Сила и любовь в красках

Sep 15, 2022 18:59

Завтра в Выставочном зале Союза художников России откроется персональная выставка Елены Макеевой. Не пропустите!

Валентина ЧЕРНОВА

В этом году Елена Макеева отмечает юбилей. Ученые давно доказали, что до сорока лет художник набирает багаж: впечатления, техники, опыт, манеру, а после сорока начинается вполне зрелая личность.


[Spoiler (click to open)]
Елена окончила Самарское художественное училище и отделение «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» Самарского государственного педагогического университета. Ее профессиональная деятельность началась в 2001 году. С этого времени она совмещает творчество и педагогические практики, участвует в международных, всероссийских, региональных выставках.


Елена Макеева
Живя последние несколько лет в Крыму, она и в Самаре умудряется участвовать сразу в нескольких выставках. Будучи художником широкого диапазона, Елена Макеева предстает на выставках не только как живописец, но и как мастер станковой графики.
Мне пришлось поближе узнать ее лет семь назад. Отдельные работы, которые экспонировались на выставках, выделяла совсем не женская экспрессия. В творениях слышался взволнованный голос, по впечатлению со стороны она казалась человеком, остро реагирующим на проявления жизни.
Однажды на персональной выставке Макеевой было представлено множество городских пейзажей с видами Праги. Все пейзажи были написаны а-ля прима, в один прием, свободно, спонтанно. На ум пришло только одно слово - «быстрая». Нагруженная манера письма с использованием густого красочного теста. Живопись корпусная, без лессировок. Мазок лепил формы оконных проемов, дверей, и куски пражских крыш, и отдельные дорожные объекты.
Оказалось, так она проявляет себя во всем. На всех работах красочное тесто оставляет впечатление легкого рельефа. Колорит горячий, чистые цвета словно вибрируют в иллюзорном пространстве полотен с изображением Бахчисарая, Симеиза.
В ее городских мотивах нравится то, что сюжетом для картин являются как будто случайные уголки, не открыточного плана. Она внимательно запечатлевает стоянки для велосипедов, трамваи, троллейбусы - одним словом, много разного движущегося транспорта. Отсюда впечатление стремительного течения жизни. Она присматривается к старинным крымским улочкам, зданиям, мостам, словно предчувствуя, что впереди еще не одна встреча, потому ее холсты своим красочным колоритом, наполненностью людской толпой сильно напряжены. Ей кажется, что здания накопили за сотни лет множество страстей, чувств и усилили ими старые стены.
«Массандровский дворец». Широкие длинные мазки щетинной кистью вспучивают поверхность штукатурки на стенах, стараясь проникнуть вглубь, познать сущность того или иного архитектурного объекта. Словно следя за стараниями художника, старые здания бодро улыбаются, кокетничают, манят и надеются заколдовать.


Елена Макеева. Массандровский дворец
При этом такие детали, будучи реалистичными, совершенно не доминируют в мотиве. В сюжете главное - архитектура города, его атмосфера и энергетика... Жанр городского пейзажа дается далеко не каждому художнику. Первоначально казалось, что художнику Елене Макеевой стоит связать свое будущее именно с этим жанром. Она очень хорошо чувствует и верно отражает в картинах городскую среду Самары и многих других городов.
Елена любит работать в разных жанрах. В последнее время ее привлекают не только архитектурный пейзаж и тематический натюрморт, но и морские пейзажи. На выставках она представляет работы в самых разных жанрах и техниках - от пейзажа до графического портрета.
Ее манит вода. В картинах «Посвящение Венеции», «Гондолы» она показала, как хорошо умеет писать воду. Она умеет удивлять тем, что живописует паровозы. А живя в Крыму, стала запечатлевать морские суда - катера, корабли, сухогрузы, буксиры. Паровозы и корабли в Самаре еще никто так не писал! Темпераментно, неистово, пастозно и в крупных размерах.
Тематический натюрморт - особый жанр: композиции из вещей и предметов многое могут рассказать о современном мире. «Мы сохраняем те вещи, которые нам нравятся. Любимый предмет для меня - старая печатная машинка. Она часто встречается в моих работах», - утверждает художник Макеева. У нее в натюрмортах хороши не только медные самовары и сдобы («Деревенское подворье», «Натюрморт в русском стиле»), но и плоды земли - овощи и фрукты; книги и детские игрушки; цветы и весенние веточки деревьев.
Художнику одинаково близки и живопись, и графика. Графика Елены Макеевой детальна, разработана; взять те же улицы Праги, стоянки для велосипедов там. В листах нет насыщенных красок, почти монохром, почти гризайль, и это - преимущество, если говорить о мистическом образе города Праги. Рука художника легко очертила воздушные контуры башен, серебристую зыбкость мостовых, бесшумные силуэты застывших машин - без доминанты жирных линий и тем самым наделила городские мотивы духом призрачности. Так же сделана и старая синагога в Самаре. Призрачная архитектура оставила свой след на листе бумаги художника из Самары.
Графические листы очень разнообразны по подходам. С мгновенными набросками деревьев, архитектурных мотивов соседствуют листы больших форматов с законченным образным решением и тончайшей обработкой поверхности, выполненные мягкими материалами: сангиной, пастелью...
Когда-то группу самарских художников я назвала «самарскими амазонками». «Амазонка» Макеева с легкостью рисует характерные портреты, полные жизни. «Кокетка» - портрет лежащей на траве девушки в соломенной шляпе. Блики солнца, пробившиеся в дырочки шляпы, словно россыпь белых веснушек на лице и плечах. Вздернутый носик, губы слегка растянуты, девушка скорее улыбается глазами; несмотря на общий тон сангины, думается, что эта лисичка рыжеволосая.
Елена Макеева создает картинные композиции, помещая ребенка в саду перед стулом, на сиденье которого стоит тарелка с аппетитными грушами. Ребенок с одуванчиком, юный рулевой, в лодке. Все эти замечательные детские портреты полны тепла, детской живости и естественности.
В год 170-летия Самарской губернии она приняла активное участие в выставке «Живи и процветай, Самарский край» и была отмечена благодарственным письмом Самарской губернской думы.
В целом творчество Елены Макеевой отличается экспрессией, динамичным наложением красочного слоя или штриха. Каждое ее произведение несет определенный образный строй, отличается пластической выразительностью, и за этим стоит не только вдохновение, но и опыт прожитых лет. С юбилеем Вас, Елена, творите, стройте и реализуйте планы, живите искусством и верьте в его созидательную силу. Успехов и вдохновения Вам.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 сентября 2022 года, № 17 (238)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up