Самоизоляция как привычка

May 08, 2020 17:57

Сергей ГОЛУБКОВ *

В связи с глобальными драматическими обстоятельствами пандемии коварного легочного заболевания, вызванного коронавирусом, в обиходное, повседневное сознание людей вошло слово «самоизоляция». Эти необходимые меры карантинного характера повлияли на весь уклад нашей каждодневной жизни, изменили отношение ко многим привычным вещам, а самое главное, неизбежно породили целый спектр вопросов, касающихся ближайшего будущего.

В самом деле, не откроет ли самоизоляция, ставшая устойчивой привычкой, бездны равнодушия как в отдельном человеке, так и в обществе в целом? И, как следствие, не возникнет ли, скажем, самоизоляция властных институтов от общества (что порой и так наблюдаем!), одного социального слоя от других, одной профессиональной группы от другой, одного человека от другого? Не произойдет ли расширительная буквализация понятия «социальная дистанция», о которой говорят ныне, имея в виду расстояние между людьми в магазине, на автобусной остановке, на улице? Не возникнет ли в мире этакий тотальный аутизм?


[Spoiler (click to open)]Задумаемся над всем этим. Увеличение степени равнодушия человека можно объяснить. С одной стороны, равнодушие, эта внутренняя дистанцированность от опасности, - вполне естественная психологическая реакция, потребность самосохранения. Возникает своеобразное постепенное привыкание к испытанию, затянувшемуся на некий срок. Но, с другой стороны, такое состояние может быть и чревато какими-то неожиданными последствиями. Оно может, скажем, привести, если хотите, к преждевременному душевному старению общества. Всем известно безразличие совсем уж ветхого старика к окружающему, обусловленное как всевозможными накопившимися и терзающими его немощами, так и абсолютной выключенностью из активной социальной жизни. Старый человек всё больше и больше становится праздным зрителем, посторонним наблюдателем несущегося мимо стремительного потока жизни. Жизни уже малопонятной и во многом для него чужой. Не уподобимся ли все мы (независимо от возраста), сидящие в самоизоляции за домашним компьютером или у телевизора и отслеживающие поток новостей, тем древним малоподвижным старичкам, что порой коротают свои последние отпущенные жизненные сроки у обыкновенного окошка в безучастном разглядывании многолюдной улицы?
***
Возможно, самоизоляция сделает для человека предпочтительным эскапизм, бегство в самого себя (робинзонада на островке своей внутренней жизни). Разумеется, не нужно путать это с тем временным чаемым уединением, которое бывает столь необходимо в отдельные моменты научного и художественного творчества для продуктивной максимальной концентрации интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности. Но признаемся: не возникнет ли в новой современной ситуации онлайн-бытия соблазн отгородиться виртуальной реальностью от реальности обычной?
Из истории мы, конечно, немало знаем о различных опытах духовной самоизоляции человека. Имело свой религиозный смысл, например, монашеское отшельничество (пустынники, молчальники), но ведь это явление было все-таки исключением из правил и никогда правилом не становилось.
Слово самоизоляция рождает в нашем коллективном сознании целую группу близких по структуре и смежных по смыслу слов: самопознание, самонаблюдение, самоуглубление, самоопределение, самообразование, самосовершенствование. Вероятно, мы получаем редкий шанс посмотреть на привычный внешний мир «новыми» глазами и заняться «собиранием себя», поиском самого себя истинного, освобожденного от коросты наносных привычек, расхожих фраз, стандартных реакций.
Самоизоляция предлагает новый ракурс созерцания действительности. Обычное существование в пестрой действительности, выполнение многих и многих социальных функций порой суетно растаскивает личностный мир на части. Здесь человек - пассажир, там он - клиент, тут - муж, отец, сын, внук, сосед, а где-то еще - покупатель, посетитель, проситель, коллега, командированный, обучающийся. Каждая такая социальная функция задействует только часть персонального мира личности. А где же он востребован целиком во всем объеме интеллектуальных, профессиональных, эмоциональных, духовных и душевных ресурсов? Не утратил ли он в этой бесконечной круговерти будней гармоничную цельность личности?
В свое время Леонид Андреев написал: «Самая несносная тирания - это тирания мелочей». Так не раздергали ли эти повседневные мелочи твой мир, как птицы выклевывают паклю из бревенчатой избы для постройки своего гнезда? Сохранилось ли нерушимым целостное ядро личности с тем набором этических ценностей и интеллектуальных ориентиров, который позволяет беспрепятственно внутренне развиваться и двигаться дальше? Есть повод серьезно задуматься в ситуации нынешней самоизоляции, обратить это вынужденное затворничество себе на пользу, для внутреннего самоочищения и своеобразного апгрейда, как говорят компьютерщики.
