Плелась паутина, развевались шторы и сети

Sep 15, 2022 16:56

Татьяна ГРУЗИНЦЕВА

«ВолгаФест 2022» завершился, успев прихватить самые жаркие дни августа, оставив у нас приятное послевкусие, а еще воспоминания о лете, о детстве, о волжской сказке. Жаль только, что в этом году фестиваль обошелся без книжных развалов и выступлений поэтов-писателей. Но были литературоведы и культурологи, объяснившие нам сказочные сюжеты происходящего.


[Spoiler (click to open)]

Купите горячие пирожки

В этом году фестиваль прошел гораздо плотнее во времени и пространстве, чем в прошлом, и явно не хватало места для всех желающих подняться на воздушном шаре, смастерить свистульку или раскопать волгозавра. Огромные очереди, толпы идущих и возвращающихся, невозможность поймать нужное событие - концерт, лекцию, колокольный перезвон…
Ближе к завершению фестиваль, казалось, устал сам от себя. Сарафанное радио сделало свое дело, народ пошел на набережную, чтобы ухватить за хвост последние теплые деньки, прикоснуться к волжской сказке и убедиться в том, что Самара - город-курорт.
Последнее действительно удалось почувствовать, в том числе благодаря открывшемуся прямо на пляже ресторану «Ваще огонь»: ведь когда сидишь на пуфах из сена, под ногами песок, а прямо перед тобой шум волн и мерцающие огоньки, возникает иллюзия, что ты где-то на морском побережье. За этим сладким обманом, а не только за гамбургерами и свиными ребрышками выстраивались очереди. Отдельное спасибо за то, что не было спиртных напитков, а только разные вариации холодного чая со льдом и домашних лимонадов.
Все остальные маркеты еды были выселены за территорию фестиваля, на набережную, но там тоже было не протолкнуться.
Кстати, единственным конкурентом ресторана «Ваще огонь» на пляже в первый день фестиваля оказалась сгорбленная старушка. В тридцатиградусную жару укутанная с ног до головы в пиджаки, гамаши и теплые платки бродила она по пляжу и предлагала горячие пирожки. Старушка заходила со своей сумкой в лабиринт, в музейный лекторий и, не обращая внимания на лектора, говорила, пристально вглядываясь в лица: купите, очень вкусные горячие пирожки. Но публика вежливо отказывалась.

От сказки к мифу

Тема фестиваля 2022 года - «Детство» - не только для детей, скорее о детях, чтобы каждый смог почувствовать ребенка в себе. Но, как это всегда бывает, стоит лишь начать, заварить всю эту кашу, дать жизнь, и возникают смыслы, сюжеты, которых и не замышляли организаторы.

И в этом году фестиваль направился не только и не столько к детству, а скорее в сторону колыбели человечества, куда-то в мифологию, в ритуалы, к корням и истокам. Этому, кажется, способствовало многое: лекции о сакральных смыслах известных сказок и лекции о наследии ариев, мастер-классы по плетению куколок из лыка и, конечно, антураж. Декорации фестиваля в этом году были созданы исключительно из природных, натуральных материалов: дерево, сено, солома, камень, мешковина. Мастерицы «Мягкого цеха» день ото дня плели паучьи сети, и мягкие нити разрастались по пространству пляжа. Но самое главное - ежедневное наблюдение за стихиями: водой, ветром, землей (в нашем случае - песком, камнями) и огнем. Ветер развевал на пляже рыболовные сети, шторы и простыни, а в амфитеатре, как в языческом святилище, ежевечерне зажигались костры. Сам амфитеатр, построенный из досок и бревен, издали напоминал древнее городище или языческое селение.
Возле великана Алангасара в сумерках тоже загорался огонь, оживали фигуры удмуртского эпоса, и к костру приходили люди, чтобы просто посидеть в задумчивости. Жрецы в рубищах играли на флейте, стучали в барабаны и раздавали горячие шарики из теста - кусочки разума, которым наградил бог великанов. Разум был горячим, слегка подсоленным и скрипел на зубах песком.
Словом, что-то сказочное и древнее присутствовало в пространстве «ВолгаФеста» и манило к себе горожан.

