обо всем по порядку...
На пути к ''Стокманну''
Место встречи изменить нельзя
Еще ночью Рузанна во всех подробностях написала мне, как должен поехать на место встречи, которое изменить нельзя. Дани, проснувшийся утром рано, искренне удивился։ с чего это вдруг его мать составила такой доскональный список станций метро? Он не знает, конечно, что у его мамы такой дядя, который даже просто так шагая, сразу же отдается впечатлениям, мало придавая значения тому, в каком конкретно местоположении находится то нечто, которое произвело на него то или иное впечатление. Зрительная память отключается, дав место исключительно эмоциям.
Баста обо мне. Один спускаюсь к метро, следуя за мужиком,который бежал туда-сюда, собирая пластиковые бутылочки и жестянные банки из под кока-колы или пива. Это тоже деньги. Каждая тара стоит от 10 до 20 центов- в зависимости от объема. Чем сидеть дома и лясы точить, подрабатывает хоть что-то мужик.
Всего 11 станций надо проехать мне до пункта назначения и так как со мной нет никого, наблюдаю за входящими и выходящими.
Переход из Раутатиентори до магазина Stockmann недолгий. При возвращении из Таллина мы прошлись вчера вечером до этого внушительного здания, чтобы его вид закрепился в моей памяти.
Фасад Stokmann
Stokmann
Я- у часов на фасаде огромного магазина. Племянница их сделала ориентиром, инструктируя о коротком пути, ведущем сюда. И это не случайно։ много жителей столицы любят назначать свидания под ''Часами Стоки'', как выражаются они сами.
Я пришел несколько раньше и решил пройтись по этажам ''Стокманн''. Речь в данном случае о крупнейшем в странах Северной Европы коммерческом центре, торговая площадь которой на сегодняшний день занимает 50 тыс. м². Надо со всей серьезностью относиться к этому месту։ согласно данным на 2002 г., универмаг занимал шестое место в Европе по годовому объему продаж (393 млн. евро). Занимает весь этот бизнес-центр-назовем его так- целый квартал в центре столицы и спроектирован в скандинавском стиле ар-деко (эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма). В семи из имеющихся восьми этажей- разные торговые отделы. На последнем- кафе, рестораны и прочее. Я предположил, что именно туда- на восьмой этаж- предложит подняться Марина. И не ошибся.
Марина
Ведущая активный образ жизни, Марина Авидан (звучное же имя!) на личной стене общего фейсбуковского мира создала свой яркий образ. Начитанность, граммотность, постоянство в стремлении ко всему красивому, тонкий вкус, деликатность- это все про нее, тем или иным образом просачиваясь и подчеркиваясь в почти ежедневных публикациях как из Швеции, где проживает, так и- из разных уголков нашего с вами земного шара, в которых до сих пор успела она побывать. То же самое читалось и во время наших коротких переписок- не столь частых, но интересных по содержанию.
Является ли человек из мира, созданного посредством компьютерного программирования, тем же, что есть и в реальной жизни? Этот вопрос до встречи высветился у меня сам собой. Склонен предположить, что и у нее тоже. Как бы то ни было, каждая личность-отдельный случай и в общем плане, касательно всех людей, однозначного ответа быть не может.
А вот в случае с Мариной как первый миг, так и ее предложение выпить чашечку кофе на самом последнем этаже ''Стокманна'' уверили меня, что передомной именно тот друг, которого знаю, кажется, сто лет. Та, что фотографирует крышу, на которой жил Карлсон; та, что видит площади и улицы столь разных городов с определенной высоты и т. д. Это не значит ни в коем случае, будто она только и делает, что ''витает в облаках''։ снимки с сопроводительными текстами из зданий дворцов, отелей, кораблей, метро, фирменных магазинов и т.д. , явствуют, что ей хорошо и на земле. Еще лучше- на море.
Хочешь жить интересно? Живи!
С высоты восьмого этажа
Жизнь в Швеции, Испании, России, Армении, Финляндии- в фокусе тем нашей беседы. С самого начала мою собеседницу удивило то обстоятельство, что маршруту в Стокгольм, где есть столько исторических мест и масса чего более интересного, я предпочел рейс на Хельсинки. Отвечаю, что после долгого девятилетнего перерыва, предоставился прекрасный шанс вновь увидеться со старшим братом, который, в свою очередь, приехал с супругой из Армении, чтобы навестить свою дочь. Надо ли говорить, что я тут же воспользовался случаем! Ничего։ договорились, что Швеция- в следующий раз!
Замечу, что как увлекательны своеобразные фоторепортажи Марины в социальной сети, так содержательны и ее рассказы, переданные в устной форме. В данном случае- обзор круиза с корабля ''Викинг лайн'' (''Viking Line''), на котором она и приплыла сюда.
Активная, непоседливая, энергичная- она, буквально, рвется в жизнь, врывается в каждый день ее, стараясь быть в ее в русле. Путешествия- ее стихия. Умеет дружить. Может впечатляться и поражать других в ее окружении. Даже не будучи в отъездах, немедленно находит что-либо занятное (да, хоть на своей улице) и, прочувствовав по-своему, поделиться с другими.
Как-то раз во время нашей беседы, коснувшись темы формул-жизни, счастья и т. д.- Генрих Игитян, искусствовед и директор Центра эстетического воспитания, отметил։ ''Формул вообще не существует. Хочешь жить интересно? Живи! Все так предельно просто''. Жить интересно, уверен, относится в полной мере к примеру Марины Авидан.
