Сказка о девушке из снега и льда удивительнее всего тем, что она - о горячей любви.
К образу Снегурочки, которая освободила от оков холода свое сердце, полюбила, но заплатила за любовь жизнью, обращались многие знаменитые художники, и каждый трактовал эту сказку на свой лад.
На самой верхней картинке - один из эскизов Василия Поленова к его так и не законченной картине «Тающая Снегурочка», 1879 год. Сцена очень впечатляет - хрупкая, эфемерная фигура девушки, она уже не здесь, она на переходе между жизнью и небытием. Снегурочка выпросила дар любви у матери-Весны и познала любовь, но была побеждена солнцем.
Совсем иная Снегурочка Михаила Врубеля - на самом деле это эскиз театрального костюма к опере Римского-Корсакова, но эскиз необычный, с проработанным фоном и деталями. Врубелевская Снегурочка не случайно внешне очень похожа на Царевну-Лебедь с другой его знаменитой картины - обе эти роли в театре исполняла супруга художника, певица Надежда Забела, для которой и предназначались сказочные образы.
Эта совсем небольшого размера картина была очень прогрессивна и почти скандальна для своего времени, одна из первых ласточек русского модерна.
Михаил Врубель, "Снегурочка" (около 1895 г.) и Надежда Забела в костюме по эскизу М.Врубеля.
Пожалуй, самая классическая снежная девочка - с картины В.М.Васнецова, известной всем со времен школьных сочинений. Каноническая Снегурочка, именно этот образ задал обличие новогодней героини на сто лет вперед.
У Васнецова есть и еще одна замечательная Снегурочка - эскиз к театральной постановке. Художник вспоминал, что это был его первый, волнующий и непростой опыт оформления спектакля, он возвращался к теме театральных эскизов зимней сказки на протяжении почти двух десятков лет. Его «Снегурочка» 1895 года - сама нежность и строгая чистота.
Виктор Васнецов "Снегурочка" (1899 г.) и эскиз В.Васнецова к опере "Снегурочка" (около 1895 г.)
В первой половине 20-го века было изобилие жостовских и палехских Снегурочек, множество открыточных и издательских версий. На мой взгляд, самая интересная среди них - картина, которую часто приписывают Ивану Билибину, хотя на самом деле автор - иллюстратор Борис Зворыкин. Картина была написана в эмиграции, на ней переплелись традиционные мотивы «русского стиля» и некоторые элементы модерна, а необычная корона Снегурочки очень похожа на корону врубелевской «Царевны-Лебедь».
Борис Зворыкин "Снегурочка в лесу" (1925 г.) и "Царевна-Лебедь" Михаила Врубеля
Еще одна знаменитая и очень непривычная взгляду «Снегурочка» - эскиз Николая Рериха для чикагского театра. В его трактовке смешались сказочный мир языческой Руси, азиатская этника и стилизация под древнерусскую икону. «Сделать Снегурочку понятной каждому сердцу» - так разъяснял свой замысел Рерих.
Николай Рерих, «Снегурочка и Лель» (1921 г.)
И, наконец, моя любимая Снегурочка - Александр Дейнека, 1954 год! Грустная сказка отвергнута, переписана и переколдована, Снегурочка окончательно остается на стороне жизни.
Александр Дейнека "Снегурочка" (1954 г.)
А вам какая больше нравится?