Как телефон, ставший своеобразным символом ХХ века, изменил прагматику пространства и формат межличностного общения, так и компьютер, сделавший технически возможным домашнее освоение безмерных интернет-пространств, изменил коммуникационный статус человека в мире.
***
Традиционный человек совсем недавнего прошлого имел дело с разными формами общения, в наименовании которых всегда присутствовала чрезвычайно значимая приставка «со»: сотрудничество, соратничество, сострадание, сопереживание, соучастие, сопричастность, содействие, соавторство, сопровождение, собеседование. Все это предполагало непосредственное живое общение на разных публичных пространствах. Экран компьютера уже фактом своего существования меняет формат человеческих связей. Да, экран можно уподобить окну, широко распахнутому в мир. И все же это грань, рубеж, водораздел, некая преграда.
Даже находясь в скайпе, мы не просто общаемся, так сказать, глаза в глаза, а через предмет-посредник, через некое рукотворное техническое средство (экран, сайт, сервер, сеть…). Мы находимся на ощутимой границе малого физического пространства и огромного пространства виртуального. Само ощущение этого пограничного состояния во многом отчуждает нас от внешнего мира. Да и специфика виртуального общения такова, что всегда можно прервать сеанс связи, элементарно выключив тем самым собеседника. В живом общении так быстро разговор не прервешь. В новом формате есть свои риски утраты живых межличностных связей.
Расширение пространства визуального - это одна из примет нашего времени. Современные исследователи считают визуальность «одним из ключей к пониманию ХХ века как культурно-исторического целого». Так писал Йосип Ужаревич в статье «Сон после жизни». При этом «под визуальностью имеется в виду всё, что так или иначе связано со зрительным восприятием». Зрительное восприятие обеспечивает свыше 90 % всей информации об окружающем внешнем мире. Как пишет тот же автор, «визуальность гораздо шире визуальных искусств: она охватывает все виды и все стороны зрительной символизации мира, т. е. все превращения или «переводы» внешнего мира в содержание сознания - посредством символическо-визуальных механизмов. Так понятая визуальность связана в нашем столетии в первую очередь с массовостью, т. е. с массовой культурой, средствами массовой коммуникации, функционированием и жизнью больших городов, деятельностью всемирных корпораций. ХХ век, таким образом, это век мировых масштабов, век осознания планетарной связанности мира».
Потому неудивительно, что сейчас развернутое высказывание порой подменяется картинкой (каким-нибудь селфи) и крохотной сопроводительной подтекстовкой. Картинка как таковая вовсю господствует в нашей жизни. Человечество, словно рыба чешуей, покрылось мириадами экранов. Они повсюду: в домах, офисах, торговых залах супермаркетов, на уличных стендах, на фасадах высоких зданий, на станциях метро. Визуальное тотально вытесняет привычные формы вербального. И мы уже к этому привыкли. Сетовать по этому поводу нет ни малейшего смысла, как не было смысла в пушкинскую эпоху заменять слово иностранное галоши шишковскими доморощенными мокроступами. Экспансия визуального в наше время - это просто новая данность, новая форма личного высказывания, собственного активного самопредъявления.
А еще пребывание в самоизоляции дает дополнительную возможность (как-никак больше времени!) внимательно посмотреть с балкона на далекие звезды, ощутить себя маленькой частицей огромного и непостижимого мироздания, осознать свою малость (песчинка!) и в то же время свое величие (все-таки песчинка мыслящая!). Мы, обычно озабоченные мелкой рутиной повседневья, не так часто поднимаем голову к небесным высотам. Да и на хорошо освещенных городских улицах не всегда ясно различишь светящиеся точки далеких миров. Лишь поэты да фантасты напоминают нам о безмерных космических далях.
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса объединивший мост.
Арсений Тарковский
***
В самом деле, всегда есть прямой резон не забывать и об окружающем нас огромном внешнем мире, и о своем персональном внутреннем мире. В гармонии отношений этих загадочных и во многом непознанных миров и заключается секрет цельности Личности. Возможно, сегодняшнее наше вынужденное затворничество поможет прийти к пониманию этого секрета.

* Доктор филологических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8-9 (181-182)

Философия культуры, Культура повседневности

Previous post Next post
Up