Здание гостиницы
''Торни''
Моя собеседница предлагает пойти куда-то, где по ее мнению, мне обязательно понравится. Для этого не надо было прилагать особых усилий- всего лишь перейти улицу.
И мы оказались у дверей гостиницы ''Торни'', до 1987 г. (перед появлением ''Fortum'') удерживающего пальму первенства в качестве самого высокого здания Хельсинки. Начиная с первой половины прошлого века и до наших дней отель обслуживает своих клиентов, не имея, считаю, недостатка в них. Благодаря своему месторассположению։ центр столицы, соседство с крупными коммерческими магазинами, в 300 метрах от железнодорожного вокзала. Словом, вблизи от всего и- с собственными удобствами обслуживания.
Оригинален внутренний дизайн, полностью обновленный в 2005-ом. Даже случайный взгляд в вестибюле дает представление о комнатах (их 154). Комнаты же отнюдь не одинаковые. Вместившись в одно здание, они оборудованы в трех стилях։ Art Nouveau, Art Deco, функционализм.
Летом в ирландском баре гостиницы проводятся концерты. А еще- регулярные выставки молодых финских художников.
Чтобы не быть многословным։ отличный отель для всех тех, кто приезжая в Хельсинки, хочет обязательно остановиться где-нибудь в центре.
Панорама города
Внезапность в своей красоте
Но Марина не была бы ею, так неплохо знакомой мне из Фейсбука, без того, чтобы не преподнести сюрприз. Садимся в лифт и выходим, если не ошибаюсь, на двенадцатом этаже. Остальные два этажа-по узкой винтовой лестнице. А там... Совершенно неожиданно вступаем на смотровую площадку, откуда открывается великолепная панорама города. Писал уже о своем благорасположении к Хельсинки, в котором каждый из этих восьми дней накоплял фрагментарные импрессии. Другое дело- настоящая картина։ такая целостность, отсутсвие ощущения разрозненности, бессвязности.
Моя спутница замечает, что раньше и сама не знала об этом наблюдательном пункте- друзья подсказали.
Я, тем временем, не сдержался и начал вести прямую трансляцию для своих фейсбуковских друзей и Марина, появившись в одном из кадров, повторила приглашение посетить со всей семьей Стокгольм, который шаг за шагом в течении долгих лет она раскрывала для себя, ощутив себя его частицей.
''Красное и черное''
Если честно, здесь я задержался бы подольше. Открытая панорама, в которой М. Авидан обращает мое внимание на контраст черно-красных крыш, распологает к желанию уйти в себя. В такие моменты, следуя нити переживаемых чувств, я становлюсь малоразговорчивым.
Атенеум
Когда теряешь дорогу
После взаимных любезностей и прощания, не тороплюсь покинуть центр. Прошелся до площадки, в котором устроен каток. Люди соревнуются на коньках. Им тепло, весело и хорошо. Оттуда несколько шагов до здания Атенеума- самого значительного музея Финляндии, названного в честь древнегреческой богини Афины. В фондах насчитываются более 20 тыс. экспонатов. В числе всемирно известных художников представлены работы Гойи, Дега, Шагала, Делакруа, Сезанна, ван Гога... Но абсолютное большинство- произведения искусства финнов.
Посетив несколько магазинов, выбираю, наконец, подарок для сына, чрезвычайно капризного в этих вопросах.
В метро сел, когда стемнело уже. А путаница началась при выходе, т. к. дав ход событиям в ленте прошедшего дня, я не заметил как взял направление абсолютно не туда, куда надо. И только значительно отдалившись, понял, что все вокруг незнакомо. Обратно! К станции. На всем пути ''туда и назад'' повстречались всего два человека։ толстая тетушка с пакетами в руках, молодой человек- с сигаретой в зубах.
В пиццерии араб принимает заказ на чашку горячего кофе и объясняет, где короткий путь до дома моей племянницы.
Ратмир с дедом
Ратмир
Не успел зайти домой, как младший внук брата начал тянуть меня в комнату։ что-то лепечет на своем тарабарском и не перестает указывать в сторону моей кровати. Оказывается, там удобно усторился Степа, а это для Ратмира против всех правил. Нарушено что-то очень существенное в его понимании.
Хочу поделиться о встрече и о следе, оставленном ею, но и тут Ратмир не дает слово выговорить։ тянет за руку, говорит громче всех. Проблема в том, что я вошел домой в куртке. А это, опять-таки, недопустимо. Вот, значит, ребенок не позволил завершить рассказ, пока я не пошел и не повесил в гардеробе выходную одежду. Дани воспльзовался затишьем, чтобы теперь самому завести речь и не дать очереди никому. Вот, такая мирная семейная сценка в таком-то доме на одной из тихих улиц спокойного Хельсинки, где звучит армянская речь.
Вообщем-то, начиная с какого-то времени, я перестал почти выражаться устно об эпизодах, свидетелем которых становлюсь ежедневно. Вместо этого, каждый случай стараюсь запомнить и написать о нем.
Жизнь чудесна не в малой степени благодаря тем отдельным сценам, которые вносят хоть чуть-чуть различие в ней. ''Жизнь чудесна!'', говорится нам глазами Дани и Ратмира. Кто умеет читать в глазах, тот узреет истину.
Артур Гукасян