Почему старые картины зеленеют

Jan 07, 2020 18:59



Все, наверное, замечали, что старые картины часто подернуты зеленоватой дымкой, небо зеленовато-оливковое, чистых синих тонов нет совсем. Поэтому многие репродукции и снимки, выложенные в интернете, "отсинены" редактором, и в результатах поиска по картине можно увидеть сильно разные варианты цветопередачи.

Кажется, что это эффект векового наслоения копоти и масла на поверхности картин, но на самом деле основная причина была в выборе художником синего пигмента.

До изобретения синтетических пигментов для получения красок художники растирали в порошок цветные минералы - охру, киноварь, антрацит.

Особенную сложность доставляли синие пигменты. Кроме смальты (измельченного кобальтового стекла) европейским художникам были доступны два основных источника синей краски - лазурит (ультрамарин) и азурит (медная лазурь).



Несмотря на схожие названия и внешний вид, это совершенно разные по химическому составу минералы, лазурит - силикат, азурит - карбонат меди. Путаница этих минералов произошла еще в античные времена, от того названия почти одинаковые, но художники отличали их очень хорошо.

Пигмент, полученный из лазурита, назывался «подлинным ультрамарином» и был очень дорогим, практически по цене золота, потому что для получения этого пигмента порошок из камня приходилось подвергать сложной и многоступенчатой очистке. Из 100 грамм и так недешевого камня получалось всего 2-3 грамма пигмента высшего сорта. И к тому же, до 15 века европейские художники не владели методами извлечения ультрамарина, его импортировали из Азии готовый, что существенно добавляло к цене.

А вот азурит для красочного пигмента подходит идеально - мягкий камень легко измельчается в ярко-синий порошок, хорошо смешивается с масляной основой и растирается. Как минерал азурит был намного дешевле, потому что добывался в том числе и в самой Европе, а подходящие для краски сорта лазурита привозили из предгорий Памира.

Но такой удобный азуритовый пигмент оказался с сюрпризом - со временем иногда совершенно зеленел!



Кристалл азурита, замещенный малахитом

Причина в том, что минерал азурит очень близок малахиту, оба они карбонаты меди, но более редкий азурит зарождается на бОльшей глубине при специфических условиях. При попадании азурита на воздух и солнечный свет в нем начинают происходить химические реакции, в результате которой кристаллы азурита могут превращаться в кристаллы малахита. Малахит практически «съедает» азурит.

На картинке справа итог замещения азурита малахитом - форма кристаллов азурита сохранена, однако по химическому составу это малахит. Азурит сохраняется в центре кристалла, куда реакция еще не дошла.

То же происходит с синим пигментом азурита в живописи - при воздействии света и влажности синий цвет постепенно становится зеленым, именно поэтому многие старые картины имеют характерный зеленоватый оттенок (ведь художники смешивали пигменты, так что азурит «расползался» за границы голубого цвета тоже).

Наглядный пример сравнения двух пигментов на одной картине - «Мадонна с младенцем и ангелом» Сандро Боттичелли. Небо на картине выполнено азуритовым пигментом и было синим, но позеленело, на мантии Мадонны использован драгоценный ультрамарин.



Боттичелли, "Мадонна с младенцем и ангелом", 1470 г.
Самый известный случай нелепого озеленения - изменение цвета неба в росписи Сикстинской капеллы. Микеланджело, работавший над росписью потолка, любил применять азуритовый пигмент, так же как и Боттичелли, и Рафаэль. Под воздействием протечек воды и света за два столетия небесный цвет настолько позеленел, что в реставрации начала 18 века мастерам пришлось закрашивать участки фресок заново.

А вот Тициан и Вермеер использовали очень дорогой и сложный в изготовлении натуральный ультрамарин из лазурита, синий цвет неба и одежды на их картинах остался прежним. Вермеер, говорят, даже влезал ради ультрамариновой краски в долги!



"Вакх и Ариадна", Тициан, 1520 г.
Примечательно, что синие азуритовые росписи в древнеегипетских гробницах дошли до нашего времени в первоначальном виде - сухой воздух подземелья и темнота не дали азуриту превратиться в малахит.

Проблема зеленых картин была окончательно решена только к 19 веку, когда открыли, а затем смогли синтезировать искусственный ультрамарин, очень близкий к натуральному, и при этом без примесей и дешевый в изготовлении.

художники, история, вермеер, лазурит, искусство, камни

Previous post Next post
Up