«Родина, встречай героев!»

May 09, 2020 11:44

Светлана ШАТУНОВА *

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Самарский художественный музей подготовил виртуальную выставку плакатов из своего собрания, большинство из которых публика увидит впервые. Среди более сотни экспонатов есть как типографские плакаты, так и уникальные графические эскизы к ним.

В годы Отечественной войны плакат был одним из самых распространенных средств массовой агитации. Одни призывали к немедленным действиям, другие демонстрировали бесчеловечность фашизма, третьи высмеивали врага. Все они вызывали самые разные чувства - от боли и страха до улыбки и смеха, но всегда служили мощным побуждающим средством, действующим наравне с газетами и радио.
Созданием плакатов занимались талантливые художники. В своем искусстве они создали такие запоминающиеся и вдохновляющие образы, которые навсегда врезаются в память.
С первых дней войны на улицах советских городов появляются агитационные плакаты, призывающие поднять боевой дух солдат и производительность труда в тылу. На выставке представлен плакат, выпущенный в первые дни войны - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», созданный творческим коллективом советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, известных больше как Кукрыниксы.


[Spoiler (click to open)]
На второй день войны тысячными тиражами вышел в печать плакат Алексея Кокорекина «Смерть фашистской гадине!». Оба плаката выполнены на белом листе двумя цветами - красным и черным, четко видны фигуры и надпись, они имеют также и схожее композиционное решение: стремительным движением воин Красной армии вонзает штык винтовки - у Кукрыниксов в крысоподобную голову Гитлера, у Кокорекина в змееобразную свастику. Противопоставление гигантского воина Красной армии миниатюрному Гитлеру и извивающейся свастике должно было успокоить народ, вызвать уверенность в собственных силах и способности отразить удар.
***
Уникальными экспонатами являются представленные на выставке оригинальные двухметровые плакаты «Окна ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)». Уже в июне 1941 года в витринах магазинов на улице Куйбышева, в окнах Дворца культуры имени Куйбышева появились первые военные плакаты. Был создан штаб «Окон ТАСС», который вскоре стал одним из центров выпуска плакатов в стране.
«Окна ТАСС» в отличие от типографских плакатов, издававшихся большими тиражами, делались по трафаретам и небольшими тиражами. При этом их можно было исполнять очень быстро, что давало возможность оперативно откликаться на события сразу после сообщений последних известий с фронтов.
Сделанные по трафарету с эскизов рисунки наклеивались на подложку из грубой бумаги шириной примерно 1 м и длиной около 2 м, которая сверху крепилась к деревянной планке. В верхней части плаката располагался заголовок «Окно ТАСС». В первых номерах указывались число, месяц и год выпуска, позже стали писать порядковый номер. В самом низу плаката помещались фамилии автора текста и художника.
В штабе «Окон ТАСС» работали куйбышевские мастера и художники, эвакуированные из других городов. Работа там шла, как на военных заводах, в три смены. Одни художники делали оригиналы, эскизы, другие резали трафареты и размножали тираж. Оригиналы плакатов, эскизы делали Кукрыниксы, известные московские мастера Георгий Савицкий, Виталий Горяев, Николай Денисовский. Павел Соколов-Скаля присылал эскизы плакатов самолетом из Москвы.
Плакаты «Окон ТАСС» - острые по содержанию, яркие и эмоциональные по форме - производили сильное впечатление. Легко запоминались броские ритмичные стихи-подписи поэтов Самуила Маршака и Демьяна Бедного.
В собрании музея сохранилось несколько «Окон ТАСС»: «Ни шагу назад!», «Не отдадим Москвы», «Врагу не будет пощады», «Тыл - фронту», «На разгром врага»... В числе наиболее саркастических плакатов лист № 306 «Окон ТАСС» «Вороны в павлиньих перьях». Кукрыниксы создали этот лист в соавторстве с В. Горяевым, текст написал Александр Рохович:
Взбрело на ум бандитам обреченным
Принарядиться пышно и хитро,
Но перьями не удалось воронам
Прикрыть свое разбойничье нутро!
***
Гротескные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его окружение были включены авторами в серию «Пышки и шишки». В 1956 году эта серия из 50 листов пополнила собрание искусства периода Великой Отечественной войны. Хотел Гитлер пышки, а получил шишки - идея эта проиллюстрирована в двух частях, как кадры диафильма: в верхнем изображена компания во главе с фюрером, жадно мечтающим полакомиться аппетитными пышками с географическими наименованиями: Москва, Баку, Кавказ, Донбасс; в нижнем кадре - карикатурно обмякший Гитлер с огромными шишками на голове. На другом листе, «Людоеды высшей расы», - оголенные Гитлер, Гиммлер, Геринг и Геббельс, как дикие звери, вонзают зубы в человеческие кости, прикрывшись черепами.
Фантазия творческого союза Кукрыниксов неисчерпаема: главный враг Советского Союза то по-турецки восседает, куря кальян, мечтая захватить луну, то предстает бродячим шарманщиком, жалобно напевающим: «Зачем я шел к тебе, Россия, Европу всю держа в рука-а-х…»
Впервые музей из своих фондов представил оригинальные сатирические плакаты, выпускавшиеся газетой управления и политотдела железной дороги имени В. В. Куйбышева «Большевистское знамя» в 1941-1942 годах. Все листы созданы Петром Бунаковым, он был автором рисунков и стихотворных строк. С начала войны по июнь 1942 года вышло 166 номеров газеты. Часть из них вывешивалась в окнах первого этажа Дворца культуры имени Куйбышева, правое крыло которого занимал Куйбышевский художественный музей.
Работы выполнены акварелью, бумага пожелтела от времени. Часть плакатов являются развернутыми иллюстрациями к сообщениям в газетах. Автор высмеивает неприятеля, представляя его то в виде дикаря, то вором или мародером, отбирающим все, что попадает под руку: продукты, одежду, домашних животных и птиц. В выпуске № 21 «Новое в военной технике» Бунаков изображает немецкий танк, нагруженный самыми разными вещами, в центре фриц, словно продавец. Картинку довершает авторский текст:
На войне нужна сноровка,
Смелость, хитрость, маскировка.
Если танк твой в лес полез -
Маскируешься под… лес.
Чтоб в песках разить ты мог -
Маскируйся под песок.
Но имеет странный вид,
Распоясавшись, бандит:
Почитает он за благо
Вид принять… универмага.


