Джазмен из заводской прачечной

Sep 09, 2022 13:25

Игорь ВОЩИНИН

В год столетия жанра уместно вспомнить первопроходцев настоящего джаза 60-х годов, музыкантов отечественных эстрадных оркестров 30-50-х. Именно они заложили основы, с ними начал зарождаться подлинный отечественный джаз - уже без налета эстрады и песенного популяра. В Самаре/Куйбышеве одним из первых среди них стал Григорий Петрович ГАЛОЧКИН.


Григорий Галочкин
[Spoiler (click to open)]
Родившийся в 1919 г. Григорий Галочкин прожил 95 лет, и за его плечами - солидный опыт музыканта, руководителя, организатора. В числе известных самарских джазменов немало его учеников, а соратниками ветерана были такие мастера, как Моисей Зон-Поляков, Юрий Голубев, Борис Кроль, Михаил Гуревич. Учителем самого Григория Петровича стал один из легендарных организаторов музыкальной эстрады Куйбышева Александр Иванович Алло.
Алло руководил целым рядом музыкальных коллективов в Клубе имени Революции 1905 года (бывшем Пушкинском народном доме). Именно здесь Гриша Галочкин вначале овладел игрой на балалайке и домре. Оказавшийся в Куйбышеве на гастролях выдающийся отечественный виртуоз-балалаечник и руководитель Государственного оркестра народных инструментов Николай Осипов, услышав, что выделывал Григорий на домре, настоятельно рекомендовал ему продолжить обучение для последующего выхода на профессиональную сцену.
В 1937-м 17-летний Гриша успешно прошел прослушивание в Ленинградской консерватории, но вернулся в Куйбышев и поступил здесь в индустриальный институт. Хотя и с музыкой он не расстался, играл на саксофоне в институтских эстрадных оркестрах, а в Клубе имени Революции 1905 года стал одним из первых в Куйбышеве исполнителем на инструменте американских негров - банджо. Вскоре он стал руководителем ансамбля из 20 банджистов: ничего подобного в музыкальной истории Куйбышева никогда ни раньше, ни позже не было.
Не менее уникальным стал и созданный Галочкиным женский эстрадный оркестр. Его появление в городе стало событием, и после успешных концертов в Куйбышеве девушки начали срочно готовить программу для выступления в Москве на Всесоюзном смотре художественных коллективов министерства путей сообщения СССР. 22 июня 1941 года известие о начале войны застало музыкантов на генеральной репетиции, и вернуться к музыке в прежнем составе оркестру было уже не суждено. А в репетиционном зале клуба вскоре разместили на жительство семьи рабочих эвакуированных в Куйбышев военных заводов.


В творческой биографии Галочкина было выступление в джаз-оркестре Всесоюзного радио под управлением Александра Цфасмана: в 1941-м молодому музыканту довелось подменять заболевшего саксофониста в этом очень солидном и престижном коллективе, эвакуированном из Москвы в Куйбышев, где он продолжал работать с выездами для выступлений в частях действующей Красной армии.
***В годы войны Григорий работал инженером на авиационном заводе, где делали знаменитые штурмовики Ил-2, один из которых сегодня красиво взлетает с постамента на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова.
В 1943-м по личному поручению директора завода Александра Александровича Белянского, оказавшегося большим любителем музыки, Галочкин создает эстрадный оркестр. Его первые репетиции проводились в небольшой комнатке деревянного барака поселка Юнгородок, а затем - в заводской прачечной. Позже здание прачечной было капитально реконструировано под Дом культуры «Родина», который стал одним из первых центров культуры промышленной Безымянки. Здесь появились народный театр, хоровой и танцевальный коллективы. В 1948-м в ДК был даже открыт филиал Куйбышевского театра оперы и балета с еженедельными спектаклями. На его сцене выступали и звезды общесоюзного масштаба: Лидия Русланова, Александр Вертинский, Марк Бернес.


Здесь молодому джазмену Галочкину посчастливилось встречаться с легендарными советскими музыкантами Леонидом Утесовым и Эдди Рознером. Во время своих гастролей они бывали в гостях у музыкантов эстрадного оркестра Дома культуры, руководителем которого Галочкину довелось быть в «Родине» около четверти века.



