Музей и женщина

May 18, 2020 19:11

С Международным Днем музеев!

Зоя КОБОЗЕВА *

«Сама природа наша двойственна: нельзя лишить питания тело, но нужна пища и для души. Поэтому как бы умна и образованна ни была женщина, она не должна пренебрегать своими скромными, прозаическими обязанностями, а стараться скрашивать их, помня, что внося поэзию в жизнь, она облагораживает её».
Советы молодой женщине (1915)


В моей домашней библиотеке хранится календарь «Дамский мир на 1915 год». В нем есть рубрика «Музеи, картинные галереи и памятники» в разделе «Достопримечательности Петрограда». В рубрике указаны сорок три музея, которые дамам предлагается посетить. Начиная с Императорского Эрмитажа, в который вход бесплатный, заканчивая такими музеями, как Музей Российского общества пчеловодства, Музей гигиены и санитарной техники, Музей детской гигиены, Музей Пирогова, Подвижной музей учебных пособий, Музей Прикладных знаний, Музей птицеводства и кролиководства, Музей Старого Петрограда, Древнехранилище Александро-Невской Лавры и т. д. Божественно прекрасный список!
1915 год в ментальности авторов «Дамского мира» разрывался между дамской эмансипацией и «манной крупой». Между списком музеев - и рубрикой «Смесь», в которой рассказывалось о безграмотной актрисе Лукьяновой, написавшей записку режиссеру Малого театра С. А. Черневскому о невозможности явиться на спектакль: «Лежу в постеле готовая к услугам вашим Лукьянова».
Музей - это лакмусовая бумажка женской культуры, антитеза «мятным пряникам» и «питательным свойствам бананов». Но в том же введении к «Календарю» отмечалось, что «поклонение красоте не может скрасить одинокой жизни… Вспомним Софью Ковалевскую. Как учёная она достигла всего: была профессором математики; но она не была удовлетворена этим успехом… она тосковала о том, что у нея нет семьи».
Пролистывая страницы «Дамского мира» за 1915 год, представляешь, как в музеи Петрограда скользят дамы и барышни, с веерами из кружев «Шантильи», в шведских или лайковых перчатках, в тальере или в визитном платье, в шляпах, благоухая саше, амброй или фиалковым корнем. Получается, что женская эмансипация - это еще и Музей. Музей - как знак образования, культуры и внешнего разноцветного и огромного мира.
Что ж в наши дни? Однажды вечером я ехала в самый изысканный музей города на открытие выставки. Не все дамы съезжаются в музей в каретах в наше время. Я ехала на автобусе. Вдруг я поняла, что в автобусе вместе со мной едут какие-то особенные дамы и барышни. Вначале я почувствовала фиалковый корень, потом амбру, потом саше. Потом увидела элегантные шляпы. Затем взгляд упал на модные тальеры и визитные платья. Узенькие ручки в шведских или лайковых перчатках сжимали ридикюли, из которых выглядывали веера с кружевами «Шантильи». Все эти незнакомки вышли из автобуса на остановке «Художественный музей». Музей и в начале XXI века остается знаком образования, культуры, внешнего разноцветного огромного мира и женской эмансипации. А от женщины зависит всё. Ну, или практически всё. В этом нашем мире. Да не покинет женщина Музей.

* Доктор исторических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8-9 (181-182)

Музейное дело

Previous post Next post
Up