Елизавета I и ее родители Анна Болейн и Генрих VIII, пожалуй, самые известные и обсуждаемые персонажи английской истории. Генрих казнил Анну, свою вторую из шести жен, заподозрив ее в измене.
На момент казни 29-летней Анны Болейн малышке Елизавете было всего три года, конечно, вряд ли она смогла хорошо запомнить, какой была ее мать. Подозрения в супружеской неверности Анны стали несчастьем для ее дочери-принцессы, которую начали считать незаконнорожденной и на годы отстранили от двора.
Когда Елизавета I стала королевой, ее очень волновал вопрос, действительно ли она дочь своего отца. К счастью, внешне Елизавета была его копией, она была похожа на Генриха намного больше, чем другие его дети. Это не делало ее красавицей, но снимало подозрения в ее адрес.
Кадр из фильма "Тысяча дней королевы Анны". Маленькая Елизавета с матерью перед арестом Анны Болейн.
Елизавета всячески старалась подчеркивать это сходство - по свидетельствам ее придворных, она копировала интонации и манеры отца, говорила нарочито грубым голосом и даже ругалась как он. И еще Елизавета никогда не вспоминала о своей матери - упоминания об Анне Болейн были под запретом при ее дворе, а все портреты Анны были уничтожены еще при Генрихе.
Но оказалось, что скрытная Елизавета все свои годы носила память о матери и возвращалась к ней мыслями. Об этом стало известно после смерти Елизаветы, когда с ее руки сняли перстень, который она заказала в свои 40 лет и носила не снимая.
Этот перстень из массива перламутра, украшенный золотом, рубинами, жемчугом и бриллиантовой монограммой, оказался с секретом.
Именная монограмма откидывалась крышкой и открывала два портрета - самой Елизаветы и ее матери, Анны Болейн. Так Елизавета пыталась сохранить крупицы памяти о матери, а может быть обращалась к материнскому покровительству в сложные моменты жизни.
Есть и еще одно свидетельство того, что Елизавета никогда не забывала об Анне: исследовав портреты Анны и Елизаветы, историки сделали вывод, что Елизавета сама позировала для портретов своей матери.
Дело в том, что прижизненных портретов Анны Болейн не сохранилось, они были уничтожены. Есть портреты, считающиеся достоверными, известно, что они были написаны уже после смерти Генриха VIII.
Исследователи наложили некоторые портреты Елизаветы и Анны Болейн друг на друга, и оказалось, что пропорции лица удивительным образом совпадают.
Слева портрет Елизаветы, в центре - ее матери Анны, справа - наложение портретов.
Похоже, Елизавета не только скрытно хранила память о рано потерянной матери, но и пыталась спасти внешность Анны от забвения, пока были живы помнившие ее люди.