Григорий Галочкин и Эдди Рознер
Но позже ему стало сложно совмещать музыку с работой по технической специальности, и он выбрал инженерное поприще. Длительное время руководил Куйбышевским авиационным техникумом.
После его ухода из ДК в эстрадном оркестре сменилось несколько руководителей. В 1962-м заводской биг-бэнд под управлением тромбониста Михаила Гуревича стал лауреатом I Куйбышевского фестиваля эстрадной и джазовой музыки. Автор этих строк, бывший тогда членом фестивального жюри, с удовольствием вспоминает замечательные аранжировки и прекрасное звучание группы саксофонов оркестра, уже капитально взявшего курс на подлинный свинговый джаз. В 1987-м оркестр возглавил джазовый саксофонист Вадим Ласалкин. Увы, он оказался последним руководителем коллектива: вскоре оркестр-долгожитель с полувековым стажем стал мешать дирекции «Родины», хотя музыкантам и требовалось-то всего лишь время для репетиций раз в неделю.
***
Первый после возвращения из Китая гастрольный концерт в Советском Союзе легендарный оркестр Олега Лундстрема дал 11 мая 1957 года еще в старом зале филармонии. После этого биг-бэнд неоднократно выступал у нас с концертами, тогда с ним и познакомился Григорий Галочкин.
На одном из концертов он впервые услышал восхитительное звучание нового для советской эстрады инструмента - вибрафона. В оркестре Лундстрема тогда использовался инструмент немецкого производства, поскольку изготовление их отечественной промышленностью еще не было освоено. И это очень задело нашего музыканта-инженера. В декабре 1964-го при новой встрече в Куйбышеве Галочкин продемонстрировал патриарху отечественного джаза вибрафон собственного изготовления. После опробования уникального вибрафона Олег Лундстрем, ведущие музыканты его оркестра, а также тогдашний художественный руководитель - главный дирижер симфонического оркестра Сергей Дудкин и директор филармонии Марк Блюмин констатировали, что «инструмент может быть приравнен к выпускаемым американским аналогам и рекомендован в качестве образца для массового производства вибрафонов в Советском Союзе», и скрепили сей вердикт подписями и печатями.
Сам же куйбышевско-безымянский инструмент стал постоянно звучать в оркестре Дома культуры «Родина», а затем два года гостил в Саратовской консерватории, откуда был срочно возвращен в Куйбышев, где понадобился в филармонии на авторском концерте народного артиста СССР композитора Андрея Эшпая: другого вибрафона в Куйбышеве тогда просто не было. А на Куйбышевском радио в качестве позывных долгое время звучала записанная Галочкиным вибрафонная версия музыкальной фразы композиции Леонида Другова «Куйбышев - город родной».
Кстати, при упомянутой встрече с Олегом Лундстремом в 1964 году Галочкин попутно отремонтировал вибрафон в оркестре патриарха отечественного джаза. При этом он сам изготовил и заменил на немецком инструменте одну из звуковых пластин, что само по себе было очень тонкой и сложной операцией.
Уникальный инструмент долгие годы хранился дома у Галочкина, а на юбилейном вечере по случаю восьмидесятилетия музыканта, на котором присутствовали только друзья и близкие люди, Григорий Петрович даже отважился взять в руки камышовые малеты с фильцевыми головками и что-то поиграть сам. Позже инструмент был передан в муниципальный духовой оркестр Марка Когана, где и используется сегодня в концертных программах этого уникального музыкального коллектива.
***С годами творчества Григория Галочкина связаны многие значительные события в музыкальной жизни Куйбышева/Самары. Именно они были периодом развития эстрадно-инструментальной музыки и зарождения подлинного джаза уже как самостоятельного жанра. Конечно, не всегда эти процессы протекали гладко и бескомпромиссно: музыкант прошел годы становления и формирования жанра, черный период «разгибания саксофонов» - запретов и даже откровенных репрессий конца 40-х - начала 50-х.
Сегодня джаз перешел в разряд элитного музыкального искусства, оказавшись самым многостилевым из всех музыкальных жанров: без особого напряжения в нем можно перечислить более двух десятков самых разных стилей и направлений - от нью-орлеанской архаики и регтайма до атонального авангарда. Наиболее демократичным и широко распространенным по всей планете к середине прошлого века стал оркестровый стиль свинг, по инерции остающийся достаточно близким к танцевальной и песенно-эстрадной музыке 30-50-х годов.
Григорий Галочкин активно входил в творчество в период расцвета именно этого стиля и оставался в самарской музыкальной жизни одной из главных фигур в годы жанровых перерождений и трансформаций.
В последние годы жизни самарский патриарх сам музыкой уже не занимался. Будучи с Григорием Петровичем в дружеских отношениях, я нередко навещал его, и тогда мы листали его драгоценный старый альбом с редкими фотографиями музыкантов - соратников, коллег, друзей и учеников, а также пересматривали собранные за десятки лет афиши, вырезки из газет и программы концертов с участием самого Григория Галочкина и оркестров под его руководством. И это не просто фрагменты большой жизни музыканта - это целая эпоха, история музыки нескольких поколений Самары/Куйбышева/Самары.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Джаз

Previous post Next post
Up