В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Самарский художественный музей подготовил виртуальную выставку плакатов из своего собрания, большинство из которых публика увидит впервые. Среди более сотни экспонатов есть как типографские плакаты, так и уникальные графические эскизы к ним.
В годы Отечественной войны плакат был одним из самых распространенных средств массовой агитации. Одни призывали к немедленным действиям, другие демонстрировали бесчеловечность фашизма, третьи высмеивали врага. Все они вызывали самые разные чувства - от боли и страха до улыбки и смеха, но всегда служили мощным побуждающим средством, действующим наравне с газетами и радио. Созданием плакатов занимались талантливые художники. В своем искусстве они создали такие запоминающиеся и вдохновляющие образы, которые навсегда врезаются в память. С первых дней войны на улицах советских городов появляются агитационные плакаты, призывающие поднять боевой дух солдат и производительность труда в тылу. На выставке представлен плакат, выпущенный в первые дни войны - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», созданный творческим коллективом советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, известных больше как Кукрыниксы.
[Spoiler (click to open)] На второй день войны тысячными тиражами вышел в печать плакат Алексея Кокорекина «Смерть фашистской гадине!». Оба плаката выполнены на белом листе двумя цветами - красным и черным, четко видны фигуры и надпись, они имеют также и схожее композиционное решение: стремительным движением воин Красной армии вонзает штык винтовки - у Кукрыниксов в крысоподобную голову Гитлера, у Кокорекина в змееобразную свастику. Противопоставление гигантского воина Красной армии миниатюрному Гитлеру и извивающейся свастике должно было успокоить народ, вызвать уверенность в собственных силах и способности отразить удар. *** Уникальными экспонатами являются представленные на выставке оригинальные двухметровые плакаты «Окна ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)». Уже в июне 1941 года в витринах магазинов на улице Куйбышева, в окнах Дворца культуры имени Куйбышева появились первые военные плакаты. Был создан штаб «Окон ТАСС», который вскоре стал одним из центров выпуска плакатов в стране. «Окна ТАСС» в отличие от типографских плакатов, издававшихся большими тиражами, делались по трафаретам и небольшими тиражами. При этом их можно было исполнять очень быстро, что давало возможность оперативно откликаться на события сразу после сообщений последних известий с фронтов. Сделанные по трафарету с эскизов рисунки наклеивались на подложку из грубой бумаги шириной примерно 1 м и длиной около 2 м, которая сверху крепилась к деревянной планке. В верхней части плаката располагался заголовок «Окно ТАСС». В первых номерах указывались число, месяц и год выпуска, позже стали писать порядковый номер. В самом низу плаката помещались фамилии автора текста и художника. В штабе «Окон ТАСС» работали куйбышевские мастера и художники, эвакуированные из других городов. Работа там шла, как на военных заводах, в три смены. Одни художники делали оригиналы, эскизы, другие резали трафареты и размножали тираж. Оригиналы плакатов, эскизы делали Кукрыниксы, известные московские мастера Георгий Савицкий, Виталий Горяев, Николай Денисовский. Павел Соколов-Скаля присылал эскизы плакатов самолетом из Москвы. Плакаты «Окон ТАСС» - острые по содержанию, яркие и эмоциональные по форме - производили сильное впечатление. Легко запоминались броские ритмичные стихи-подписи поэтов Самуила Маршака и Демьяна Бедного. В собрании музея сохранилось несколько «Окон ТАСС»: «Ни шагу назад!», «Не отдадим Москвы», «Врагу не будет пощады», «Тыл - фронту», «На разгром врага»... В числе наиболее саркастических плакатов лист № 306 «Окон ТАСС» «Вороны в павлиньих перьях». Кукрыниксы создали этот лист в соавторстве с В. Горяевым, текст написал Александр Рохович: Взбрело на ум бандитам обреченным Принарядиться пышно и хитро, Но перьями не удалось воронам Прикрыть свое разбойничье нутро! *** Гротескные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его окружение были включены авторами в серию «Пышки и шишки». В 1956 году эта серия из 50 листов пополнила собрание искусства периода Великой Отечественной войны. Хотел Гитлер пышки, а получил шишки - идея эта проиллюстрирована в двух частях, как кадры диафильма: в верхнем изображена компания во главе с фюрером, жадно мечтающим полакомиться аппетитными пышками с географическими наименованиями: Москва, Баку, Кавказ, Донбасс; в нижнем кадре - карикатурно обмякший Гитлер с огромными шишками на голове. На другом листе, «Людоеды высшей расы», - оголенные Гитлер, Гиммлер, Геринг и Геббельс, как дикие звери, вонзают зубы в человеческие кости, прикрывшись черепами. Фантазия творческого союза Кукрыниксов неисчерпаема: главный враг Советского Союза то по-турецки восседает, куря кальян, мечтая захватить луну, то предстает бродячим шарманщиком, жалобно напевающим: «Зачем я шел к тебе, Россия, Европу всю держа в рука-а-х…» Впервые музей из своих фондов представил оригинальные сатирические плакаты, выпускавшиеся газетой управления и политотдела железной дороги имени В. В. Куйбышева «Большевистское знамя» в 1941-1942 годах. Все листы созданы Петром Бунаковым, он был автором рисунков и стихотворных строк. С начала войны по июнь 1942 года вышло 166 номеров газеты. Часть из них вывешивалась в окнах первого этажа Дворца культуры имени Куйбышева, правое крыло которого занимал Куйбышевский художественный музей. Работы выполнены акварелью, бумага пожелтела от времени. Часть плакатов являются развернутыми иллюстрациями к сообщениям в газетах. Автор высмеивает неприятеля, представляя его то в виде дикаря, то вором или мародером, отбирающим все, что попадает под руку: продукты, одежду, домашних животных и птиц. В выпуске № 21 «Новое в военной технике» Бунаков изображает немецкий танк, нагруженный самыми разными вещами, в центре фриц, словно продавец. Картинку довершает авторский текст: На войне нужна сноровка, Смелость, хитрость, маскировка. Если танк твой в лес полез - Маскируешься под… лес. Чтоб в песках разить ты мог - Маскируйся под песок. Но имеет странный вид, Распоясавшись, бандит: Почитает он за благо Вид принять… универмага.
