Как пережить стресс

May 07, 2020 17:58

Беседовала Елена ШИШКИНА
Фото Артема ПИГАРЕВА («Волжская коммуна»)

В ситуации, когда нам запрещено приближаться друг к другу и даже не рекомендовано обнимать и целовать близких, текст становится важнейшим из всех искусств. Ситуация самоизоляции, резкого сокращения социальных контактов - экстремальная для нашей психики. Когда в Подмосковье полицейские составляли первый в России протокол за нарушение дистанции до других граждан, мы в Самаре поговорили с доктором психологических наук профессором Константином ЛИСЕЦКИМ, деканом психологического университета Самарского университета. Поговорили о том, как этот стресс пережить.


[Spoiler (click to open)]
Константин Сергеевич, за то время, что в стране объявлен режим самоизоляции, ощущения от него и реакции людей постоянно менялись. Кто-то отрицает опасность, кто-то шутит над новым образом жизни, кто-то реагирует резко и агрессивно… С чем связан такой разброс реакций?
- Действительно, ощущения меняются, накапливаются раздражение и усталость. В нынешней кризисной ситуации особенно сложно то, что враг не виден. Мы не можем встать лицом к лицу с этим вирусом, не можем даже сплотиться против него, ведь нас просят ограничить контакты. Когда невозможно определить конкретный источник угрозы, людям свойственно переносить агрессию на кого-то конкретного, например, соседей, вернувшихся из-за границы. Но, разумеется, поиск врага - бесперспективный путь. Охоте на ведьм нужно противопоставить осмысление.
Произошел дефолт безопасности. Вынужденная безработица и заточение в стенах собственного дома стали настоящим испытанием на взрослость для каждого.
В этой ситуации первое, что я советую, - отказаться от детоцентризма. Сейчас работающие взрослые - главная опора семьи. Только они могут прокормить семью и помочь заболевшим, если они появятся. Поэтому перестаньте мучиться угрызениями совести, что голодные или просто скучающие дети ноют под дверью, пока вы, закрывшись в комнате и надев пиджак поверх пижамных брюк, проводите очередное видеосовещание с коллегами. Вам важно сохранить работу и социальные контакты, а детям и старикам пришло время учиться беречь взрослых. Соберите семью на совет, постарайтесь объяснить эту простую мысль домочадцам. Тем, кому в силу нежного возраста еще нельзя объяснить, - нарисуйте правила: «Мы не кричим», «Мы не мешаем взрослым работать», «В нашем доме каждый следит за порядком». Все это лучше записать и повесить на холодильнике. И не рефлексируйте. Спасать мир будут взрослые!
Ситуация, когда все члены семьи дома, раньше была довольно редкой, теперь нам приходится быть в ней постоянно. Конечно, нужно находить общие занятия, в том числе обязательно интеллектуальные, чтобы использовать момент для объединения всех членов семейства. Но важно и время от времени расходиться и проводить время в уединении. Если не у каждого есть своя комната, это может быть хотя бы свой уголок. Часто женщины называют «своим уголком» кухню, спальню или ванную комнату. Но все это места общего пользования членов семьи. Может, именно сейчас пришло время задуматься о красивом туалетном столике для мамы, рабочем уголке с инструментами для папы и «домике» для малыша, том месте, где каждый может спрятаться ненадолго.
Противоречивость информации, которую мы получаем ежедневно, порождает неопределенность и, как следствие, сильную агрессию. Врач Ганц Либерман в свое время совершил путешествие на одиночной байдарке через Атлантику и, опробовав в долгом пути посреди пустынного океана различные психологические практики, доказал, что в критической ситуации люди чаще гибнут от страха, чем от реальных опасностей.
Еще один автор, Виктор Франкл, после 2 лет, 7 месяцев заключения в концлагерях, где погибли все его родные, вернулся в Вену и в 1945 году закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни «ДА». Психолог в концлагере». Если вы не понимаете, как трансформировать свою тревогу в полезный опыт, стоит прочесть эту книгу. Она может помочь осознать природу опасности. Именно такой опыт стоит извлечь из нынешней ситуации. Большинство планов выучить новый иностранный язык, освоить какой-то новый навык или прочесть сложную книгу обречены на провал. Кризис - не самое удачное время для этого. А вот стать мудрее, посвятив время философским размышлениям и саморефлексии, вполне можно.
Только подумайте: в один день обесценились все намерения и желания. Вы никуда не едете, не будет путешествия по Тоскане и даже каникул у бабушки на Алтае. Не будет большого веселого корпоратива по случаю юбилея компании и давно запланированного похода на концерт. Это всё очень разрушительно для нашей психики.
Не меньше утомляет однообразие. Мы заперты в собственном доме, где все до боли знакомо. Количество новых впечатлений резко сократилось. Некоторые оказались еще и в ситуации полного одиночества.
Я советую попробовать практику эгоцентрической речи. По сути, начать говорить с собой вслух, проговаривать все свои действия, как делают это маленькие дети: «Пойду на кухню, налью чаю… надо же, никогда не разглядывала рисунок на этой чашке, какие красивые цветы!» Да, это, по сути, возрастная регрессия, но важно помнить, что детская часть нашей личности всегда более устойчивая и в критической ситуации на нее всегда можно опереться. Мне задавали вопросы журналисты после пожара в «Дикой вишне», и я говорил то же самое: говорить вслух! «В здании пожар, но здесь наверняка не один выход! Да, я помню, что видел окно, попробую пробраться к нему!»
Даже если произошло самое неприятное и вы заболели, нужно избегать отчаяния. Помните формулы «я - не равно - болею». Говоря «я болею», вы ассоциируете всего себя с болезнью. Правильно говорить: «У меня болезнь», что значит «я - большой, у меня есть раненая часть, которая не весь я». Болеет часть меня, а не я целиком, и эту часть я могу вылечить.
Мы находимся внутри уникальной ситуации. Враг неизвестен, нет лекарства, нет работы, нет друзей.
Есть текст. Говорите. Пишите. Читайте.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 мая 2020 года, № 8-9 (181-182)

Психология, Культура личности

Previous post Next post
Up