П. Бунаков живо реагировал на события, происходящие на фронтах. Когда начали освобождать занятые немцами русские города, художник создает выпуск № 60 «Удар за ударом», где представлен немец, бодро марширующий вначале, потом получает красным кулаком удар за ударом:
Торжествовать он был готов.
Готов устроить был парад…
Но дал затрещину Ростов…
Добавил также Ленинград…
И не отстал от них Елец:
На! Получай, бандит! Подлец!!!
***
В плакатном искусстве периода Великой Отечественной войны нашла отражение и женская тема. На войне женщинам приходилось переносить многое: рыть окопы, выносить с поля боя раненых, а в тылу женщины заменили ушедших на фронт мужчин: встали у станка, сели за руль трактора, за штурвал комбайна. Одним из наиболее распространенных сюжетов для военного плаката был образ женщины - труженицы тыла (Владимир Соколов. «Женщина в колхозе - большая сила». 1942), который напоминал, что каждый час, каждая минута труда в тылу - это точно удар по врагу! В образах советских женщин-тружениц в поле, на тракторе, у станка узнаются работницы и колхозницы предвоенного десятилетия, но художники-плакатисты сумели раскрыть сложную гамму переживаний женщин, их эмоциональные изменения в соответствии с ходом боевых действий: тревожные в начале войны, а к победному ее завершению их лица озаряют улыбки.


Теме тыла посвящены плакаты московской художницы Татьяны Ерёминой («Все силы народа на разгром врага!». 1942), которая, как и большинство художников, включилась в работу по созданию агитационных плакатов. Плакат Виктора Корецкого «Ударный труд - оплот оборонной мощи СССР», вышедший в Государственном издательстве «Искусство» 2 марта 1941 года тиражом 100 000 экземпляров, в связи с началом трудовой мобилизации и переходом предприятий на военное положение был опубликован в газете «Комсомольская правда». Он стал призывом для свершения трудовых подвигов на оборонных предприятиях страны.
Плакат «Сдадим железо, медь, свинец. Ускорим Гитлера конец!» (1941-1942) создан самарским графиком Александром Любимовым. Это эскиз для очередного выпуска «Окон ТАСС». В нем затрагивается тема нехватки металлов для оборонной промышленности. Специально была создана служба, которая занималась сбором металлолома у населения, а впоследствии и трофейной техники.
Жители города Куйбышева и области собирали взносы на постройку танковой колонны, и 3 февраля 1943 года состоялась передача бойцам Красной армии танковой дивизии «Куйбышевский колхозник». Имена тех, кто отдал свои сбережения на постройку военной техники, писали на броне, как и имена боевых подруг и любимых, оставшихся дома. Именно этому событию посвящен плакат Бориса Ефимова и Николая Долгорукова «Свести к нулю превосходство немцев в танках», выпущенный в типографии «Свободный труд». «Клянемся отдать все свои силы на борьбу против немецких оккупантов, за честь, свободу и независимость нашей Родины!» - писал капитан танкистов И. Нисельбаум в благодарственном письме куйбышевцам.


Один из популярных мотивов в плакатах военного времени - обращение к прошлому, к славе легендарных полководцев: Александра Невского, Суворова, Кутузова. На плакате Кукрыниксов за фигурами солдат возникают красные тени великих воинов, а изображение сопровождает текст С. Маршака: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева».
Самыми оптимистичными работами на выставке стали плакаты Леонида Голованова - уроженца Самары. Художник создал запоминающийся образ улыбающегося солдата: с пилоткой набок, натягивая сапог, он обещает дойти до Берлина! Прототипом его стал реальный герой - снайпер Василий Голосов, который до Берлина не дошел: погиб 16 августа 1943 года в боях под Харьковом.
После окончания Великой Отечественной войны Л. Голованов еще раз обращается к полюбившемуся в народе образу бойца с плаката «Дойдем до Берлина!» для другой работы - «Красной Армии - Слава». Этот плакат - один из символов Победы и в народе стал называться просто «Веселый солдат». Уже знакомый всем улыбчивый боец, только с орденами на груди, стоит на фоне стены Рейхстага, на которой висит плакат «Дойдем до Берлина!». Среди подписей солдат-победителей видна яркая надпись: «Дошли!».
Под залпы салютов и всеобщее ликование возвращаются герои, возвращаются с победой! На плакате Л. Голованова «Родина, встречай героев!» 1945 года молодые солдаты под звуки гармошки и гитары, улыбаясь, едут домой.
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Леонид Мартынов, 1945

Фото:
1 - Кукрыниксы. Шарманщик. 1944-1945
2 - Петр Бунаков. В ставке Гитлера. 1942
3 - Владимир Соколов. Женщина в колхозе - большая сила. 1942
4 - Борис Ефимов, Николай Долгоруков. Свести к нулю превосходство немцев в танках. 1941

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8-9 (181-182

75 лет Победы, Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up