П. Бунаков живо реагировал на события, происходящие на фронтах. Когда начали освобождать занятые немцами русские города, художник создает выпуск № 60 «Удар за ударом», где представлен немец, бодро марширующий вначале, потом получает красным кулаком удар за ударом: Торжествовать он был готов. Готов устроить был парад… Но дал затрещину Ростов… Добавил также Ленинград… И не отстал от них Елец: На! Получай, бандит! Подлец!!! *** В плакатном искусстве периода Великой Отечественной войны нашла отражение и женская тема. На войне женщинам приходилось переносить многое: рыть окопы, выносить с поля боя раненых, а в тылу женщины заменили ушедших на фронт мужчин: встали у станка, сели за руль трактора, за штурвал комбайна. Одним из наиболее распространенных сюжетов для военного плаката был образ женщины - труженицы тыла (Владимир Соколов. «Женщина в колхозе - большая сила». 1942), который напоминал, что каждый час, каждая минута труда в тылу - это точно удар по врагу! В образах советских женщин-тружениц в поле, на тракторе, у станка узнаются работницы и колхозницы предвоенного десятилетия, но художники-плакатисты сумели раскрыть сложную гамму переживаний женщин, их эмоциональные изменения в соответствии с ходом боевых действий: тревожные в начале войны, а к победному ее завершению их лица озаряют улыбки.
Теме тыла посвящены плакаты московской художницы Татьяны Ерёминой («Все силы народа на разгром врага!». 1942), которая, как и большинство художников, включилась в работу по созданию агитационных плакатов. Плакат Виктора Корецкого «Ударный труд - оплот оборонной мощи СССР», вышедший в Государственном издательстве «Искусство» 2 марта 1941 года тиражом 100 000 экземпляров, в связи с началом трудовой мобилизации и переходом предприятий на военное положение был опубликован в газете «Комсомольская правда». Он стал призывом для свершения трудовых подвигов на оборонных предприятиях страны. Плакат «Сдадим железо, медь, свинец. Ускорим Гитлера конец!» (1941-1942) создан самарским графиком Александром Любимовым. Это эскиз для очередного выпуска «Окон ТАСС». В нем затрагивается тема нехватки металлов для оборонной промышленности. Специально была создана служба, которая занималась сбором металлолома у населения, а впоследствии и трофейной техники. Жители города Куйбышева и области собирали взносы на постройку танковой колонны, и 3 февраля 1943 года состоялась передача бойцам Красной армии танковой дивизии «Куйбышевский колхозник». Имена тех, кто отдал свои сбережения на постройку военной техники, писали на броне, как и имена боевых подруг и любимых, оставшихся дома. Именно этому событию посвящен плакат Бориса Ефимова и Николая Долгорукова «Свести к нулю превосходство немцев в танках», выпущенный в типографии «Свободный труд». «Клянемся отдать все свои силы на борьбу против немецких оккупантов, за честь, свободу и независимость нашей Родины!» - писал капитан танкистов И. Нисельбаум в благодарственном письме куйбышевцам.
Один из популярных мотивов в плакатах военного времени - обращение к прошлому, к славе легендарных полководцев: Александра Невского, Суворова, Кутузова. На плакате Кукрыниксов за фигурами солдат возникают красные тени великих воинов, а изображение сопровождает текст С. Маршака: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева». Самыми оптимистичными работами на выставке стали плакаты Леонида Голованова - уроженца Самары. Художник создал запоминающийся образ улыбающегося солдата: с пилоткой набок, натягивая сапог, он обещает дойти до Берлина! Прототипом его стал реальный герой - снайпер Василий Голосов, который до Берлина не дошел: погиб 16 августа 1943 года в боях под Харьковом. После окончания Великой Отечественной войны Л. Голованов еще раз обращается к полюбившемуся в народе образу бойца с плаката «Дойдем до Берлина!» для другой работы - «Красной Армии - Слава». Этот плакат - один из символов Победы и в народе стал называться просто «Веселый солдат». Уже знакомый всем улыбчивый боец, только с орденами на груди, стоит на фоне стены Рейхстага, на которой висит плакат «Дойдем до Берлина!». Среди подписей солдат-победителей видна яркая надпись: «Дошли!». Под залпы салютов и всеобщее ликование возвращаются герои, возвращаются с победой! На плакате Л. Голованова «Родина, встречай героев!» 1945 года молодые солдаты под звуки гармошки и гитары, улыбаясь, едут домой. Возвращались солдаты с войны. По железным дорогам страны День и ночь поезда их везли. Гимнастерки их были в пыли И от пота еще солоны В эти дни бесконечной весны. Леонид Мартынов, 1945
Фото: 1 - Кукрыниксы. Шарманщик. 1944-1945 2 - Петр Бунаков. В ставке Гитлера. 1942 3 - Владимир Соколов. Женщина в колхозе - большая сила. 1942 4 - Борис Ефимов, Николай Долгоруков. Свести к нулю превосходство немцев в танках. 1941
* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8-9 (181-182