Ян Вермеер - выдающийся художник 17 века, один из знаменитых живописцев Золотого века голландского искусства. Сохранилось совсем немного его работ - он писал всего по 1-2 картины в год.
Особенность Вермеера, по которой его картины легко узнаваемы - мастерское изображение дневного света, необычное и передовое для его эпохи. В этом Ян Вермеер действительно оказался новатором, он экспериментировал с красочными пигментами, получая очень интересные эффекты.
Картины Вермеера исследовались на предмет использования разных видов краски - оказалось, что его палитра была довольно ограниченной, точно такой же, как и у большинства художников его эпохи. Желтая охра, киноварь, коричневая умбра, сажа, белила, кремневая зелень.
Но совершенно особенным образом Вермеер использовал синий цвет. В самых ранних его работах есть голубая смальта и азурит, но художник отказался от них в пользу
драгоценной синей ультрамариновой краски, в которой обнаружил замечательные свойства.
Ян Вермеер, "Молочница", 1660 г.
Ультрамарин - красочный пигмент из тонко перетертого полудрагоценного камня лазурита, смешанного с олифой. Лазурит привозили в Европу из предгорий Памира, камень был очень ценный и дорогой, и к тому же пигмент из него был сложным в приготовлении, но давал стойкий яркий синий цвет, недостижимый другими синими пигментами. Художники использовали его очень экономно, обычно - тончайшими слоями поверх «немецкой синей» краски, из дешевого европейского азурита, который часто со временем
зеленел под воздействием света.
Но Вермеер использовал этот самый дорогой из пигментов намного шире - он смешивал его с белилами, и добавлял практически во все остальные оттенки, даже в грунтовку. Примеси ультрамарина обнаружены в белых тканях, зеленой листве, черных плитах пола, бежевых стенах и даже в тенях ярко-красного платья на картине «Девушка с бокалом вина». Именно присутствие драгоценного пигмента лазурита обеспечивало невероятный эффект дневного света, который не умели так изобразить современники Вермеера.
Фрагмент картины Вермеера и краска с картины под микроскопом. Видна смесь пигментов - лазурита, кремния, красной охры.
Кажется, что Вермеер был одержим использованием ультрамарина, но на самом деле его приемы говорят о том, насколько восприимчивым к оттенкам цвета было зрение художника.
Вермеер наносил тонкие прозрачные и полупрозрачные синие слои поверх теплого тона грунтовки, передавая контраст между холодным тоном оконного стекла и золотистым оттенком солнечного света, проходящего сквозь него.
Фрагмент картины Вермеера "Молодая женщина с кувшином воды".
Особенно большой эффект в передаче дневного освещения играла примесь лазурита к черному тону теней. До и долго после Вермеера никто из художников не использовал этот прием, и только импрессионисты в 19 веке начали писать тени не черным, а темно-синим цветом.
Также Вермеер придумал примешивать ультрамарин к пигменту «зеленая земля» (кремниевый зеленый) для нанесения теней на лица героев картин, смягчая розовый тон кожи. Такое массивное применение драгоценного пигмента обходилось художнику очень дорого, бывало, что ради покупки куска лазурита Вермеер ввязывался в серьезные долги.
Фрагмент картины Вермеера "Урок музыки". Очень много ультрамарина.