На Мастрюковских озерах в 14-й раз проходил музыкальный фестиваль «МЕТАФЕСТ». Он в буквальном смысле вырос из фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина и проводится на том же месте, но в другое время.
Грушинский фестиваль строился вокруг конкретного вида искусства - песни под гитару. Мастрюковские озера изначально стали местом исполнения и восприятия песен. Постепенно на Грушу стали приезжать не только любители бардовской песни, но и просто любители отдыха на природе и массовых скоплений людей. Самое ценное на фестивалях - это так называемая «атмосфера», которая зависит от места, уровня организации, количества посетителей и субъективных установок организаторов, участников или гостей. Атмосфера Грушинского фестиваля из-за растущего от года к году потока людей и из-за появления других музыкальных культур стала изменяться. Бардовская песня для многих посетителей ушла на второй план, а желание побыть на природе с друзьями - на первый. На Грушинском фестивале стали появляться сцены, где выступали исполнители иной музыкальной традиции (рок, джаз, регги, фолк...). Одна из таких сцен, «Остров», и стала прообразом «Метафеста».
[Spoiler (click to open)] В советский период Грушинский фестиваль имел всесоюзное значение, в постсоветские годы сохранил статус самого известного фестиваля авторской песни в России. «Метафест» стал локальным фестивалем живой музыки, один из его лозунгов последних лет - «Фестиваль всего живого». На его примере хорошо видно, как знакомое природное пространство приобретает иную атмосферу. По количеству посетителей «Метафест» в разы уступает Грушинскому. Несмотря на свое гигантоманское название, «Метафест» - маленький фестиваль, на который в основном приезжают жители Самарской области. Характерной особенностью «Метафеста» всегда было разнообразие музыкальных стилей. Здесь можно услышать и песни под гитару, и хард-рок, и пост-панк, и электронную музыку. Концерты проходят на нескольких сценах, и посетителю приходится выбирать, какому исполнителю уделить свое внимание. Это распространенный принцип фестиваля: «Так много выступающих, что услышать всех невозможно». Поэтому ощущение от фестиваля зависит от слушательской удачи. Можно физически не успеть на любимую группу и разочароваться от незнакомого исполнителя. Пространство фестиваля позволяет слушать группу или отдельного артиста на некоторой дистанции. В конце первого дня на сцене «Степь» выступала культовая петербургская группа 1990-х «Кирпичи», которая играет в стиле рэпкор. У сцены концерт выглядел как настоящее рок-месиво, а в отдалении воспринимался в ностальгическом эффекте. В этом году на «Метафесте» выступило более 50 исполнителей. Среди них были и молодые малоизвестные группы, и всероссийски известные звезды. Наибольший ажиотаж вызвал концерт Найка Борзова. На нем было заполнено всё центральное поле фестивальной поляны. В целом можно утверждать, что для восприятия концерта на «Метафесте» всегда можно найти удобную точку. «Метафест» - это не фестиваль больших толп. Иногда количество зрителей не превышает 50 человек, тогда исполнителя даже становится жалко. Кроме концертов на «Метафесте» был организован лекторий, где целый день выступающие говорили об эпохе 60-х. Свободных мест в лектории почти не было. Тема прошлой эпохи вызвала действительно живой интерес. И именно этот момент позволяет выделить ключевую составляющую атмосферы этого относительно нового фестиваля. Атмосфера «Метафеста» - это ностальгия. Ностальгия по прошлым фестивалям, по любимым артистам молодости, по прошлым культурным эпохам. Эта светлая ностальгия превращает фестиваль в двухдневный городок счастья. В этом городке еще играют рок, еще поют песни под гитару у костра. Но внимание привлекает не новое, а прошлое. Даже новые группы, например московская «Казускома», вызывают эффект ностальгии по хард-року 70-х. Эта ностальгия не является специфической особенностью фестиваля «Метафест», она - специфическая особенность нынешней современной культуры.
* Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)