Это просто магия

Для детей и правда было много занятий. На площадке музея Алабина - «Дом Волгаря» и на Музейной сцене практически каждый вечер показывали мини-спектакли для самых маленьких, а еще дети знакомились с предметами быта и старины, лазили в подстолье и мерили свой рост в сомах. На площадке Литературного музея, кстати, мерили себя в Кощеях, Водяных и Леших. Автор чуть-чуть по росту недотянула до Бабы-яги.
Аншлаг всегда был на площадке Музея Модерна: кто бы мог подумать, что дети с таким азартом начнут разрисовывать маленькие картонные кубики (домики), чтобы потом водрузить их на спину рыбы кита! А еще каждый ребенок считал своим долгом украсить Волжскую Нимфу. Пластиковая Венера Милосская к концу каждого дня приобретала руки из гофрированных труб, а за ленточками, веточками, листочками, которые приматывали скотчем, приклеивали и привинчивали, едва можно было разглядеть кончик носа.

Ну и конечно, детей и взрослых всегда собирали концерты, на пляже звучала музыка в стилях инди, поп, этно, регги, хип-хоп; собирали публику и самые невероятные перформансы: аудиовизуальный «Микро:множество» от студии Stain и композитора Петра Айду, хореографический «Миг в оранжевом» театра танца «Скрим», танцевальные «Птицы», «Магия места»…
Или вот - Playtronica. Два металлических шара на расстоянии полутора метров друг от друга. Шары начинают звучать от прикосновения пальцев двух людей, которым необходимо взяться за руки. Музыкальный инструмент демонстрировали изобретатели-экспериментаторы, соединяющие музыку, искусство и людей.
«Электрический ток, проходя через тела людей, заставлял звучать шары», - поясняет девушка. «Нет, - включается в разговор ребенок, - это на самом деле волшебство, магия…»
За время фестиваля набралось несколько детских и родительских реплик:
- Мама, мама, я хочу туда, где дом на дереве, там музыка.
- Никого там нет, - отвечает мама, - там мужчина бездомный живет.
Бездомный мужчина - это Дмитрий Устинов, музыкант, композитор, диджей, идеолог музпрограммы фестиваля «Пикник». Каждый вечер на закате «Дом Устинова» наполнялся музыкой. Было очень красиво и атмосферно.
Или про инсталляцию «Лес рук». Говорит четырехлетняя девочка:
- Зачем они так сделали? Руки из деревьев - это же страшно, напоминает фильм ужасов из моего детства.
Претензии стоит направлять в Бюро pogodinrogov (Самара). Хотя взрослым показалось очень остроумно.
Про спектакль «Сказка о потерянном голосе», зритель четырех лет:
- Ну, когда уже начнется спектакль?! - это примерно на десятой минуте представления.
Или когда родители заставляют ребенка в девять вечера идти домой:
- Это очень, очень несправедливо!
Конечно, несправедливо, когда толпы детей и в девять, и даже в десять вечера продолжают разукрашивать, мастерить, танцевать и лазить по норкам лабиринта.

О детях и взрослых

О запретах, об отношениях родителей и детей на этот раз было много серьезных лекций от психологов. Одной из главных можно было бы назвать лекцию «Всё из детства?» - о том ребенке, что живет внутри каждого из нас.
О том, как детство и прошлое влияют на нас в настоящем. О том, что такое базовые эмоциональные потребности и что у них общего с гормонами. Как формируются идентичность и убеждения о себе. Как теория привязанности объясняет наши отношения сейчас, рассказывали практикующие психологи Полина Пилипец и Николай Лыдин. После лекции стало как божий день ясно: всем нам просто необходимо идти к специалистам, чтобы проработать свои страхи, обиды, зажимы.
В дни фестиваля состоялись встречи с педиатрами, лингвистами, маркетологами, журналистами. Два вечера в фестивальном клубе зрителей собирал фильм «Манюня», снятый по книге Наринэ Абгарян. Словом, программа была так насыщенна, что посетить всё предложенное не хватило бы и месяца.
Жаль только, не было в этом году книжных развалов Букфеста, хотя… близкое соседство книг и огня довольно опасно.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 сентября 2022 года, № 17 (238)

Культура Самары

Previous post Next post
Up