Тавромахия как вид искусства

Sep 17, 2022 19:46

Рубрика: Habent sua fata libelli *

Герман ДЬЯКОНОВ **

Бой быков занимает в мировой культуре весьма заметное место. Так получилось, что мое знакомство с творчеством Эрнеста Хемингуэя началось с его блестящих рассказов о жизни и смерти матадоров. Матадор Лукас - персонаж у Проспера Мериме в «Кармен». У Жоржа Бизе в его «Кармен» Эскамильо играет более значимую роль. Пабло Пикассо и другие художники также прославили эту профессию.

И вот в 1908 году испанский писатель Висенте Бласко Ибаньес (1867-1928) написал роман «КРОВЬ И ПЕСОК». Это жизнеописание Хуана Гальярдо, выдающегося виртуоза художественного забоя быка.


Роман сразу же после его публикации вызвал жаркие споры. В этом нет ничего странного: Бласко Ибаньес осмелился поднять голос против священного на его родине зрелища. Многие испанцы гордятся корридой едва ли не больше, чем историей своей страны.
На первых страницах романа мы видим благополучного, преуспевающего кумира толпы (тореадор для Испании - это почти божество). Финальные строки повествуют о гибели героя на арене. И это не хемингуэевское «А потом он умер», нет, это подробное живописание последних мгновений боя, окончившегося поражением человека: «Шатаясь из стороны в сторону, как пьяный, он два раза поднял голову в поисках выхода с арены и вдруг упал на песок, как огромный червяк в шелке и золоте».
Казалось бы, вполне ожидаемый финал, ведь редко кто из участников корриды доживал до счастливой старости, тем более в качестве литературных персонажей. Но всё не так просто и прямолинейно. Видя кровь, самый страшный на свете зверь - людская толпа - свирепеет до потери человеческого образа. Заметив промашку в смертельном танце матадора, этот зверь разражается диким ревом насмешек и оскорблений в адрес того, кого он час назад боготворил. Да полно, видит ли Зверь в том, кто рискует жизнью ему на потеху, Человека?
Казалось бы, кумир толпы ни в чем не знает отказа. Но любовь не подчиняется такой вот одноходовой логике. Среди персонажей романа есть женщина со знаковым именем Кармен. Однажды ей открывается страшная правда: «Семья Гальярдо жила на деньги, добытые ценою страданий беззащитных животных».
Можете себе представить, что началось после озвучивания сего факта в Испании? Не знаю, какая аналогия приемлема для случая с Россией. Вспомним эпоху лимонадных свадеб, но испанский темперамент круче нашего.
Кстати, книгу читать интересно и познавательно, поскольку даже те, кто корриду видел воочию, не всегда глубоко знают ее правила и традиции. Но судьба книги получила продолжение в наши дни. В Испании очень сильна позиция противников варварского зрелища, напоминающего гладиаторские бои в Древнем Риме. Так и напрашивается некое определение этого противостояния: «Народ против толпы». А с другой стороны, врагов корриды можно уличить в некотором ханжестве. Кто прав, а кто неправ, этого я вам сказать не могу. Быков жалко. Жалко людей. Но и многовековую традицию так просто не вычеркнешь из истории. Так что читайте «Кровь и песок» и сами ответьте на вопрос.

* Книги имеют свою судьбу.
** Специалист по теории информации.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 сентября 2022 года, № 17 (238)

Литература

Previous post Next post
Up